Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

пожалуй, сюжет про Сталина и Суворова должен занять первую строчку в рейтинге нелепостей. Вот парадокс: страна тратит большие деньги на строительство школ. В тяжелейшем ковидном 2020-м у нас открылось множе- ство новых школ. Большинство подключены к скоростному Ин- тернету. Проводятся масштаб- ные творческие конкурсы для учащихся — «Большая пере- мена», «Шаги в науку». Юные компьютерщики из России не раз становились победителями международных соревнований. Но рядом с чемпионами хватает сверстников, нетвердо заучив- ших таблицу умножения и чита- ющих с запинками. Да, в отличие от «лихих 90-х» открытие новой школы газетчи- ки уже не сравнивают с запуском космического корабля: дескать, и то, и другое случается очень нечасто. Есть где учиться, есть современные технологии, есть условия. Но что-то сбоит, что- то не срабатывает. Чем объяс- нить, что ВЦИОМ, опрашивая россиян в канун Дня памяти Пушкина, кого они считают ве- ликими поэтами, обнаружил в перечне Толстого и Достоевско- го? Толстому досталось почет- ное пятое место после Пушкина, Лермонтова, Есенина и Мая- ковского. Заключение аналити- ков: это симптом катастрофиче- ского падения уровня культуры. Что значит быть образованным? Причину надо искать не только в школе. И школа, и се- мья противостоят колоссаль- ному давлению извне. Инфор- мационный, компьютерно- телевизионный напор, агрессия масскульта нарастают. Я тут попробовал выяснить, как обстоят дела с некогда на- шумевшим проектом насчет ста книг, которые предлагалось прочитать школьникам и сту- дентам помимо предусмотрен- ных программой. И ничего не нашел. Зато наткнулся на список литературных «хитов» последне- го времени. Лидеры продаж — Маринина, фэнтези, ужасти- ки. Но это цветики, господа. А вот и ягодки — инструкции, руководства для хорошей жиз- ни. Одно называется «Не ной», другое — «Не тупи», призывы, сами по себе как будто не вызы- вающие возражения, и, наконец, «НИ СЫ» — это не китайское имя, а тоже призыв, девиз. О чем они? Из анонсов на обложках: «Хватит жаловаться, пора ста- новиться богатым», «Как пере- стать сомневаться в собствен- ном величии и сделать жизнь грандиозной», «Как строить жизнь, чтобы она была достой- на новостной ленты Фейсбука». Короче, «НИ СЫ» и подчини себе весь мир. В аннотациях еще указано, что книжки написаны весело, забористо, от их «солено- го» юмора на грани фола можно покраснеть. А ТВ наглядно, на конкрет- ном материале демонстрирует, как выбиться в большие люди. Главное — не будь брезгливым чистоплюем. Смотри, что дела- ют те, кто преуспел. Вот стрип- тизер, супруг известной певицы, готов поведать о своих сексуаль- ных похождениях на стороне за два миллиона. Вот актриса, условившись с телеканалом об интервью, внезапно отказыва- ется от договора. Причина? А ее перекупили конкуренты — принесли чемодан денег. Теперь она поделится сокровенным на Э ту информацию я полу- чил из достоверного ис- точника — в том классе учится моя внучка. Для меня, сидевшего за партой в застой- ные годы, заявление педагога звучит абсурдно. Зачем же дети ходят в школу как не учиться? Между тем, оно, судя по все- му, соответствует тренду. Что, например, подтвердил в своем «Бесогоне» Никита Михалков. Теперь главная задача школы не знания давать, не воспитывать, а социализировать ребенка. Ни- кита Сергеевич перевел модный тезис на понятный язык: тусовка вместо учебы. Школа социали- зирует, а родители пускай учат. Я-то по наивности полагал, что социализация происходит в процессе учебы. А вот и нет. Сейчас это разные вещи. Любо- пытно, как же все должно быть на практике. Допустим, в пер- вом, втором, третьем, даже чет- вертом классе мамы и папы еще в состоянии объяснить ариф- метическую задачку и подска- зать, что первая буква в слове «образование» О, а не А. Что же дальше? Неужели в семье нужны энциклопедисты, разбирающи- еся в физике, химии, биологии, истории? Надеюсь, вы угадали, господа: расчет не на родитель- скую эрудицию, а на репетито- ров. Вам нечем им платить? Ну, милые, пеняйте на себя. Впрочем, кому репетиторы не по карману, могут утешить- ся. По мнению одного высо- копоставленного финансиста, нечего забивать деткам голову ненужным барахлом. Для чего им лишние знания, которые в Портрет фельдмаршала графа А. В. Суворова. Й. Крейцингер. 1799 год Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» № 2 8 (26312) Переключая каналы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 20 Начну-ка я на сей раз телевизионные заметки с того, что по телевизору не показывали и вряд ли покажут. Урок в третьем классе обычной московской школы. Постоянно чем-то недовольная учительница говорит детям: «Ну, если ваши родители не желают заниматься вашим образованием, то им займусь я, как считаю нужным. Но потом не жалуйтесь». ЗАЧЕМ СТАЛИН СУВОРОВА РАССТРЕЛЯЛ? жизни не пригодятся? И вооб- ще, скоро обучение разделится на два направления — компью- терное и человеческое, то есть построенное на живом, прямом общении учителя и ученика. Первое будет дешевым, второе— дорогим. Каждому свое, как было написано над воротами гитлеровского концлагеря. Мы все учились понемногу Михалковский телемонолог о судьбе российской школы вы- шел пару лет назад. А на днях его повторили на «Спасе». И зрители, не обратившие внима- ние на год выпуска программы, не усомнились, что она снята и смонтирована только что. Бо- юсь, Никиту Сергеевича это не обрадовало. Он-то думал на что- то повлиять, что-то изменить к лучшему. Но его не услышали. Гвоздь того «Бесогона» — уличный опрос. Парней лет 17-ти, не исключено, уже полу- чивших приличные баллы на ЕГЭ, спрашивают, правильно ли сделал Сталин, приказав расстрелять Суворова? Ребята переминались, переглядывались и ответили: Сталин поступил необдуманно. Мы уже перестали и смеять- ся, и огорчаться, слыша такие перлы. Наши социализирован- ные дети рассказывают: Кутузов и Жуков совещались в Филях, как победить то ли Наполеона, то ли Гитлера. АПушкин мог по- знакомиться на петербургском балу с Горьким — отчего бы двум классикам не встретиться и не подружиться? А президент Ленин передал президентское кресло Брежневу, который по- том уступил его Ельцину. Но, другом канале. Знаменитости вовсю монетизируют свои не- приличные тайны, скандальные поступки. Они умеют жить. Они уж точно не сомневаются в сво- ем величии. Культ богатства, успеха при- шел на смену культу знаний, культу осмысленного, духов- ного существования. Сходят на нет казавшиеся вечными тра- диции. Как ни странно, они сохранялись и при царях, и при генсеках. Меня поразили темы гимназических сочинений в дореволюционной России. В младших классах они напоми- нали строчки японских хокку: «Замирание нашего сада осе- нью», «Река в лунную ночь», «О том, что видела птичка в дальних краях». Гимназисты постарше уже рассуждали о материях посложнее: «Роди- на и чужая сторона», «На чем основывается духовная связь между предками и потомками», «О проявлении нравственного начала в истории». Детей ста- рались научить чувствовать, думать, понимать. А уже на моей памяти мо- лодые спорили, кто более ма- тери-истории ценен — физики или лирики. И о том, возьмут ли космонавты в звездный путь ве- точку сирени. И еще: что значит быть подлинно образованным, интеллигентным, культурным. В ходу был симпатичный афо- ризм: образование — это когда знаешь все о чем-то и понемногу обо всем. И никто не говорил, что есть знания, увлечения, ин- тересы лишние, которые станут помехой и балластом. Войти в одну и ту же реку нельзя. Но выбраться из болота невежества необходимо. Пусть госпожа Псаки грозит, что аме- риканский флот двинется к бе- регам непослушной Белоруссии. Пусть американские политики путают Австрию с Австралией. Для России это дико. Мы не имеем права становиться стра- ной фонвизиновскихМитрофа- нушек. Мы должны оставаться Россией поэта Пушкина и, ра- зумеется, прозаика, а не поэта Толстого. Фото с сайта ru.wikipedia.org Парней лет 1 7 -ти спрашивают, правильно ли сделал Сталин, приказав расстрелять Суворова? Ребята переминались, переглядывались и ответили: Сталин поступил необдуманно. Культ богатства, успеха пришел на смену культу знаний, культу осмысленного, духовного существования. Сходят на нет казавшиеся вечными традиции. Как ни странно, они сохранялись и при царях, и при генсеках.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz