Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Ретроспектива ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 10 № 2 6 (26310) С овременный свадебный обряд — это сплав ста- ринных национальных традиций, веяний советского времени и элементов западного стиля. С выездной регистрацией и отказом от тамады-гармониста и хлеба-соли. Пары рассылают приглашения, бронируют ресто- раны, приглашают музыкантов, заказывают кольца, лимузины и многоярусные торты. Но еще недавно, каких-то 100150 лет назад, на долю брачующихся, их родителей и друзей, выпадали хлопоты иного рода. Тем более, если свадьбу играли в сельской местности. Тому, как это было, посвя- щен недавно вышедший в свет в Липецке сборник «Свадебный обряд села Гагино». В этом не- большом населенном пункте Лев-Толстовского района на границе с Рязанской областью собиратели фольклора обнару- жили сохранившийся в памяти местных жителей сценарий кано- нической деревенской свадьбы. Сыграть по правилам Возможно, что старинная тра- диция дожила до наших дней из- за географического положения села, его удаленности от крупных населенных пунктов. Гагинские бабушки сберегли имузыкальное сопровождение свадебной цере- монии—обрядовые песни, став- шие основой книги, изданной на личные средства известного липецкого предпринимателя и мецената Александра Назарова. — Оказалось, что последний раз по приближенному к старин- ному образцу свадьбу в Гагино «играли» в 2002 году, — говорит автор-составитель сборника, заслуженный работник культу- ры РФ, основатель и руково- дитель фольклорного ансамбля «Воскресение» Кристаллина Иващенко. — Разумеется, к это- му времени, особенно со сменой уклада на селе после 1917 года, классический свадебный сцена- рий сильно изменился. Многие обычаи оказались утраченными, и сами селяне мало что о них по- мнили. Помимо книги мы реши- ли сделать еще и видеоверсию сельского свадебного обряда. Для этого вместе с народными исполнителями нам пришлось в самом деле «прожить» свадьбу. В роли елки— репей Свадьбы в Гагино играли в осенний и зимний мясоед — время, наступавшее с оконча- нием больших постов. Чаще всего на Михайлов день, 21 но- ября, в престольный праздник села. В 5060-годы XX столетия, церковный обряд полностью за- менила «роспись в сельсовете». Возраст вступления в брак не регламентировался, но обычно брачными узами селяне связы- вали себя не ранее чем в 17 лет. При этом 23-летние девушки серьезно опасались, что в таком возрасте уже на найдут достой- ного жениха. Свататься ходили, как пра- вило, на Покров, 14 октября. Хо- дили тайком и вечером. Отказ со стороны невесты считался позором для будущего жениха и его семьи. Сваты заходили в отапливаемую часть дома либо за вторую и третью матицу (бал- ку перекрытия дома), показывая свои намерения. Диалог вели в иносказательной форме, дели- катно и без категорических заяв- лений. Но при этом настойчиво, с уговорами и хвастовством. В доме невесты проходил «запой» — знакомство родствен- ников с обеих сторон и невесты с родителями жениха, поскольку она должна была перейти в их дом. Затем следовали «подсош- ки» — осмотр подворья жениха. Следующий этап свадебно- го обряда — «елку наряжать». В традиционной культуре елка — мертвое дерево, и вероятно поэтому оно ассоциировалось с образом невесты, которая уже умерла как девушка и еще не ро- дилась как женщина . — В Гагино вместо елки ис- пользовали засохший куст ло- пуха без колючек, называемый «репей» или «арепей», — говорит Кристаллина Иващенко. — Его украшали гофрированной раз- ноцветной бумагой, за которой приходилось ездить в Москву. «Елкой» украшали лошадиную дугу во время поездки к венцу и обратно в дом к жениху. Узел для жениха Вечером накануне свадьбы родственники жениха выкупали приданое невесты: сундук, по- стель и елку. Кроме того, заби- рали и «узел» — одежду для же- ниха, которую он надевал в день росписи. Ее полностью должна была собственноручно пригото- вить или купить невеста. «Девишник» — утро первого свадебного дня до отъезда неве- сты с родного подворья, было ритуалом похорон девичества. С прощальными песнями и причитаниями подруг, матери и самой невесты. Правда, в 50-е годы XX столетия, по воспоми- наниям старейшин села, неве- ста, в отличие от матери, уже не причитала. Не существовало к тому времени разницы между девичьей и бабьей прической. Канул в лету обычай наряжать курицу и приносить ее в дом к жениху в первый день свадьбы. Квенцужених иневеста езди- ли на разных подводах, а в более позднее время — вместе. «Пой- мать молодых» — обычай, до сих пор широко распространенный в Липецкой области. Во время движения селяне останавливали с целью получить выкуп свадеб- ныйпоезд, натягивая веревку или перекрывая дорогу бревном. После венца или росписи мо- лодые ехали в домкжениху, где их встречали его родители.Мать дер- жала икону святителя Николая, отец—каравай—свадебный хлеб из ржаной муки круглой формы. Его пекли и в доме жениха, и в доме невесты накануне свадьбы и встречали с ним молодых. В голодные годы— из картошки с добавлением ржаной муки. Курица на десерт Блюда на свадебный стол по- давались в определенном поряд- ке. Сначала поминальные: кру- той молочный кисель, блинцы, оладьи. К ним могли подать хо- лодец, свинину, ветчину. А также картофель и соленья. В конце за- столья ставили вареную курицу. Делали это из соображений эко- номии, чтобы к моменту подачи птицы гости уже были сыты. — Часто встречающиеся на свадьбах в других селах горячие блюда, такие как щи с мясом или куриная лапша в Гагино не подавали. Не было здесь и тра- диционной каши-выгонялки, — говорит КристаллинаИващенко. Хозяин обносил гостей од- ним стаканом спиртного—чаще всего самогоном. А после того как выпивали одну-две рюмки, гости начинали «ломаться над молодыми», заставляя молодо- женов целоваться. На второй день свадьбы «горшки били». Так утром кто- то из родственников приходил будить молодых, и этот обычай, очевидно, символизировал утрату невинности невесты. Был и обычай п р о в е р к и молодой на трудолю- бие. В селе Гагино ее, например, заставляли подметать или идти к колодцу за водой. Многим созданные энтузи- астами видеофильм и сборник с описанием традиционной сель- ской свадьбы, текстами и нота- ми сопровождавших ее песен покажутся интересными лишь для специалистов по народному творчеству. У автора на этот счет другое мнение. — Впервые опубликованные песни села Гагино — возмож- ность прикоснуться к подлинной русской культуре для всех, —уве- рена Кристаллина Иващенко. — Это по-настоящему ожившая па- мять о наших корнях, не дающая забыть кто мы и откуда. Фото автора и со страницы ансамбля «Воскресение» ВКонтакте СВАДЬБА С ПРЕДАНИЕМ В СЕРЕДИНЕ ПРОШЛОГО ВЕКА НЕВЕСТА, В ОТЛИЧИЕ ОТ МАТЕРИ, УЖЕ НЕ ПРИЧИТАЛА. НЕ СУЩЕСТВОВАЛО К ТОМУ ВРЕМЕНИ И РАЗНИЦЫ МЕЖДУ ДЕВИЧЬЕЙ И БАБЬЕЙ ПРИЧЕСКОЙ. КАНУЛ В ЛЕТУ И ОБЫЧАЙ НАРЯЖАТЬ КУРИЦУ И ПРИНОСИТЬ ЕЕ В ДОМ К ЖЕНИХУ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ СВАДЬБЫ Кристаллина Иващенко В ЛИПЕЦКЕ ВОССТАНОВИЛИ СЦЕНАРИЙ СВАДЕБНОГО ОБРЯДА БЫЛЫХ ВЕКОВ. ДЛЯ ЭТОГО РЕВНИТЕЛЯМ СТАРИНЫ ПРИШЛОСЬ СОВЕРШИТЬ НАСТОЯЩЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ. Александр Гришаев Картина Н. Петрова «Смотрины невесты», 1861 г. Обряд расплетения девичьей косы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz