Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
не хватит жизни нашей, чтобы выразить всю любовь свою к Господу. А сейчас охладела лю- бовь в людях. Беда. О священстве Священником быть в наше время опасно. За ним идут тол- пы людей, но куда идут? Возь- мите вот старца Паисия Свято- горца, как ни просили его стать священником—он отказывался, поскольку считал, что это очень проблематично для спасения души. Почему? Это сложно вы- разить словами. Вот давайте рассмотрим светский пример: поэт Александр Сергеевич Пуш- кин трагически погиб. Он, по свидетельству исповедовавшего его священника, глубоко по- каялся перед смертью. Но Оп- тинский старец Варсонофий утверждал: Господь за глубокое покаяние многое простил поэту, но все равно загробная участь его незавидна до Страшного суда, поскольку жизнь Пушкина была бурной, и не все произведения его несут пользу людям до сего дня. Так и у священника: одно неправильное слово влияет на душу мирянина и имеет большие Христианину время от времени полезно посещать монастыри. Не только для того, чтобы переключить сознание, «сверить часы», душой ощутить на монастырской службе всю мощь и великолепие православной веры. Монастыри порой открывают нечто большее. Там случаются неожиданные встречи. М онах Антоний—духов- ное звание этого чело- века. Родом он из Там- бовской области. Большую часть своей жизни прожил на Кавказе. С юности занимался спортом, горным альпинизмом. Проводил подготовку горных спасателей. Параллельно в Сочи служил ал- тарником в храме. В горы ушел примерно в 21 год. Когда в 1992 году в Абхазии началась война, его попросили отнести прови- зию монахам-пустынникам, ко- торые жили высоко в горах, на озере Амткели. Там подвизались Богу братья Константин и Ни- колай. С тех пор жизнь молодого спортсмена круто изменилась. Горы притянули навсегда. Поз- же отец Антоний около года жил на святой горе Афон, в Свя- то-Пантелеймоновом монасты- ре. В последнее время обитает на «большой земле», в костромских лесах, бывает и в монастырях. Монах-анахорет согласился поделиться своими мыслями с читателями «Липецкой газеты». О пустыне В пустыню, в труднодоступ- ные места подвижники уходят, чтобы быть наедине с Богом и лучше видеть свои грехи. Там проще исповедать душу до самой глубины. Но раньше это было действительно спасение, а сей- час всех губят удобства, день- ги и комфорт — эти слуги не- чистого проникли везде. Одно время я был келейником уже отошедшего к Богу пустынни- ка, иеросхимонаха Алексия, ко- торого больше знают как отца Мардария. Он был старше меня на 20 лет. И в духовном плане это, действительно, была высота, я ощущал это почти физически. У святых отцов написано, что люди разделяются на плотских, душевных и духовных. Плотский человек может общаться только с себе подобными, душевные — это так называемая богема, люди творческие, артисты, они понимают и плотских, и душев- ных. А вот духовные — они как будто с большой высоты видят мир, их понимают только духов- ные люди, которых буквально единицы. Это наши святые. Так вот, отец Алексий был в пусты- не практически до конца жиз- ни. С гор его спустили совсем ослепшим, он почти умирал там. Потом, уже на «большой зем- ле», он прожил еще некоторое время. Помню, в пустыне как-то спросил его: «Отец, ты ослеп, а всегда такой радостный, я же вроде зрячий, но иногда в тоску впадаю. Почему так?» Он отве- тил: «Не могу же я сорвать с себя погоны и тебе отдать. Знаешь, сколько я Богу потрудился? Вот Он мне радость и посылает. И ты трудись». Духовная встреча В Библии говорится: «И хо- дил Енох пред Богом; и не ста- ло его, потому что Бог взял его» (Быт 5:24). Должно быть вот это ощущение — что ты всегда пред Господом ходишь. Духовное видение открывается человеку, когда он всего себя отдает в Бо- жию волю, а это результат мно- гих трудов. Одним из таких тружеников был схиархимандрит Виталий (Сидоренко). Если почитать о его жизни, то диву даешься, как этот подвижник много угождал Богу и любил людей. Мы встретились с ним в Абхазском ущелье, недалеко от поселения Кяласури. Я был с другом, а он помогал там ста- реньким матушкам-пустынни- цам, и я не знал тогда, что это отец Виталий. И вот встретились мы, присели отдохнуть, пого- ворить. Что мне запомнилось? Благодать, которая шла от него. Знаете, встретиться с духовным человеком — это все равно что приобрести все богатства мира. Потому что люди созданы для бессмертия, и от духовного че- ловека мы получаем как бы пу- тевку в вечность. Ведь Господь каждого из нас ведет одному Ему известным путем. Сколько о Боге ни говори, а всегда будет мало, потому что Он — все! И Вера ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 26 № 1 53 (26437) Наталья Сизова АНАХОРЕТ — в переводе с древнегреческого, «отшельник», удалившийся от мира пустынник. Так называют человека, который уединенно живет в пустынной местности, по возможности чуждается всякого общения с другими людьми и ведет аскетичный образ жизни. ЭКУМЕНИЗМ — идеологическое учение о всехристианском единстве. Выступает за единение различных христианских конфессий. СЛОВАРЬ СПАСЕНИЕ — ЭТО БЫТЬ СО СПАСИТЕЛЕМ Большую часть жизни монах Антоний прожил в горах на Кавказе Человек — это всегда тайна, тем более если он духовный. Встретиться с духовным человеком — это все равно что приобрести все богатства мира. последствия. Самый большой дар, который Бог дал человеку, это рассуждение: что ведет ко Творцу, а что наоборот, уводит в погибель. Когда у блаженной Пелагеи спросили, кто же спа- сется в последние времена, она попросила вылить через край ведро воды. Капли, которые упали самыми последними — вот спасающиеся. О нашем времени У египетского пустынника Сисоя Великого как-то спро- сили: «Авва, мы исполнили все заповеди Божии. А что будет с теми людьми, которые станут жить после нас?» Он ответил: «Они половину исполнят». Когда его спросили о послед- них христианах, святой ответил: «Они ничего не исполнят. Но бу- дут спасаться скорбями. И если все претерпят, то будут выше нас и отцов наших». Вероятно, это скорбное вре- мя уже наступает. Оно страшное. ИГосподь в урочный час отделит плотских от духовных. Это нуж- но помнить всем: и монахам, и священникам, и мирянам. Ведь Господь в чем застанет нас, в том и судить будет. Всем предстоит пройти экзамен. А мы трудиться духовно не хотим. Молитвен- ный дух исчезает, расслаблен- ные мы стали. Встретимся друг с другом и начинаем говорить о мирском, а о Боге не вспомина- ем, как будто это запретная тема. И в момент смерти за что угодно цепляется человек: за детей, за дом, за свое состояние. Думать не хочет о том, что все оставит на Земле. А ведь раньше люди считали себя погибшими, вот и плака- лись пред Богом. А теперь все больше с телефончиками игра- ются и думают, что место хоро- шее в раю им уже приготовлено. Это самообман. Храм как последнее пристанище Храм для христианина, как последнее пристанище в наши дни. Но надо быть вниматель- ными. Сейчас в мире очень сильны законы магии. Что это такое? Это когда человек стре- мится улучшить свою жизнь без участия Бога. А там, где коготок увяз — вся птичка может про- пасть. Да еще экуменизм запол- няет нашу жизнь с катастрофи- ческой скоростью. А это — ересь ересей. Срубленное дерево мо- жет долго цвести, но плода не принесет. Господь же сказал: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16). А плоды — это святые отцы, прославленные Духом Святым. Вот, к примеру, что бы ни говорили о старообрядцах, а святых-то у них нет. Как же быть в последние вре- мена? Спасение — это быть со Спасителем. Христианам луч- ше найти искренне верующего пастыря, желательно монаше- ствующего, поскольку больше времени у него на стяжание Духа Святого, и вот к нему прилепляться. Без такого руко- водителя будет туго. А нам бы «хоть с краюшку, да в раюшку». Мы немощны. Раньше верую- щие претерпевали от язычни- ков страшные мучения, чтобы не лишиться спасения. Теперь же многим христианам об этом даже подумать страшно. Но надо идти до конца. Делай святое дело со смирением и покаянием, остальное отдай в руки Божии. Фото Натальи Сизовой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz