Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
Хранители памяти 26 № 20 (26304) П осетителям разрешают завести патефон или с помощью ухвата достать из печки чугунок. Хочешь посту- чать в пионерский барабан—по- жалуйста. Можно даже сравнить, как звучит натянутая натуральная кожа и ее заменитель. Музей существует уже восемь лет. Ежегодно экспозиция по- полняется за счет личных вещей педагогов и родителей учеников. Своими находками делятся и местные жители. Причем неко- торые экспонаты таят секреты, которые еще предстоит разга- дать. Загадка солдатского котелка — Мама нашего ученика из деревни Михайловка перепа- хивала под зиму огород, и плуг трактора случайно зацепил сол- датский котелок, — рассказала заведующая музеем Татьяна Сметанина. —На нем нацарапа- ны имена и инициалы несколь- ких бойцов —А.А. Репин, Санко Репкин, С. М. К. и Е. В. Г. Татьяна Павловна предпо- ложила, что А.А. Репин и Санко Репкин — это один и тот же че- ловек. Благодаря оцифрован- ным архивам Минобороны, ей удалось найти солдата, чей бое- вой путь пролегал через Тербун- ский район. Репин Александр Артемович служил в 119-й стрел- ковой бригаде и позже умер от ран в госпитале в Сочи. Имена его сослуживцев, нацарапанные на котелке, пока остаются загад- кой. Танцы под патефон Татьяна Сметанина работа- ет с очень сложными детьми, имеющими психические за- болевания. Поэтому каждая ее экскурсия — это мини-спек- такль. Чтобы оживить рассказ, педагог купила на свои деньги старинный патефон. Теперь он — неотъемлемый участник всех школьных инсценировок. С патефоном ученики побыва- ли на мемориальном комплексе «Тербунский рубеж» и на высоте Огурец. — У нас есть только две пластинки. На одной — песню «Оренбургский пуховый платок» исполняет Людмила Зыкина, а на другой — Клавдия Шульжен- ко поет свой шлягер «Старые письма», — рассказала Татьяна Сметанина. — Когда провожу экскурсии, то всегда завожу па- тефон и дети, затаив дыхание, слушают музыку. Иногда даже танцуют под него. А еще ребятам всегда ин- тересно переодеваться в воен- ную форму и фотографировать- ся на память. В музее для этого есть несколько шинелей, плащ- палатка, шлем танкиста и фу- ражка. Однажды Татьяна Сме- танина задалась целью найти кусок колючей проволоки, по- тому что на пальцах было невоз- можно объяснить ученикам, что это такое. — Наш Тербунский район пережил немецкую оккупацию, здесь шли ожесточенные бои, поэтому от соседей я слышала, что «колючку» надо искать на краю огородов, — говорит Та- тьяна Сметанина. — А у меня в конце участка стоит старый забор, вокруг которого растет дикий кустарник. Забравшись в эти густые заросли, я стала во- рошить листву, разный мусор и раздвигать руками ветки. И через полчаса с радостью обна- ружила немецкую и советскую «колючку». От рубеля до утюга Есть в школьном музее и уго- лок крестьянского быта. Здесь можно проследить эволюцию утюга начиная с деревянного ру- беля. Ребята сами накручивают полотенце на скалку, а потомпы- таются его разгладить старинным способом. Это одновременно и экскурс в прошлое, и упражне- ние на координацию движений. Из больших картонных ко- робок Татьяна Сметанина сма- стерила русскую печку. Рядом с ней стоят несколько старинных ухватов и чапельников — ручек для сковород. Обращаться с эти- ми предметами может каждый ученик школы. На экскурсии Та- тьяна Сметанина проводит игру- соревнование, кто быстрее на- кроет обед в деревенской избе. Ученики на скорость вынимают из печки чугунки и сковороды, а затем аккуратно доносят их до стола. Можно, конечно, упрекнуть заведующую музеем в том, что она разрешает так вольно об- ращаться с ценными экспона- тами. Ведь не мудрено и сломать что-нибудь. Но Татьяна Пав- ловна уверена, что музей дол- жен быть живым и максималь- но интерактивным. И педагог, как может, продлевает жизнь старого патефона, несколько раз ремонтировала его, склеила разбившуюся пластинку. Что- бы «реанимировать» ржавые иголки, она затачивает их на наждачной бумаге. «Если дети не стоят столбиками, а посто- янно находятся в движении, они лучше запоминают экскур- сию, — говорит Татьяна Смета- нина. — Включается моторная и тактильная память. Так мозг лучше усваивает название пред- метов, их предназначение». Фото Геннадия Логунова Все часы в школьном музее показывают одно время — четыре часа. Так ребята на всю жизнь запомнят, когда началась Великая Отечественная война. Этот железный инструмент называется кочедыком. С его помощью подошву прохудившихся лаптей прошивали пеньковой веревкой. На этом солдатском котелке начерчены инициалы четырех бойцов. Их судьбу еще предстоит выяснить. Чуни сплетены из пеньковой веревки. Ее делали из волокон, получаемых при обработке конопли. В музее у чуней началась вторая жизнь, их носит Баба-яга, выступая на школьных утренниках. Керамический кувшин относится предположительно к началу XVII века. Его нашли жители Вторых Тербунов, когда стали копать фундамент для бани, и передали в музей. Такую колючую проволоку Татьяна Сметанина нашла на своем огороде. Из книг она узнала, что на немецкой больше колючек, чем на советской. ЭКСПОНАТЫ РУКАМИ ТРОГАТЬ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ СЕЛА ВТОРЫЕ ТЕРБУНЫ ЕСТЬ НЕОБЫЧНЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ. ЗДЕСЬ НИКТО НЕ СКАЖЕТ, ЧТО ЭКСПОНАТЫ НЕЛЬЗЯ ТРОГАТЬ РУКАМИ. Анастасия Карташова Патефон Татьяна Сметанина заводит во время каждой экскурсии, чтобы создать атмосферу военного времени
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz