Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

«ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 08/ 12/ 21 Вернисаж 29 М не повезло дружить с Канищевым, с первой же встречи показав- шимсяпохожимнаДонКихота— и не только внешне, Бог весть сколько лет. У нас дома висят его давние работы—поэтичные, негромкие, вполне традицион- ные пейзажи. Но сейчас к ним прибавились композиции, соз- данные словно бы совсем другим художником. Они напоминают сады небывалых растений, ди- ковинных цветов и живут осо- бой, отдельной от предметно- го, плотного, осязаемого мира жизнью. Новые картины Вяче- слава Михайловича рождаются, не подчиняясь никаким запре- там и правилам. Оставаться собой Считается, что безоглядная свобода, жажда самовыражения, ломающего академические кано- ны, отважный творческий экс- трим свойственны молодости. Но для Канищева все началось гораздо позже. В его волосах уже пробивалась седина, когда он почувствовал почти физическое наслаждение от возможности импровизировать с кистью в ру- ках, следуя лишь собственной интуиции, душевному состоя- нию, логике световых сочетаний. Краски из тюбиков вырываются у живописца на волю и ложатся на поверхность картин, трепе- ща, мерцая, взрываясь, пылая, братаясь и споря между собой. У Канищева нет желания поразить своей смелостью или рациональ- ного расчета на то, чтобы дать пищу для глубокомысленных толкований искусствоведов. Ему хочется всего-навсего оставаться самим собой, не хлопоча о стиле, приемах, форме. Оттого вряд ли кому-то удастся повторить его манеру. Подражание возможно, но оно будет мертво, потому что за каждым произведением моего талантливого друга угадывается желание бескорыстно делиться с людьми лучшим в себе. И чем старше он становится, тем моложе, просветленнее, оп- тимистичнее его палитра, будь то масштабные триптихи или ми- ниатюры величиной с ладонь. Я думаю, это поймет любой, кто не поленится добраться до липецкого ДомаМузыки, где открылась ком- пактная, но очень интересная вы- ставка Вячеслава Михайловича, приуроченнаяк восьмидесятилет- нему юбилею художника. На ней, к сожалению, нет хорошо знако- мых поклонникам работ, напри- мер изображения православного храма, окруженного пламенем пожара. Затомывидимсовсемно- вые холсты, отмеченные завидной искренностьюи артистизмом. Учитель и ученики Однажды их автор признался мне: своим вторым рождением как живописца он в немалой степени обязан собственным ученикам в интернате для слабо- видящих. Там он трудился чет- верть века, организовал студию «Вдохновение». Дети, подчас едва способные что-либо видеть, занимались у него с увлечением. Из-за болезни глаз они рисовали не с натуры, а просто подбирая, рифмуя краски. И результат не- редко был впечатляющим. Они проецировали на листы бумаги то, что жило в их душе и вооб- ражении. Поистине: «Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого потом учиться». Кстати, экспозиции «Вдохновения» под девизом «Учитель-ученики» проходили далеко за пределами Липецка. Картины наставника и его питомцев демонстрирова- лись в Государ- ственной Думе и Федеральном собрании, в теа- тре имени Ната- л ь и С а ц , н а ВДНХ и даже в Париже и бель- гийском Льеже. Когда Кани- ще в н а ч ин а л преподавать в интернате, кон- тролеры, инспек- торы требовали: раз у школьников проблемы со зре- нием, они долж- ны рисовать по транспарантам. Так предусмо- трено методи- кой. Но Вячеслав Михайлович к ним мало прислушивался. У него была собственная методи- ка. Он сочетал задачи реабили- тации и максимальную творче- скую свободу. Педагогический и художнический дар Канищева оценили и бельгийцы, и францу- зы. В том же Льеже он проводил мастер-классы и семинары для коллег. Ему предлагали остаться там работать, причем не с деть- ми, а с учителями. Он отказался. И объяснял это очень по-кани- щевски: «Как же я могу бросить моих ребятишечек?» Достижения Канищева педа- гога замечены и отмечены. Ему присвоена степень бакалавра Международной ассоциации «Искусство народов мира». Он победитель Всероссийских кон- курсов «Лучшие учителя России» и «Моя творческая лаборатория». Но сегодня о нем чаще говорят как о самобытном художнике. Мелодия цвета ВячеславМихайлович любит сравнивать то, что он делает с джазовыми импровизациями. И не ради красного словца. Его творения и вправду звучат как музыка. Он любит изображать скрипки, саксофоны, трубы, и они как бы заражают музыкой всю плоскость картины. Они из- лучают магию, меняющую окру- жающее пространство. В жизни незаурядного че- ловека ничто не проходит бес- следно. Вот и Канищев у моль- берта словно возвращается в студенческую молодость, когда он увлекся джазом и даже играл с друзьями в кафе. С музыкан- тами он связан до сего дня. Вместе с джазовым коллекти- вом «ЛИД» под руководством Игоря Верещагина художник осуществил запомнившийся многим проект, органично сое- динивший музыку и живопись. Да и нынешняя выставка юби- ляра закономерно называется «Музыка цвета» (6+). Фото Николая Черкасова КАК НАРИСОВАТЬ МУЗЫКУ Знатоки называют живопись Вячеслава Канищева дерзкой. Сам же он говорит о ней, снимая иронией малейший намек на пафосность, — «мои хулиганства». Что касается обычных зрителей, они удивляются: надо же — на холстах пульсируют красочные пятна, линии, завитки, квадратики, а ты от этого испытываешь то волнение, то тревогу, то радость. Исаак Розенфельд Вячеслав Михайлович любит сравнивать то, что он делает с джазовыми импровизациями. Его творения и вправду звучат как музыка. Он любит изображать скрипки, саксофоны, трубы, и они как бы заражают музыкой всю плоскость картины. У Канищева нет желания поразить своей смелостью. Ему хочется всего-навсего оставаться самим собой, не хлопоча о стиле, приемах, форме. «Ваза с цветами» «Импровизация» «Синкопа джаза» «Композиция»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz