Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

физической любви очень много значит. Физическая любовь де- лает нас живыми. Держаться корней — Полтора года назад вышел ваш «Финист — ясный сокол». «Человек из красного дерева» — второй ваш роман, касающийся темы корней и архетипов. А неко- торые прямо так и говорят: «Ру- банов пытается сформировать на- циональное сознание». Разделяете мнение, что современное обще- ство теряет свою культурологи- ческую подложку, глобализуется, растворяется в мультикультурном контексте? — Упаси меня Бог формиро- вать национальное самосозна- ние. Я свое-то еще не сфор- мировал! Если по порядку, то, во-первых, большинство архе- типов интернациональны, на то они и архетипы. Во-вторых, ничто не теряется. Французы и итальянцы страшно гордятся своими национальными культу- рами и строят жизнь, экономику и идеологию на такой гордости. И вкладывают огромные сред- ства в сохранение националь- ных культур и их пропаганду. Институт Гете исправно платит переводчикам по всему миру, чтобы те переводили немецкие книги на другие языки, продви- гали таким образом немецких писателей. Любой народ бере- жет свою культуру, если не хо- чет исчезнуть. Американский развлекательный кинематограф приходит на незащищенный, открытый российский рынок и полностью подминает его, уби- рает конкурентов, потому что они слабее и меньше. Это не гло- бализация, а бизнес. Как только вы слышите слово «мультикультурность», будьте уверены, вам пытают- ся что-то продать. Мульти- культурность и глобализация придуманы для захвата рынков и уничтожения конкурентов. Возьмите любой обзор литера- турных новинок этой зимы: увидите, что на одну книгу российского автора приходит- ся три переводных. Издать ан- глоязычный бестселлер гораздо проще и дешевле, чем возиться со своим. Русские переводчики первоклассные и берут недоро- го. За 500 евро переведут вам хоть черта лысого. Ну и зачем тогда выращивать своих, если можно брать чужих и на них быстро зарабатывать? Какое национальное самосознание? Кто о нем думает? Если люди хотят, чтобы оно было, так его надо создавать, тратить на это силы, ресурсы. Все появляется только из труда, в том числе и духовного. Просто так на пу- стом месте ничего не возникает, и самосознание тоже. — Как и почему решились взяться за фэнтези, сказку? Прежде вас позиционировали как автора социальной, поколенче- ской прозы «на жесткой реали- стической основе». — Это длинная история. В 2010 году кинорежиссер Аглая Курносенко придумала и напи- сала сценарий сказки «Финист— ясный сокол». Потом она попро- сила меня доработать сценарий. Я увлекся. Одновременно с этим мне предложили делать сценарии нескольких исторических филь- мов. Сначала документальный— про Петра Андреевича Толстого, сподвижника Петра I. Затем — «Викинг» про Владимира Свято- славича, крестителя Руси. Затем сериал «София» про СофиюПа- леолог, жену Ивана III. Я нако- пил очень много исторической фактуры. В результате всех этих взаимно перекрещенных ситу- аций «Финист — ясный сокол» родился сам собой. Я считаю, что исторический роман должен отвечать на вызовы сегодняшне- го дня, попадать в нерв. Память о прошлом помогает нам жить здесь и сейчас. Фото с сайта iz.ru («хоть нелюбимое, но все же дитя церкви»), он, конечно, от- верг советский проект. В начале XX века атеизм, безбожие соци- алистического учения многих привлекли к нему, но многих отвратили. Вот и Антип не по- нимает, что можно построить на отрицании Бога: для него это все равно что возводить дом без фундамента. — В чем его драма как худож- ника? Выточив из дерева хтони- ческую языческую богиню Ма- кошь, ему кажется, что он, как Франкенштейн, создал чудови- ще — Голема, дерзнув уподо- биться Богу и создать живое из неживого. — На создание Големов ухо- дит жизнь. Это и есть драма. Нужно платить. Думаю, твор- ческая деятельность похожа на языческое таинство. Язычник ничего не получал бесплатно, он договаривался с Богом, прино- сил ему в жертву нечто дорогое, ценное. Платить собой — вот драма. А чем и как платит Бог, созидая все сущее, этого мы не знаем. — Богиня судьбы и плодоро- дия Макошь появляется в романе разгневанной. Почему так? Счи- таете, что грядет какой-то злой матриархат? — Матриархат не грядет, а уже есть. Россией управляют женщины. Мужчины только пребывают в иллюзии насчет своего лидерства. Женщины практичны, дальновидны, у них нервы крепче. В книге есть и другой женский персонаж — Елена, научный работник, вы- ражающая идею изначального женского проклятия, ложной печати неудачницы. Ложной, потому что эта печать снимается мужчиной. В язычестве стихия ОТРИЦАТЬ БОГА — ВСЕ РАВНО, ЧТО ВОЗВОДИТЬ ДОМ БЕЗ ФУНДАМЕНТА, МАТРИАРХАТ УЖЕ НАСТУПИЛ, А РУССКИЙ ПЕРЕВОДЧИК ЗА 5 00 ЕВРО ПЕРЕВЕДЕТ ХОТЬ ЧЕРТА ЛЫСОГО. О б этом, а также о нацио- нальном самосознании, живительной силе любви и своем новом романе «Человек из красного дерева» рассказал писатель Андрей Рубанов . Два космоса — В современной России среди обычных людей бродят об- ретшие плоть и разум языческие храмовые истуканы — натурфи- лософские души стихий, идей, ремесел. Об этом ваш роман. Что тут первично — переплетение и противоречие язычества и хри- стианства или столкновение ду- ховного сознания с современным, прагматическим и светским? — Духовное сознание тоже развивается. Дух человека XVII столетия сильно отличается от духа нашего современника. И его духовная жизнь протекала иначе, нежели наша с вами. Это невозможно объяснить, можно только практиковать, делать, и тогда все станет понятно. Исту- каны оживляют друг друга, по- тому что они—народ, они хотят процветать, плодиться и размно- жаться, как любой другой народ. А что касается противостояния язычества и христианства, в книге его нет — эти два огром- ных духовных космоса соеди- няются и взаимно обогащают друг друга. Славянское язычество су- ществовало около тыся- чи лет. Пред- ставьте себе, какой духов- ный и интел- лектуальный Дарья Ефремова КАК ТОЛЬКО ВЫ СЛЫШИТЕ СЛОВО «МУЛЬТИКУЛЬТУРНОСТЬ», БУДЬТЕ УВЕРЕНЫ, ВАМ ПЫТАЮТСЯ ЧТО-ТО ПРОДАТЬ. МУЛЬТИКУЛЬТУРНОСТЬ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПРИДУМАНЫДЛЯ ЗАХВАТА РЫНКОВ И УНИЧТОЖЕНИЯ КОНКУРЕНТОВ Андрей Рубанов МУЛЬТИКУЛЬТУРНОСТЬ ДЛЯ ЗАХВАТА РЫНКОВ № 3 1 (26315) Тенденции ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 12 Андрей Рубанов учился на факультете журналистики МГУ. Автор книг «Сажайте, и вырастет», «Стыдные подвиги», «Хлорофилия», «Психодел», «Готовься к войне», «Патриот», сценарист фильма «Викинг». Финалист премий «Национальный бестселлер» и «Большая книга», победитель премии «Ясная Поляна». Новый роман писателя «Человек из красного дерева» вышел в «Редакции Елены Шубиной». СПРАВКА Андрей Рубанов считает, что исторический роман должен отвечать вызовам сегодняшнего дня потенциал накопила эта тради- ция. Представьте себе инерцию, с которой двигалось язычество, и вы поймете, что оно не могло просто так взять и исчезнуть в никуда. Это невозможно. Это не вопрос противостояния. Да, конфликтная ситуация была, но в итоге победили обе стороны. — Забавно, что один из исту- канов смотрит телевизор и всюду находит своих. Это и супермены из голливудского кино («никто не болеет даже насморком, не ис- текает кровью»), и персонажи из детских мультиков (Пиноккио, Урфин Джус и даже Винни-Пух, у которого в голове одни опилки). Считаете, есть такой запрос? — Есть запрос на новых ин- тересных героев — необычных, а железных или деревянных — неважно. Людям интересно нечто новое. Мне приятно ду- мать, что я этот запрос удовле- творяю, предъявляю публике оригинальные идеи. Но по большому счету запрос созда- ется. Сегодня ты придумал меч или бомбу, или деревянного истукана, а завтра все заин- тересовались. Платить собой — Главный герой, оживший деревянный покровитель плот- ников Антип Ильин, — образ идеального художника. Он скро- мен в быту, изящно одет, живет уединенно, много работает, пусть даже и на мебельной фабрике, воцерковлен, всю жизнь идет к созданию шедевра. В чем, на ваш взгляд, миссия творца? — Оказавшись в тюрьме, Антип хочет обнять не знаю- щих о нем человеческих собра- тьев, но понимает, что рядом никого нет: «Когда ты занят делом, неизбежно остаешься один на один с материей». У художника нет миссии. Он подчинен чужой воле, воплощает об- разы и идеи, а они сами собой появ- ляются из ниотку- да. И уж, конечно, на этом пути ни- какой справедли- вости не бывает. А поскольку он человек верующий и церковь — его дом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz