Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

проводятся траурные меро- приятия, посвященные со- бытиям 1992 года. —Мы чествуем этого му- жественного и достойного человека, — сказал он, — и гордимся тем, что он наш земляк и что на этой земле, ставшей его последним при- станищем, он оставил о себе доброе имя. Каждый раз, посещая место его гибели, мы чувствуем и заново пере- живаем боль этой утраты. Все, кто знал Суламбека Осканова, вспоминают его профессионализм и высо- коответственное отноше- ние к порученному делу, его огромное человеколюбие. Он, в то время начальник Липецкого авиацентра, всех своих подчиненных называл по имени-отчеству. — Где бы мы ни были, в служебных ли команди- ровках, на тактических или практических занятиях, каждый из нас чувствовал заботу с его стороны, — от- метил бывший военный летчик, подполковник в отставке Евгений Фленов. — Суламбек Сусаркулович всегда был в курсе всех со- бытий, старался помочь в решении бытовых проблем. Одним словом, настоящий командир. По воспоминаниямФле- нова, в тот день, 7 февраля 1992 года, выполнялись пла- новые полеты. Генерал-май- ор Осканов управлял истре- бителемфронтовой авиации МиГ-29. Внезапно самолет перестал слушаться, стал сваливаться в крен со сколь- жением и резко терять вы- соту. Летчик до последнего боролся, уводил машину от населенного пункта. Лейтенант Александр Кириченко с прошлого года служит в Липецке, в Центре подготовки авиационного персонала и войсковых ис- пытаний Минобороны РФ имени В.П. Чкалова. Высту- пая на митинге, он отметил, что молодое поколение ли- пецких авиаторов считает бывшего начальника авиа- центра образцом для под- ражания, чтит и помнит его подвиг. К слову, с момента открытия монумент по- трепали ветер и осадки, в связи с чем было принято решение его капитально от- реставрировать. Ведь через год немеркнущему подвигу Суламбека Осканова испол- нится 30 лет. Фото автора стьяне выходили за ворота с пучками зажженной соломы для освещения пути». С мужчин по 25 копеек После того как в 1711 году под Воронежем перестали строить флот, а помыслы государя устремились к воз- ведению новой столицы — Санкт-Петербурга, грузо- перевозки по московскому тракту на юг почти прекра- тились, и он стал по большей части почтовым. В 1813 году, во время войны с Наполеоном по нему проехал император Александр I, посетивший Воронеж. Он выразил такое мнение: «Тракт весьма ну- жен государству, и его сле- дует замостить камнем, как это делают у себя немцы…». Впрочем, сделать в России по-немецки долго не уда- валось. И даже к середине XIX века на этой важной государственной дороге не было устойчивого покрытия. А потому в распутицу она превращалась в непроходи- мое болото. В 1816 году все крупные трассы отошли к ведомству путей сообщения. Для их со- держания и реконструкции ввели специальный сбор в размере 25 копеек с «ревиз- ской души» (то есть с лица мужского пола). Тем не ме- нее тракт по-прежнему оста- вался немощеным. Интересно, что в середи- не ХIХ века весь путь и поч- товые станции от Москвы до Воронежа содержались за счет государства. А вот до- рогу от Воронежа до Росто- ва передали в частные руки. Само собой, проезд тут был платным, как сейчас на но- вой трассе «Дон», проходя- щей по Липецкой области. С 1861 по 1900 год это было почти самое длинное шоссе в России, уступавшее лишь Киево-Брестскому. Новейшая история «Дона» Автомобильную трассу Москва — Воронеж — Рос- тов-на-Дону с асфальтовым покрытием спроектирова- ли специалисты «Гипро- дорНИИ» во второй поло- вине 50-х годов ХХ века. А построили ее в 1959—1967 годы. По требованиям того 12 / 02 / 21 В идимо, речь шла о новом мощенном известняком шоссе, вместо старой грунтовой до- роги, которую накатали еще при Петре I. Надо сказать, что путь, связывающий Воронеж и Москву через Елец, появил- ся еще в XVI веке. Он счи- тался одной из семи дорог государственного значения, расходившихся от столицы в разных направлениях. Все они обеспечивали почтовую и грузовую связь, по ним в случае войны перемеща- лись войска. Та, что шла че- рез липецкий край — Елец, Задонск и Хлевное, а далее на Воронеж, заканчива- лась, по сути, на границе с Диким полем, поскольку воронежская крепость в то время служила форпостом на юго-восточных рубежах Московского царства. В XVII веке на этой трас- се были ямы, но не в совре- менном значении этого слова. Ям (от монгольского «зам» — дорога, путь) — ме- сто для отдыха ямщиков и смены лошадей. Ширина ямских дорог была пример- но в 6,4 метра, что на треть больше тогдашних просе- лочных. По правилам того времени такой путь содер- жали в порядке: расчищали от зарослей, камней, на нем организовывали мосты и переправы. Несмотря на то, что до- роги были государевыми, гонцы здесь частенько под- вергались нападениям «во- ровских людей», а за Воро- нежем— и крымских татар. За почту отвечал воевода Во время азовских по- ходов Петра I (1695 и 1696 годы) на этой дороге орга- низовали регулярную до- ставку почты от Москвы до Воронежа. От столицы до Тулы и Ефремова ее везли московские и тульские ям- 18 часов 21 минута — за- фиксировалибортовые само- писцыМиГа-29. Время, когда ушел из жизни генерал, пода- рив этужизнь другим.Память оГероеРоссиипочтилив этот день у стелы, установленной наместе его гибели. Возложи- ли цветы к памятнику глава Добринского района Роман Ченцов, заместитель началь- ника регионального управ- ления внутренней политики ПавелЧеченев, военнослужа- щие Липецкого авиацентра, родственникиидрузьяГероя. Приехал сын летчика Руслан Суламбекович, а также пред- ставителиингушскойдиаспо- ры в Липецкой области. — Генерал-майор Оска- нов с честью выполнил свой воинский долг, — открыл траурный митинг Роман Ченцов. — Он поступил как настоящий мужчина, как настоящий герой. За доли секунды принял единствен- но верное решение, которое вписало его имя в вечность. Тем, кто поднимается в небо сегодня, хочу пожелать всег- да возвращаться на землю. — У подвига нет срока давности, —сказал сын героя Руслан Осканов. — И я гор- жусь тем, что мой отец не по- срамил чести своих предков и не допустил гибелимирных граждан. Выражаю глубокую благодарность жителям Доб- ринского района за то, что они чтят его память. Салман Мержоев — зем- ляк Суламбека Осканова. Работал в полиции, вышел в отставку. По его словам, все ингуши от мала до вели- ка считают генерал-майора Осканова своим националь- ным героем. В годовщину его гибели в республике ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЬ ЛЕТ НАЗАД 7 ФЕВРАЛЯ НА ОКРАИНЕ ДЕРЕВНИ КАЗЕЛЬКИ ДОБРИНСКОГО РАЙОНА ВЕЧЕРОМ РАЗДАЛСЯ СИЛЬНЫЙ ВЗРЫВ. В ЗЕМЛЮ ВРЕЗАЛСЯ ВОЕННЫЙ САМОЛЕТ. УПРАВЛЯВШИЙ МАШИНОЙ ГЕНЕРАЛ-МАЙОР АВИАЦИИ СУЛАМБЕК ОСКАНОВ ПОГИБ, ДО КОНЦА ИСПОЛНИВ СВОЙ ВОИНСКИЙ ДОЛГ. Эдуард Демихов ВЫРОСЛО ДОВЕРИЕ К СЕЛЬСКОЙ ВЛАСТИ Анализ деятельности районной и сельских администраций за прошлый год показал, что люди со своими жалобами и проблемами стали больше обращаться непосредственно к сельской власти, не- жели к районной. Так, отмечено уменьшение устных обращений граждан к районной власти почти наполовину, а пись- менных — на 11 процентов. Также на четверть уменьшилось число письменных обращений сельских ельчан, поступивших в адми- нистрацию района через вышестоящие органы. И еще одна интересная деталь — анонимных жалоб, в отличие от предыдущих лет, не было вообще. Волновало ельчан, апеллирующих к власти, со- стояние дорог, вопросы законности и правопорядка, землепользования, сельскохозяйственные дела. По подавляющему числу обращений руководителями сельских администраций были приняты действен- ные меры, отмечает глава Елецкого района Олег Семенихин. СКАЗКА, ЗАСТЫВШАЯ В ДЕРЕВЕ В краеведческом музее районного центра открылась выставка скульптур- ных композиций «Сказка, застывшая в дереве», посвященная памяти народ- ного умельца, местного жителя Сергея Боева. Сергей рано ушел из жизни, но многое успел. Когда-то, работая в местном райпромкомбинате, он изготовлял гравюры и целые детские городки, кото- рые украсили многие дворовые территории области. По его эскизам созданы скульптурные композиции — «Троянский конь» и стальной воинский шлем на «Кудыкиной горе». Им созданы деревянные фигурки для придонских баз отдыха и макет памятника бирюку в Задонске. В последние годы Сергей занимался иконописью, а в храмах района находятся распятия, выпоенные мастером. А еще задонцы помнят, что Сергей Боев был простым, добрым и задушевным человеком. МОРОЗ И РЫБАЛКА— ДЕНЬ ЧУДЕСНЫЙ В райцентре прошел ежегодный фе- стиваль рыбной ловли «Краснинская блесна». Несмотря на крепкий мороз, доходящий до минус двадцати, собра- лось не меньше полусотни рыбаков и еще больше зрителей. Пока спортсмены в течение полутора часов ста- рались поймать рыбку большую и малую, гостей раз- влекали активисты сельских поселений, учреждений культуры и общественных объединений. Каждый коллектив представил палатку, оформ- ленную в рыбацком стиле, приготовил угощения и развлечения. Были здесь не только ряженые рыбы, но и Повелительница морей, Рак, Пингвин, Крокодил, Медуза. В итоге в конкурсе костюмов «Я рыбачка, ты рыбак!» победил Яблоновский центр культуры и досуга. А в номинации «Рыбацкая частушка» лучшим оказалось местное отделение ВОИ. За нимже призна- ли победу и в конкурсе «Рыбный стол». Что же касается самого большого улова, то здесь неоспоримым лидером оказалась команда физ- культурно-оздоровительного комплекса «Синий кит». ЭКОЛОГИЯ В НАДЕЖНЫХ РУКАХ Ученик 10 класса средней школы села Вторые Тербуны Евгений Болгов стал победителем Всероссийского конкурса научно-исследовательских, проектных и творческих работ «Обретенное поко- ление». Конкурс проводится Национальной системой раз- вития научной, творческой и инновационной дея- тельности молодежи России «Интеграция». Заочный этап состоялся в декабре 2020 года. Защита работ, допущенных на очный этап, проходила в феврале в режиме онлайн-конференции. Евгений Болгов представил работу в номинации «Экология живых систем». Его научное исследование было посвящено определению качества питьевой воды на территории сел Вторые Тербуны и Бурдино Тербунского района. Достойно представить свою работу школьнику помог Центр образования циф- рового и гуманитарного профилей «Точка роста», поделившись своими материально-техническими ресурсами. ПОДАРОК МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ Строительство детсада на 99 мест в Добром планируют начать в мае. Об- щая площадь здания — 1625,84 квад- ратного метра. Здесь будет пять групп: первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная. В одноэтажном здании кроме помещений для групп предусмотренымедицинский и пищевой блоки, универсальный зал с сопутствующими помещениями, блок инженерных и вспомогательных помещений. Медицинский блок включает медкабинет, процедур- ную, санузел, тамбур. В каждом групповом блоке раздевалка, спальня, буфет, туалет. У каждой группы будет выход на соб- ственную игровую площадку, на территории которых разместят пять теневых навесов. Спортивная зона будет включать две площадки для занятий физкультурой и спортивную дорожку с безопасным покрытием. Словом, детсад станет отличным подарком для мальчишек и девчонок, а также их родителей. В 1 86 1 ГОДУ, 1 6 0 ЛЕТ НАЗАД, БЫЛО ЗАКОНЧЕНО СТРОИТЕЛЬСТВО ТРАССЫ «МОСКВА — ВОРОНЕЖ» (СЕГОДНЯШНЯЯ М- 4 «ДОН»), О ЧЕМ СООБЩИЛА ГАЗЕТА «ВОРОНЕЖСКИЕ ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ», ДОБАВИВ ПРИ ЭТОМ, ЧТО ПОСТРОЕНО И «ШОССЕ ОТ ВОРОНЕЖА ДО ЗАДОНСКА К ЕЛЬЦУ, ОТ ЕЛЬЦА К ЕФРЕМОВУ И ОТ ЕФРЕМОВА ДО СЕЛА ЛОПАТКОВО…». ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Регион 3 Краснинский район ДОРОГА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ Роман Демин ТОЛЬКО ОН НЕ ВЕРНУЛСЯ... Задонский район ДЕНЬ ЗА ДНЕМ Елецкий район Тербунский район Добровский район щики. А в Ефремове, Ельце и Воронеже груз принимали и доставляли далее дети бо- ярские, выбранные из числа местных служилых людей. Им было велено «быть по 2 или 3 человека на стану (то же, что почтовая станция. — Прим. автора) с добрыми лошадьми по числу людей». До наших дней дошло перечисление станов 1699 года: Москва — Серпухов — Тула — Дедилово — Бо- городицкое — Плотовое — Ефремово — Полепки — Елец — перевоз через реку Дон (Тешев) — Подхлевное (Хлевное) — Воронеж. На каждом стане имелось по две лошади со всякою «го- небною рухлядью» (вожжи, хомуты, подпруги, седла и т. д. — Прим. автора) и «са- мые добрые люди» (имеет- ся в виду хорошие, ответ- ственные. — Прим. автора). Почту было велено гонять в определенные числа и часы. За все это отвечали местные воеводы. Например , елецкая земская почта отправля- ла корреспонденцию два раза в неделю по четырем направлениям в 32 пунк- та земских почт, имевших почтовые ящики. Частные письма нужно было оплачи- вать, а правительственная и земская корреспонденция пересылались бесплатно. Крестьяне освещали путь В 1700 году Петр I учре- дил строительство тракта Москва – Воронеж через Елец длиной 402 версты (почти 430 километров). В расположенных у дороги го- родах и крепостях имелись заставы, на которых вели учет проезжих, проверяли их документы и отмечали «подорожные», а торговые грузы здесь облагались на- логом. Например, в Ельце, ко- торый в нынешнем году ВНЕЗАПНО САМОЛЕТ ПЕРЕСТАЛ СЛУШАТЬСЯ, СТАЛ СВАЛИВАТЬСЯ В КРЕН СО СКОЛЬЖЕНИЕМ И РЕЗКО ТЕРЯТЬ ВЫСОТУ. ГЕНЕРАЛ- МАЙОР ОСКАНОВ ДО ПОСЛЕДНЕГО БОРОЛСЯ, УВОДИЛ МАШИНУ ОТ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА. В СЕРЕДИНЕ ХIХ ВЕКА ВЕСЬ ПУТЬ И ПОЧТОВЫЕ СТАНЦИИ ОТ МОСКВЫ ДО ВОРОНЕЖА СОДЕРЖАЛИСЬ ЗА СЧЕТ ГОСУДАРСТВА. А ВОТ ДОРОГУ ОТ ВОРОНЕЖА ДО РОСТОВА ПЕРЕДАЛИ В ЧАСТНЫЕ РУКИ, И ПРОЕЗД ТУТ БЫЛ ПЛАТНЫМ. отметит 875-летие со дня первого летописного упо- минания, было как мини- мум четыре заставы. Одна из них находилась на горе в Черной слободе, на Старо- московской дороге (сегодня это часть улицыМаяковско- го). Другая — на улице Ор- ловской (улица Коммуна- ров), в районе Вечного огня. За заставами город закан- чивался. Сам тракт представлял собой обычную накатан- ную дорогу с высаженными по обочинам деревьями и врытыми в землю версто- выми столбами, отмечав- шими проделанный экипа- жем или всадником путь. Примерно через каждые 20 верст можно было переме- нить лошадей, отдохнуть на постоялом дворе или почтовой станции. Вот как описал московский тракт иностранец в начале XVIII века. «Дорога исправлена, поставлены верстовые стол- бы, на каждом из которых написано «1701 г.» по-русски и по-немецки. Столбы вы- крашены красною краской. Между столбами посаже- ны деревья по обе стороны дороги, иногда по 3 и по 4 вместе, переплетенные вет- вями (вероятно, на случай зимних бурь). Насчитывали 552 столба и не меньше 200 тысяч деревьев по дороге. Через каждые 20 верст по этой дороге стоял «царев ка- бак». В деревнях ночью кре- времени ширину проезжей части сделали семимет- ровой, с двумя полосами встречного движения. В 1984 году началось строительство нового ско- ростного бессветофорного автобана. Однако за шесть лет сдали лишь два участка общей длиной менее 20 ки- лометров в пригороде сто- лицы. В декабре 1991 года «Дон» включили в список дорог федерального значе- ния, а в 1997 году возобно- вили работы по укладке ско- ростного дублера М-4. Уже через год в Липецкой области открыли первый платный отрезок (в объезд села Хлевное). А 26 августа 2011 года на участке автомо- бильной дороги М-4 «Дон» в обход города Ельца также состоялось торжественное открытие движения. В то время это был самый про- тяженный из всех подоб- ных объектов, вводимых в эксплуатацию в России (56 километров от села Яркино Становлянского района до транспортной развязки у по- ворота на Липецк). Длина сегодняшней автотрассы М-4 «Дон» — свыше полутора тысяч ки- лометров. Она начинается в Москве, как продолжение улицы Липецкой, проходит рядом с Ельцом (платный участок), а завершается у Новороссийска, где смы- кается с трассойМ-25. Фото Николая Черкасова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz