Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
Мир увлечений ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 24 № 1 53 (26437) ЛЕТЯЩИЙ ПО НЕБУ ЧЕЛОВЕК Житель Усмани Эдуард Балабаев много лет занимается конструированием авиамоделей самых разных модификаций — от самолетов, способных поднять в воздух несколько человек, до миниатЮрных дронов, чей вес не превышает и двухсот граммов. Елена Панкрушина С реди его изобретений есть полезные устрой- ства для химавиации, не имеющие аналогов. А есть и созданные исключительно ради забавы. Например, квадрокоп- тер, украшенный разноцветной иллюминацией, для парения в новогоднем небе. Или железный человек, повторяющий силуэт голливудского персонажа. С высоты полусотни метров этот экземпляр инженерной мысли выглядит как настоящий летя- щий по небу человек. Самолет из забора История увлечения нашего героя авиацией началась по- чти нереально. Когда ему было шесть лет, инструктор авиа- кружка вкратце объяснил ему, за счет чего летательные аппараты поднимаются в воздух. Расска- зал про подъемную сила крыла, принцип работы винта. Вряд ли при этом педагог рассчитывал, что мальчишка поймет хоть что- нибудь. Недаром даже в секцию тогда набирали только ребят из старших классов, уже освоив- ших что-то из школьного курса физики. Однако Эдуард Балаба- ев в тот же вечер дома склеил из бумаги свой первый самолетик. А в 12 лет вместе с однокласс- ником он построил воздушное судно уже посерьезней — из досок. Аппарат был большой, с местом для пилота. За штур- вал наш герой сел сам. Но полет, начавшийся на крыше гаража, НАУЧИЛСЯ САМ Страстный поклонник авиации, основоположник усманского спортивного дельтаклуба, конструктор и создатель множества летательных аппаратов, чело- век, больше всех ратующий за продвижение и развитие беспилотного воздухоплавания, Эдуард Балабаев всему научился сам, без инженерных вузов, курсов по пилоти- рованию и прочего, а лишь при поддержке единомыш- ленников, таких же, как он, вдохновленных небом. продолжался недол- го — всего несколь- ко секунд. —Фактически самолет, в ко- тором я сидел, просто столкнули с крыши, и он рухнул в песок, — вспоминает Эдуард Викторо- вич. — Самодельный аппарат и не полетел бы. В нем и мотора-то не было. Отец, конечно, отругал меня за разобранный забор, за полет, но понял, что мне это дей- ствительно интересно. Вскоре меня записали в кружок судомо- делистов. В авиационный я все еще не подходил по возрасту. Строить лодки и корабли ока- залось не столь занимательно. А попастьк авиаторамБалабаеву так ине довелось—секция закрылась. Поэтому насколько мог он позна- вал науку полета самостоятельно: по книгамижурналам. Первые крылья С годами увлечение не про- шло и даже не ослабело. После армии усманец узнал, что в Во- ронеже при авиационном заво- де есть клуб дельтапланеристов. Поехал, нашел. — Меня там хорошо встре- тили, показали дельтапланы, — вспоминает Эдуард Викторо- вич. — Оказалось, что я многое представлял неправильно: ка- кими должны быть крепления, какие использовать материалы. Заручившись поддержкой единомышленников, наш герой решил построить свой собствен- ный дельтаплан. Правда, время для этого оказалось не самое подходящее — 90-е годы с дефи- цитом всего и нехваткой денег у всех. Поэтому процесс затянулся на целых восемь лет. Но задумка была воплощена в жизнь. — Мотор сделал сам из по- жарной помпы и деталей мо- тоцикла «Иж», — рассказывает Эдуард Викторович. — Знания мототехники, привитые отцом, пригодились. Стать наставником Можно было и полеты на- чинать — цель достигнута. Но не передать свои знания и меч- ту другим — без этого Эдуарду Бабабаеву казалось история не будет полной. Он обратился за поддержкой в местную админи- страцию и получил разрешение создать секцию при ДОСААФ. Для этого даже выделили не- большое помещение. — Объявление о наборе рас- клеивал на столбах, —рассказы- вает Эдуард Балабаев. —Отклик- нулось около сорока человек. Пришлось даже организовать две группы. Но прежде чем начать зани- маться, подросткам пришлось поработать ремонтниками. Ре- бята помогали проводить в поря- док не только предоставленную комнату, но и взлетную пло- щадку. Ею стал военный аэро- дром — тот самый, в Шаршках, где сейчас проводятся соревно- вания международного класса. В те времена он был заросшим, заброшенным, совершенно не пригодным для полетов. — Я любил это место с дет- ства, — признается Эдуард Вик- торович. —Будучи мальчишкой, мечтал, что когда-нибудь его расчистят и он станет действу- ющим, а я смогу наблюдать, как здесь взлетают и приземляются самолеты. Но тогда летать мог один единственный дельтаплан, ба- лабаевский. И летчик здесь был пока один — Эдуард Викторо- вич. Его воспитанникам подни- маться в небо в силу возраста не разрешалось, только кататься на дельтаплане по земле. — Они мне его пару раз раз- бивали, потом вместе мы устра- няли поломки, — говорит наш собеседник. Взрослый подход Как-то к Эдуарду Балабае- ву обратились его единомыш- ленники по самолетному делу из Воронежа с просьбой помочь наладить связи для внедрения в Усманском районе химавиации. Для нашего героя выступать с презентацией было непривыч- ным занятием, но ради друзей он оделся попрезентабельней (в свадебный костюм), выучил наизусть доклад и снова отпра- вился в администрацию. Идея обработки полей с воздуха новой Первый свой дельтаплан Балабаев строил восемь лет в непростые девяностые годы. Мотор для него сделал из пожарной помпы и деталей от мотоцикла. На высоте 50 метров этот дрон выглядит как летящий по небу человек В коллекции Эдуарда Балабаева около десяти беспилотников, оснащенных датчиками
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz