Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
Шкатулка ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 24 № 1 7 (26301) СЛУЧАЙНОЕ СХОДСТВО С КУКЛАМИ ЛЕТ ДЕСЯТЬ НАЗАД БИБЛИОТЕКАРЬ ИЗ УСМАНСКОГО СЕЛА ПЛАСТИНКИ ВАЛЕНТИНА ПРОШИНА УВЛЕКЛАСЬ СОЗДАНИЕМ НАРОДНЫХ КУКОЛ НА ПЕНЬКЕ. ЗАТЕМ СТАЛА ШИТЬ СТИЛИЗОВАННУЮ ЖЕНСКУЮ ОДЕЖДУ, КОТОРУЮ НАДЕВАЕТ НА МЕСТНЫЕ ПРАЗДНИКИ, ФЕСТИВАЛИ И ВЫСТАВКИ. Елена Панкрушина Б лагодаря своему увлечениюВален- тина Николаевна стала почетным гостем множества культурных ме- роприятий. Рассматривая ее куклы, нельзя не заметить, что чертами лица, фигурой, осанкой они очень похожи на своего со- здателя. Совпадение ли? Нарядный черный — Меня всегда привлекало все на- родное, исконно русское, — делится Ва- лентина Николаевна. — Еще в детстве с интересом слушала рассказы бабушки о том, как жили в старину. А когда стала работать в библиотеке, пополнила знания из книг и журналов. Так Валентина Прошина узнала, что наряды жителей Воронежской губер- нии отличаются яркими сочетаниями цветов — преимущественно красного с черным. Первый из них символизиро- вал радость, солнце и жизнь, второй — плодородие, чернозем. Кстати, именно обилием черного традиционный ко- стюм воронежцев отличался от одежды других регионов. Этот цвет могли ис- пользовать даже в свадебных костюмах. В соседних регионах, напротив, черный тон предпочитали пожилые люди или КСТАТИ Сорока, налобник — старинный русский головной убор (или часть его) замужних женщин, широко распространенный в центральной и южной России. Считался самым богатым из женских головных уборов, украшался бисером, лентами, искусственными цветами. К началу ХХ века вышел из употребления. Понева — женская юбка из нескольких кусков ткани с богато украшенным подолом. Одежда преимущественно замужних женщин. Девушки надевали ее по достижении половой зрелости, а иногда — во время свадьбы. После обряда одевания поневы, про девушку могли говорить: «рубаху сняла». Грибатка — традиционное нагрудное и наспинное украшение в виде длинного плетеного из ниток ожерелья-шнура. Женские грибатки украшались плетеными кружками на жесткой основе — мохрами. Мужские — только на концах полукруглыми мохрами без бисера и блесток. КУКЛЫ ВАЛЕНТИНЫ ПРОШИНОЙ УЧАСТВОВАЛИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСТАВКЕ В ЛОНДОНЕ В 2012 ГОДУ. ТОГДА В ЕВРОПЕЙСКОМ БАНКЕ РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ БЫЛ ПРЕЗЕНТОВАН ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ. Валентина Прошина также делает и мотанки (на фото в руках) — куклы, целиком сделанные из ткани же те, кто хотел показать свое отрече- ние от мирской жизни. Нарядным также считался бордовый, вишневый цвет. Праздничную одежду дополняли крупные украшения — бусы, подвески — также красно-черного вида. Однако в коллекции Валентины Прошиной можно увидеть кукол и со- всем в противоположных одеяниях — в светло-серых, приглушенных пастель- ных тонах. — Яркие наряды и украшения наде- вали в праздники, а в быту предпочитали простые цветовые оттенки, — поясняет Валентина Николаевна. Отличить одежду повседневную от па- радной можно и по женскому головному убору. Если волосы покрывает пла- ток — костюм обычный, если соро- ка или налобник — скорее всего, праздничный. Игрушка из полена Когда знаний накопилось слишком много, Валентине Николаевне захотелось их во- плотить во что-то реальное. Самым простым было бы за- няться шитьем, взяв в каче- стве манекена любую куклу. Но нашей героине хотелось, чтобы и модель соответство- вала задумке — фигурой, ф о р м а м и . Так появи- лась идея сма с т е - р и т ь куклу на п е н ь ке —и аутентич- но, и несложно. — Раньше на селе игрушки для детей делали из подручного материала, чаще из ненужных лоскут- ков и тряпочек, — говорит Вален- тина Николаев- на. — Бабушка мне рассказыва- ла, когда хотели сделать куклу побольше, брали за основу деревянный брусок, благодаря которому она получалась более устойчивой. Из чего сделать голову, руки, как придать силуэт посоветовала дочь, ра- ботающая архитектором. Потребовалась специальная проволока, полимерная глина, синтепон и нитки. Несмотря на то, что работать с подобными матери- алами пришлось впервые, Валентина Прошина основу сделала за несколько дней. А вот на пошив костюма ушел поч- ти месяц. — Работа меня нисколько не утоми- ла, ведь мне нравилось то, чем я зани- малась, — утверждает Валентина Нико- лаевна. Одеть целую семью Изготовление куклы— занятие долгое и кропотливое. За эти годы Валентине Прошиной удалось создать их не более 20-ти. — Я не гонюсь за количеством, — го- ворит мастерица. — Мне нравится сам процесс. Сначала я продумываю костюм, потом над ним работаю. Ее красавицы наряжены в празднич- ные и повседневные одежды, которые носили женщины Усмани, Воронежа, родных Пластинок. На некоторых можно увидеть подлинные аксессуары— платок или старинное украшение, — найден- ные в бабушкиных вещах. Пояса, правда, изготавливает другая местная мастери- ца — Оксана Макагонова. Она вручную ткет свои изделия, старается, чтобы они были такими, как в старину. — А мужчин вы не делаете? — спра- шиваю, рассматривая стол, заставленный барышнями. — Мне пока был интересен женский костюм, причем такой, какой носили мои ровесницы, — объясняет Валентина Ни- колаевна. —Именно поэтому все куклы похожи на вас? — Мне все так говорят, — улыбается мастерица. —Но это случайность. Потренировавших на костюмах для кукол 50 — 80 сантиметров высотой, Ва- лентина Николаевна сшила и несколько одеяний для себя. Может, еще и поэтому, когда их видят вместе на выставках, у по- сетителей складывается впечатление, что куклы очень похожи на саму Валентину Прошину. В планах у мастерицы создать одежду и для мужчин, и для детей, и для девушек. — Хочу сделать целую композицию— семью с детьми, — делится задумкой Ва- лентина Николаевна. — А еще гармони- ста с певуньей. Фото Геннадия Логунова Народные костюмы Воронежской губернии Народные костюмы жителей села Пластинки
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz