Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

лению. Имитаторы найдутся. Но Лановой-то не имитировал. Он был прирожденным, беспримес- ным героем. Среди чуть ли не полуто- ра сотен его персонажей были очень разные. Сыщики и физи- ки. Маршал Советского Союза Гречко и гитлеровский генерал Вольф. Председатель колхоза и сластолюбец Казанова. Король Англии и король крымского пля- жа в «Полосатом рейсе» — кро- хотный эпизод, а запомнился, и реплика о красиво плывущей группе в полосатых купальниках ушла в народ. Мастер есть ма- стер. Ему все по силам. И все-таки важнее, ближе всего для Ланового характеры героические. Он и сам был та- ким — цельным и бескомпро- миссным. Ему врезались в память сло- ва старшего товарища Сергея Бондарчука: «Не все в жизни может быть предметом искус- ства». Мудрость этой заповеди он особенно хорошо осознал, когда на ТВ начали круглосуточ- но показывать дурацкие сери- алы без мысли, без подлинных страстей, с убийствами, насили- ем, разборками. В своих мему- арах он написал: «Все-таки ка- кие-то приоритеты в искусстве должны быть — для добра, для красоты, для всего, что помогает человеку жить, а не отравляет его 10/02 / 21 существование. Не все мерзости жизни надо нести на сцену, на экран, на полотна». Настоящий романтик В творчестве актера представ- лен весь спектр мужественной романтики. Павел Корчагин и Феликс Дзержинский в «Шестом июля» воплощали романтику ре- волюции, романтику горения, если хотите, самосожжения во имя великой веры и великой идеи. Иван Варавва в «Офице- рах» — образец защитника Ро- дины, идеал человека в погонах, причем в данном случае не так уж принципиально — царской или советской армии. А капитан Грей в «Алых парусах»—благородный рыцарь из снов и вымышленной Ассоль, и тысяч невыдуманных девочек, девушек, женщин. Даже в озорной вахтан- говской «Принцессе Турандот» Лановой оставался тем же ры- царем. Принц Калаф влюблялся в капризную красавицу и готов был умереть ради этой любви. Партнеры Ланового, такие тя- желовесы, как Михаил Улья- нов, Николай Гриценко, Юрий Яковлев, в масках персонажей итальянской комедии дель арте вовсю резвились, импровизи- ровали, отрывались, обращаясь к принцу под хохот зрительного зала: «Вася… Вася… Вася Высо- чество!». А «Вася Высочество» вел свою партию серьезно, даже пафосно. Контраст придавал шутовскому действу дополни- тельную многомерность, живую страсть и одновременно усили- вал комический эффект. Как ни удивительно, самой трудной своей работой Лано- вой называл озвучивание до- кументального сериала «Вели- кая Отечественная». Актера не устраивал традиционно ней- тральный дикторский голос за кадром. Хроника на экране была частью его судьбы. При за- писи, случалось, у Василия Се- меновича перехватывало горло, подступали слезы. Четыре меся- ца непрерывной душевной само- отдачи. За эту закадровую роль он получил Ленинскую премию. Не изменяя себе Такой же личной потреб- ностью, личным долгом была и картина «Павел Корчагин». Первый раз роман Островско- го семилетний Вася Лановой не читал, а слушал, поскольку еще не выучил букв. Происходило это в оккупированной немцами деревне под Одессой. Учитель закрыл дверь класса на ножку стула и раскрыл книгу. А перед тем предупредил: если кто-то узнает, что я вам это читаю, меня повесят. Никто из ребят не проговорился. Роман был дочи- тан вслух до конца. Кстати, на украинском языке. На переплете значилось: Мыкола Островский, «Як гартувалась сталь». Режиссеры фильма настой- чиво повторяли Лановому фра- зу французского писателя Ан- дрэ Жида. Посетив Николая Островского, он сказал: «Это ваш коммунистический Иисус Христос». И Лановой играл но- вого Христа, чаявшего нового, справедливого, подлинно чело- вечного мира. После перестроек, реформ, запретов на идеологию зрители спрашивали артиста, нужен ли сегодня пример Корчагина. Кто- нибудь наверняка рассчитывал, что исполнитель отречется от своего любимого героя. Ведь то были годы тотальных отречений. Сам роман выбросили из школь- ной программы. Зачем он детям, к чему им знать про одержимого утопической мечтой рабочего парня? Лановой тогда явно не сов- падал с «генеральной линией». Слишком, непомерно дорого заплачено за «глоток свободы». «Тем более, — говорил он, — что «глоток» оказался, пожалуй, горше, удушливее того, чем ды- шали прежде, отравлен безза- стенчивым враньем, подменой ценностей, откровенным циниз- мом». Тех, кто так думал и говорил, «демократы» сходу объявляли нерукопожатными, совками, коммуняками. Но с Лановым проделать подобное не посмели. А он посмел не изменять себе. Иные его коллеги, недавно иг- равшие Ленина, секретарей обкомов, передовиков произ- водства, торопливо обличали в газетке «Не дай Бог» ужасы советского режима. К Лановому ельцинские журналисты, конеч- но, не совались. Артист гордил- ся тем, что он родом из СССР, хотя и не идеализировал драма- тическую историю державы. Но не судил, а старался понять. Вот еще две строчки из мемуарной книги «Летят за днями дни»: «Были у нас и великие грехи, но какое государство, становясь на ноги, не имело их, покажите мне таких праведников». Так почему опустевшее ме- сто Василия Ланового в нашем искусстве, в нашей жизни никто не сможет занять? Не потому ли, что сегодня честность, досто- инство и талант очень нечасто соединяются в одном человеке? Фото с сайта tvkultura.ru В исокосный год словно бы и не закончился 31 дека- бря. В союзе с коронави- русом он продолжает наносить удар за ударом. Ни талант, ни народная любовь не спасают. Не успела осесть земля на могилах Джигарханяна, Бориса Плот- никова, Виктюка, прекрасного детского писателя Крапивина, Михаила Жванецкого, а на Но- водевичьем уже вырос холмик, под которым покоится послед- ний романтик российского, а до того советского театра и кине- матографа. Почему последний? Попро- бую ответить. Как раз накану- не похорон попался мне в соц- сетях сердитый пост. Нет, не о Лановом, а вообще о маститых театральных деятелях старшего поколения. Автор обвиняет их в эгоизме. Они никак не жела- ют покидать сцену, мешая мо- лодым, переключая на себя все внимание зрителей, заворожен- ных громкими именами. Надо бы им побыстрее уступать место новым дарованиям. Герои былых времен Звучит жестоко и цинично. Но не будем это обсуждать. Да- вайте по существу. 24-го дека- бря 2020 года Лановой вышел на сцену, как оказалось, в послед- ний раз. Кто займет его место? Много ли у нас актеров роман- тического, героического скла- да? Наш прагматический век не слишком способствует их появ- Под мелодию полузабытой песни о героях былых времен страна простилась с Василием Семеновичем Лановым. РОДОМ ИЗ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Память 21 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Исаак Розенфельд Я ЕЩЕ БОЛЬШЕ УТВЕРЖДАЮСЬ В ТОМ, ЧТО ПАВКА КОРЧАГИН НЕОБХОДИМ СЕГОДНЯ И, БЫТЬ МОЖЕТ, БОЛЕЕ, ЧЕМ ПРЕЖДЕ. ДАЙ БОГ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ СОХРАНИТЬ ЕГО ВЕРУ В СВЕТЛЫЕ ИДЕАЛЫ И ЕГО РЕШИМОСТЬ БОРОТЬСЯ ЗА НИХ Василий Лановой Кадр из фильма «Павел Корчагин», 1956 г. Верность актерскому призванию и верность гражданскому долгу, по Лановому, синонимы. После Павла Корчагина и капитана Грея ни за какие деньги нельзя мелькать в рекламе банков и смартфонов. «Павел Корчагин» Павел Корчагин главная роль «Алые паруса» Артур Грей главная роль «Полосатый рейс» отдыхающий на пляже «Война и мир» Анатоль Курагин «Анна Каренина» Алексис, Алексей Кириллович Вронский главная роль «Шестое июля» Феликс Эдмундович Дзержинский главная роль председатель ВЧК «Офицеры» Иван Варавва главная роль «Семнадцать мгновений весны» Карл Вольф один из высших офицеров СС «Дни Турбиных» Леонид Юрьевич Шервинский главная роль «Огарева, 6», «Петровка, 38» Владислав Николаевич Костенко главная роль полковник «Картина» Дмитрий Иванович Уваров председатель облисполкома «Черный квадрат» Василий Васильевич Кассарин генерал КГБ «Брежнев» Юрий Владимирович Андропов главная роль 19 56 19 61 19 61 19 67 19 68 19 71 19 73 19 76 19 80 19 85 19 92 20 05 ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ ВАСИЛИЯ ЛАНОВОГО 1965 66 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz