Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Переключая каналы 20 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ № 20 (26304) М оя жена на самоизо- ляции полюбила не отдельную передачу, а целый канал — «Пятница». К ней и теща примкнула. Надо, говорит, обед готовить, внучке платье подшить, а от телека не оторвешься. Я, однако, решил, что не под- дамся и не примкну. Буду сидеть в соседней комнате с книжкой. А «Пятница» наверняка не луч- ше ТНТ с его «Comedy Сlub», «Comedy баттл», «Битвой экс- трасенсов», битвой Бородиной и Бузовой, конкурсом хохмачей с Иваном Охлобыстиным в ка- честве ведущего и килограммом золота в качестве главного при- за. К чему мне эта пустая развле- куха? Жизнь коротка. А я даже не все 90 томов академического собрания сочинений Льва Ни- колаевича Толстого прочитал… Наша Маша горько плачет ТВ не устает развлекать страну. Вот просвещает мало и редко, зато развлекает много и часто — скандалами, развода- ми, анекдотами, кулинарными рецептами и азартными играми. Материала в избытке. Допустим, вдруг объявилась в Москве думская экс-депутатка Мария Максакова. История ее прямо как у авантюристкиМолль Флендерс из романа Дефо. Пела, как могла, голосом равным одной сотой голоса Анны Нетребко. Вела телепрограмму «Романти- ка романса». Зачем-то пошла в Думу. Потом внезапно и тайно бежала на Украину. Вместе с су- пругом. Он слинял от греха по- дальше, вернее—от российского правосудия. А она при нем как декабристка. Что было дальше – знают все. И вот оп-па — Маша снова наша. Маша опять в Москве. Вскоре она уже на телеэкране рассказывала о своей несчаст- ной доле. Сейчас она и вдовица, и бомжиха. Ей придется судить- ся за крышу над повинной голо- вой стоимостью во много мил- лионов — вы, надеюсь, поняли, господа, что я не о голове, а о крыше? Вдобавок Маше как-то не сильно обрадовалась ее мама. Телевизионщики были гу- маннее и раскрыли блудной до- чери эфира объятия. Она утерла слезы и порхнула в кулинарное шоу «Спасите, я не умею гото- вить!» живчика Кушанашвили. На ТВ знают: подмоченная, а лучше насквозь промокшая ре- путация — самый рейтинговый имидж. Проверено эксперимен- тально на Ксении Собчак, Дане Борисовой и так далее. Игра продолжается. Игра стоит свеч. Зрителям скучать не дадут. Что наша жизнь? Игра Нынче играют все, играют во все. Поиграли в отравление Бари Алибасова. Играют в про- тесты. Общество спектакля, одним словом. Благо, имеются глобальные подмостки — Ин- тернет и телевидение. На сцену виртуального театра вылезают даже персоны по роду занятий далекие от звездных ам- биций. Например, чиновники и депутаты. Им рекомендовано проявлять активность в соцсе- тях. Что логично. Правда, кое- кто предпочитает больно уж экстравагантные варианты. В одном ролике народный избран- ник, сидя за рулем, распевает забойную песенку с матер- ным текстом—это так де- мократично. Его коллега в официальном строгом костюме катается на лыжах. Придя на теле- видение, он заявил: пропагандирую спорт. Но от депутата изби- ратели рассчитывают получить не уроки гор- нолыжного спус- ка. Об этом говорили и эксперты на телеканале НТВ. Кто-то предложил название для таких роликов: власть-шоу. И пришли к выводу, что не стоит соединять шоу и власть. Крупный культуролог Йохан Хёйзинга когда-тонаписал: «Если проанализировать любую чело- веческую деятельность до самых пределов нашего познания, она покажется не более, чем игрой». Притом сама по себе игра вне нравственности, по ту сторону добра и зла. Только при условии, что в решениях и поступках про- являются совесть, чувство исти- ны, справедливость, жалость, игровое начало стушевывается, теряет влияние и смысл. Тогда че- ловек живет и действует не пона- рошку, не напоказ, а ответственно и всерьез. Вот почему тотальные игрища с охотой за килограммом золота, автомобилем, миллионом, лайками выглядят так цинично. Особенно когда онипрерываются социальной рекламой с просьбой собрать тяжелобольному ребенку тот же миллион. Мир с фасада и мир наизнанку Пора вернуть- ся к «Пятнице». С м о т р ю п о НТВ «Место встречи». Спор о Зеленском и Навальном, Байдене и евро- чиновнике Бар- реле. И тут жена отнимает у меня пульт: «Сколько можно! Неужели все еще непонятно, что сегодня большую политику почти везде делают маленькие политики?» И переключается на «Пятницу». А там неутомимый и обая- тельный Дмитрий Комаров пу- тешествует по всему земному шару. Его дороги и тропинки пролегают вдали от комфортных туристических маршрутов. Он странствует по дебрям Амазон- ки, гостит в поселке меннони- тов, живущих изолированно от остального мира, без Интернета и мобильников, танцует в трид- цатикилограммовом костюме вампира на карнавале в Рио, входит в африканские хижины и хайтековские интерьеры евро- пейцев и японцев. Его программа называется «Мир наизнанку». Но в ней нет любования грязью задворок, трущобами, дикими обычаями и обрядами первобытных пле- мен. Изнанка здесь — просто реальная жизнь как она есть. И тележурналист всматривается в нее проницательно, но добро- желательно и с уважением. Он помогает нам открыть простую истину: планета Земля разнооб- разна, но едина. Люди в состоя- нии понять друг друга, даже не зная языка. В странах «золото- го миллиарда» проблем, драм и потерь не меньше, чем в нищих бразильских фавелах или аф- риканских деревнях. В богатой, передовой, благоустроенной Японии каждый второй японец одинок. Это плата за комфорт. Здесь принято быть трудоголи- ками. Многие ночуют в капсу- лах-пеналах, чтобы не тратить время на дорогу домой. Работа, работа, работа. На остальное не хватает ни сил, ни времени. Смотришь, сравниваешь и ду- маешь: да, хорошо там, где нас нет. Вот вам философия «Мира наизнанку». На «Пятнице» вообще жур- налисты много путешествуют. Десять лет идет на канале трэвел- шоу «Орелирешка». Двое отправ- ляются на два дня либо за рубеж, либонаБайкал, на русскийСевер, куда-то еще. Кому-то достается безлимитная «золотая» карта, он тратит сколько угодно на дорогу- щие отели, нанимает вертолеты и яхты. А у другого — сто долла- ров, на них особо не пошикуешь. Но оказывается, что и с тощим кошельком можно получить мак- симумфантастических, незабыва- емых впечатлений. А цикл с устрашающим на- званием «На ножах» посвящен бизнесу. Колоритный мэтр-ре- сторатор Константин Ивлев спасает от прозябания, разоре- ния рестораторов-неумех. Те, научившись жарить яичницу, решают, что легко преуспеют на ниве общепита. Ивлев гро- могласно растолковывает, что к чему, и берется за дело сам. Смотрится «На ножах» как за- хватывающий сериал. Становит- ся очевидным, отчего наш ма- лый бизнес то и дело прогорает. Открывая магазинчик, кафешку, мастерскую, человек слишком часто рассчитывает на легкий, халявный успех. А в этом случае крах неизбежен. Не буду перечислять другие передачи «Пятницы». Скажу лишь, что это канал умный, оп- тимистичный, не столько раз- влекательный, сколько увлека- тельный и познавательный. Там усвоилимудруюмысль сказочни- цы Тамары Габбе: когда учу, раз- влекаю, когда развлекаю, учу. И не зря, хотя и неожиданно, чуть больше года назад канал получил сразу 11 «ТЭФИ», потеснив на телевизионном олимпе гигантов вроде Первого, НТВ, Россия-1. Все. Ставлю точку. По «Пят- нице» опять идет что-то любо- пытное. Все равно обед будет не скоро — ведь жена и теща тоже сидят перед телевизором. Фото с сайта ru.wikipedia.org СЕМЬ ПЯТНИЦ НА НЕДЕЛЕ ПОНРАВИЛАСЬ МНЕ ШУТОЧКА ПРО ТЕЛЕВИЗОР. ЧЕМ ОН ХОРОШ? ТЕМ, ЧТО МУЖЧИНА МОЖЕТ КАЖДЫЙ ВЕЧЕР СИДЕТЬ ДОМА И СМОТРЕТЬ ЛЮБИМУЮ ПЕРЕДАЧУ СВОЕЙ ЖЕНЫ. ЕСЛИ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ЛЮБУЮЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДО САМЫХ ПРЕДЕЛОВ НАШЕГО ПОЗНАНИЯ, ОНА ПОКАЖЕТСЯ НЕ БОЛЕЕ, ЧЕМИГРОЙ Йохан Хёйзинга НА «ПЯТНИЦЕ» УСВОИЛИ МУДРУЮ МЫСЛЬ СКАЗОЧНИЦЫ ТАМАРЫ ГАББЕ: КОГДА УЧУ, РАЗВЛЕКАЮ, КОГДА РАЗВЛЕКАЮ, УЧУ. И НЕ ЗРЯ, ХОТЯ И НЕОЖИДАННО, ЧУТЬ БОЛЬШЕ ГОДА НАЗАД КАНАЛ ПОЛУЧИЛ СРАЗУ 11 «ТЭФИ», ПОТЕСНИВ НА ТЕЛЕВИЗИОННОМ ОЛИМПЕ ГИГАНТОВ ВРОДЕ ПЕРВОГО, НТВ, РОССИЯ-1. Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» Йохан Хёйзинга одним из первых описал игровую природу современной культуры

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz