Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

ОСТАНОВИСЬ, МГНОВЕНЬЕ! В ныне забытой, а когда-то считавшейся журналистским гимном песне были такие слова: «Трое суток не спать, трое суток шагать ради нескольких строчек в газете…». То же можно сказать и о газетчике, главное оружие которого не ручка с блокнотом, а фотоаппарат. Исаак Розенфельд Т олько он готов трое су- ток шагать ради одного- единственного снимка. А еще подниматься на самолете, вертолете, взбираться на кры- ши многоэтажек, повисать на стреле башенного крана, чтобы найти выразительный ракурс, чтобы мы увидели знакомую ре- альность по-новому: неожидан- но, необычно, свежо. Так живет и работает уже три десятка лет один из ведущих фотожурнали- стов «Липецкой газеты» Анато- лий Евстропов. Человек с фотоаппаратом Помню наши с ним путе- шествия по заповедным тро- пам урочища Плющань. Впро- чем, троп там, в сущности, не было. Крутые, чуть ли не вертикальные склоны холмов и балок. Перекинутые через журчащую по дну оврага речку шаткие бревнышки. По ним, признаюсь, я перебирался на четвереньках. Огромные за- росли крапивы выше челове- ческого роста. Жара под сорок. Стена деревьев. Дышать нечем. Но я-то шел налегке, а вот у Толи на плече висела огром- ная тяжелая сумка с аппара- турой. Сопровождавшие нас сотрудники заповедника «Га- личья гора» — народ привыч- ЯНЕМНОЖКО СКУЧАЮПОТЕМНОЙ ФОТОЛАБОРАТОРИИ, ГДЕ ТЫКАКБУДТОДЫШИШЬ НАСНИМОК, ИВОТОН ПРОСТУПАЕТ НАБУМАГЕ, ИЭТОПОХОЖЕНАКАКОЕ-ТО ВОЛШЕБСТВО. АСКОМПЬЮТЕРОМ ТАКОГОВОЛШЕБСТВА НЕТ. И ТЫНЕ ВОЛШЕБНИК, А РЕМЕСЛЕННИК, ТЕХНАРЬ Анатолий Евстропов Фотографу нужно все запечатлеть, ничего не пропустить, вернуться в редакцию с веером снимков, удивить сперва редактора, ответственного секретаря, а потом читателей. мне ответил не сразу. Ну, купили десятилетнему мальчишке са- мый дешевенький фотоаппарат «Смена». Фотоувеличитель был допотопный, считай, самодель- ный. Толик проявлял и печатал снимки, включив фонарик, за- вешанный в два слоя красным галстуком. Ну и что? Мне в детстве тоже подарили «Смену». Да и кто пацаном не загорался же- ланием поснимать однокаш- ников, соседского кота, двор, прохожих на улицах? Хобби есть хобби. Но, подрастая, мы выбирали другие профессии. А Евстропов так и не выпустил из рук фотоаппарат. Правда, теперь это уже была более со- вершенная, сложная техника. Он ходил в фотоклуб, встречал- ся с такими же увлеченными людьми, как и он. Наконец ре- шился принести свои снимки в редакцию. Так это начиналось. Его пригласили на работу в «Молодежный вестник». Он получал награды на солидных фотоконкурсах. И понимал, что занимается делом, которое имеет право назвать своим при- званием. — Художники говорят, что в портретах они должны через ви- димое показать невидимое, харак- тер, душу. А если у тебя не кисть, не карандаш, а фотоаппарат — задача та же? — Главное, чтобы человек на снимке был самим собой. Не на- дувал щеки, не играл, не прини- мал несвойственные ему позы. — Когда тебе лучше работа- лось — в эпоху пленки, прояви- теля, закрепителя или сегодня с цифровыми фотоаппаратами, компьютерами? — Я немножко скучаю по темной фотолаборатории, где ты как будто дышишь на снимок, и вот он проступает на бумаге, и это похоже на какое-то волшеб- ство. А с компьютером такого волшебства нет. И ты не волшеб- ник, а ремесленник, технарь. — Но, наверное, волшебство, магия зависят не от техники, ста- рой или новой, а от того, в чьих она руках — подмастерья, ма- стера, ремесленника, творца? —Не стану спорить. Возмож- но, и так. ФотоОльги Беляковой, Анатолия Евстропова Профессионалы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 4 № 4 (26288) Призвание — репортер Я попросил Анатолия дать мне блиц-интервью. Поинтере- совался, сколько же, пусть при- близительно, снимков он сде- лал. Напомнил ему о старшем товарище по цеху — фронтовом журналисте Иване Александро- виче Нарциссове. Тот передал в областной архив десятки ки- лометров пленки — бесценную фотохронику Великой Отече- ственной. — Да и у меня, наверное, не меньше, — сказал Толя. — А теперь к пленке прибавились тысячи снимков на цифровой аппаратуре. Из них тоже мож- но сложить, естественно, не фронтовую, а мирную хронику нашей жизни. — У тебя есть какие-то люби- мые снимки, которые ты считаешь особенно удавшимися? — Есть. Но пересчитать их хватит пальцев одной руки. — Не скромничай. Ладно, спрошу иначе: что тебе интереснее снимать? Портреты, городские пейзажи, сельские виды? — Я же репортер. Мне нуж- но остановить мгновение, ко- торое никогда не повторится, застать жизнь врасплох, когда она еще не успела причесаться, припудриться, навести мара- фет. Конечно, люблю портрет- ные фото. Состояние человека, его глаза, печаль, улыбка, уста- лость, погруженность в себя или, напротив, открытость окружаю- щему — вот это хочется угадать и передать. А в последнее время для души снимаю натюрморты. Тут можно чему-то поучить- ся, что-то попробовать — как скомпоновать кадр, как поста- вить свет. ный, тренированный — и те вымотались. Но не Евстропов. Он жадно переводил объек- тив с одного редкого цветка на другой. С текущего дале- ко внизу Дона на лица наших спутников. Ему не терпелось добраться до «хризантемовой поляны» с неведомо как по- павшими в среднюю полосу раритетными растениями из Сибири, с Алтая. Нужно все запечатлеть, ничего не пропу- стить, вернуться в редакцию с веером снимков, удивить сна- чала редактора, ответственного секретаря, а потом читателей. В конце про- шлого года Ана- толий Евстропов в числе нескольких коллег удостоился почетного звания «Заслуженный ра- ботник СМИ Ли- пецкой области». Поздравляя его, я впервые задал себе, а затем и ему во- прос: как, собствен- но, становятся про- фессиональными фотографами? Он Спортивный репортаж — один из любимых жанров Человек на снимке должен быть самим собой Анатолия Евстропова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz