Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

42 -летний липчанин Игорь Д. этим летом тоже попался на улов- ки мошенников. Звонивший ему мужчина вначале представился сотрудником службы безопас- ности банка и сообщил, что на его имя оформляется кредит. Тут же за ним поступил звонок от «следователя» УФСБ России по Липецкой области, который рассказал о секретной операции по раскрытию «преступления». За разглашение информации грозил серьезными правовыми последствиями. Под предлогом содействия следствию мужчи- не звонили лжесотрудники УФСБ разных подразделений. За несколько дней он перевел мошенникам почти два с поло- виной миллиона рублей. По цифровому следу Это только один из множе- ства случаев. Киберпреступ- ность достигла гигантских масш- табов. По данным российской секции Международной поли- цейской ассоциации, в прошлом году в России аферисты совер- шили около 15 миллионов мо- шеннических звонков. В этом году их число только увеличи- вается. Злоумышленники использу- ют все более изощренные схе- мы и примеряют новые роли и тактики. В телефонные ловушки попадаются не только финансо- во безграмотные люди. —В последние несколько ме- сяцев мы наблюдаем новую вол- ну телефонного мошенничества. Если раньше аферисты занима- лись подменоймобильных номе- ров, то теперь переключились на стационарные, которые находят- ся в открытом доступе. С разви- тием IP-телефонии украсть лю- бой, даже официальный номер несложно. Злоумышленники звонят и представляются сотруд- никами МВД или других пра- воохранительных структур, — рассказывает старший опер- уполномоченный управления уголовного розыска УМВД Рос- сии по Липецкой области Евге- ний Голосов. —Сообщают о том, что надо поймать преступника. К примеру, один из банковских работников оформляет или уже оформил на вас кредит. Поэто- му следует перевести деньги на безопасный счет. Чаще всего липчан обманы- вают крупные мошеннические колл-центры, расположенные на Украине или в Прибалтике, но и в нашей стране немало подобных преступных организаций. Вирту- альными кражами занимаются и ранее судимые. Телефонные мо- шенники неплохо подготовлены. Оперируют профессиональными терминами. Умеют найти подход и меняют тактику даже в момент разговора с человеком, прощу- пывая его слабые стороны. Одновременно действуют несколько человек. Разыгрыва- ется целый спектакль. Сначала звонит «сотрудник полиции», по- том подключает псевдосотруд- ника экономической безопасно- сти банка или Центробанка. К разговору могут присоединиться фээсбэшники и рассказывать о том, что ваши деньги идут на под- держку террористов. При этом угрожают, что в случае отказа в помощи человеку светит уголов- ная ответственность. Многие пу- гаются и теряются. Получить ста- тью ни за что совсем не хочется. 15 / 12 / 21 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» Финансовая грамотность 29 За последние три года количество телефонных преступлений в регионе выросло в три раза. — Такие преступления всег­ да оставляют цифровой след, — говорит Евгений Голосов. — Это не отпечатки пальцев, кото- рые можно стереть. Злоумыш- ленники переводят деньги на несколько карт, чтобы запутать полицейских. Но клубок посте- пенно распутывается, потому что данные обо всех операциях остаются. Если преступления со- вершались в России, раскрыть их проще. Если за границей, то все сложнее. Нужно направлять запросы через Интерпол. Чем длиннее цепочка, тем дольше мы идем, потому что мошенники используют разные серверы за- рубежных компаний, иностран- ных провайдеров. За последние три года ко- личество телефонных преступ- лений в регионе выросло в три раза. Если в 2018 году зафикси- ровано 874 подобных случая, то в 2020-м— уже 2898. Только с на- чала этого года пострадало более двух тысяч доверчивых жителей. Жертвами дистанционно- го мошенничества по телефо- ну или в Интернете становятся люди любого возраста. Конечно, ведутся далеко не все, но из ста человек двое обязательно попа- дутся. — Человек во время звонка может быть за рулем или чем-то еще занят. Внимание рассеяно, — говорит Евгений Голосов. — Ему сообщают, что на его имя хотят оформить кредит на два с лишним миллиона, и он напря- гается, начинает подсчитывать, сколько ему придется платить. Думает, что полицейский хочет помочь, ничего от него не тре- бует. На этих чувствах играют мошенники. Были случаи, когда на крючок аферистов попадали даже сами сотрудники банков и полиции. Единого портрета жертв злоумышленников нет. Но, как правило, это люди мяг- кие, подверженные влиянию и доверчивые. Один мужчина «подарил» мошенникам пять миллионов рублей. Четыре дня подряд пере- водил деньги. Ходил в банк, как на работу. При этом нельзя ска- зать, что он неграмотный или с ментальными проблемами че- ловек. Вполне себе состоятель- ный и статусный мужчина. Сре- ди липецких жертв аферистов есть и «рекордсмен». Он перевел мошенникам семь миллионов рублей. Кибермошенники ежедневно обманывают десятки липчан. Злоумышленники используют новые приемы и все чаще представляются сотрудниками правоохранительных органов. Среди их жертв не только доверчивые пенсионеры, но и вполне вменяемые взрослые и даже статусные люди. Почему так происходит и что делать, чтобы обезопасить себя от афер злоумышленников? Ольга Журавлева ОТПЕТЫЕ КИБЕР- МОШЕННИКИ  Настоящие сотрудники полиции никогда не спраши- вают у граждан номера счетов, карт и другие данные. Не просят снимать или переводить деньги. Им не требуется помощь гражданских лиц для расследования преступ- лений. Для вызова человека направляются повестки по месту жительства. В общении не используются мессен- джеры. Сотрудник полиции никогда не будет отправлять фото удостоверения и других документов, к примеру, в WhatsApp.  Если вам звонят из дежурной части или даже из при- емной руководителя высокого ранга, повесьте трубку и перезвоните по этому номеру, чтобы уточнить информа- цию. УМВД РОССИИ ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ РАЗЪЯСНЯЕТ: Алексей Сергеев, заведующий сектором защиты информации отдела безопасности липецкого отделения Банка России: —Поступил звонок якобы из Центрального банка? Немедлен- но положите трубку и наберите номер контактного центра Банка России: 8-800-300-30-00 , чтобы уточнить информацию. Ведь кем бы ни представлялся незнакомец — это повод насторожиться. Раз он стал инициатором контакта, ему что-то от вас нужно. Важно помнить, что сотрудники Банка России сами никогда не звонят физическим лицам. Центро- банк — мегарегулятор, он осу- ществляет надзор, в том числе за коммерческими банками. Во втором квартале этого года Банк России инициировал блокировку порядка 12 тысяч телефонных номеров, с которых злоумышленники обзванивали клиентов. Звонок из Центробанка На новой волне мошенни- честв аферисты подделывают не только номера правоохра- нительных структур. В регионе известен случай, когда мошен- ники, подменив стационарный номер липецкого отделения Банка России, указанный на официальном сайте, позвони- ли липчанке и представились сотрудниками Центрального банка РФ. Озвучили легенду: якобы злоумышленники хотят украсть деньги с банковского счета, и нужно срочно перевести средства на «безопасный счет». Мошенникам не удалось реали- зовать свой замысел — бдитель- ная липчанка сразу же прекра- тила общение. Иллюстрация Александра Затонских

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz