Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

«ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 01/ 12/ 21 Творчество 27 ДНИ, СПЛЕТЕННЫЕ В СТОЛЕТЬЯ О ни поставили перед собой благородную цель — ак- тивизировать горизон- тальные связи между писателя- ми из разных регионов страны, познакомиться с творчеством литераторов, живущих в Цен- тральной России и суровых се- верных краях. Нашим читате- лям, убежден, такое знакомство придется по душе. Постигая тайны бытия Среди прозаических про- изведений выделяется повесть Дмитрия Новикова «Муки-муки». Главная ее идея — любовь, зем- ля, природа как краеугольный камень гармоничности Бытия. Благодаря описаниям деревен- ской и ландшафтной среды, сочным этнографическим под- робностям и полумистическому карельскому колориту она чита- ется взахлеб. Бросается в глаза и былина Тамары Алексеевой «Королевство Иллания», мифологическое, с философской подкладкой по- вествование о государственной мудрости и непостижимости тайны жизни как величайшего дара, ниспосланного человеку свыше. В рассказе «Таланиха» Алек- сандр Цыганов драматично ста- вит острейший вопрос: сохра- нилась ли в нашем народе та, воспетая еще Гоголем, русская сила, помогающая стоять до конца? Сельские старухи и быв- ший боевой офицер ответили на него утвердительно и твердо. В рассказе «Похороны Фроси» Игоря Гуревича психологическая пронзительность, мотивы ответ- ственности и сострадания кон- трастно сочетаются с тонкими и резкими нотами социального сарказма. Владислав Попов («Доля») поставил в центр героя, для которого счастье — жить и до- вольствоваться малым, а траге- дия — невозможность трудить- ся; все это пронизано грустной мыслью о «скоротечности хо- рошего и доброго». Владимир Софиенко («Месть») изобразил нравственную деградацию че- ловека, не принадлежащего к сонму нынешних привилегирован- ных богатеев, но мстящего им с лакейской не- посредственно- стью. В диптихе В л а д и м и р а Пронского «Вот такая судьба…» семейные и лю- бовные отноше- ния вследствие их опрометчи- вых изменений быстро запуты- ваются в тугой узел, который в обоих случаях разрубается поч- ти невероятным образом. Алена Даль выступила с рас- сказами из цикла «Люди». Героиня первого находит- ся на рубеже двух миров — обычного и того, что за колючей проволокой; жена на- чальника колонии, она неожидан- но проникается участиемк судьбе одного из заключенных. Сюжет второго—случайная встреча двух школьных подруг, после которой одна торопится в аэропорт для вылета в Копенгаген, другая — за сынишкой в садик. «Бусинки оторопелых рябин…» Открывает блок поэзии Вла- димирМакаренков. Его размыш- ления на тему о миссии русского поэта глубоки и подкреплены яркой образностью. Клавдия Асеева ищет духовные опоры, что помогают держаться среди окру- жающего горя и утрат, понять и себя, и других: Жить в одиночку, Наверное, нельзя на Руси. Ее строки привлекают поэти- кой простоты и доверительной интонацией. В стихотворениях Владимира Сорочкина человек и природа — единый целостный организм. Кроны сосен, словно невод, Лишь нащупывая дно, Процедили наше небо С облаками заодно. «Научись ценить простые вещи…» Дружеским советом и аллегорией раскрыла эту понят- ную, но вечную истину Галина Карташова. Откровенно, даже ис- поведально она говорит обо всем, что так или иначе часто волнует и мучает каждого: Но мы люди, и у нас есть воля— Лучший из синонимов свободы, Отвоевывать себя у боли— Наша ежедневная работа». Стихотворениям Анастасии Бойцовой свойственны довольно редкое сочетание философского и полуфантастического начал, игра смыслами. Четкость видения размывается грезами, а описания приобретают романтическую и вневременную окрашенность: Отпусти меня в город узорных камней, На которых — мой собственный стих... Но сперва отпусти мою душу ко мне. Отпусти ее в город, которого нет! Я уйду. Только ты отпусти... В трогательных стихотво- рениях Александры Тамбовской прошлое видится цветным и нежным, а в настоящем — «курс на одиночество». Искренность и сердечность ее медитаций дает о себе знать не только индивиду- альной стилистикой, но и рит- мическим разнообразием. Метафизичность и космизм подборки Дмитрия Левковского подчеркиваются уже ее назва- нием — «На перекрестках ми- розданья». Тонкая эмоциональ- ность и насыщенность красок Жизнь, полосатая, как шмель, Последним днемтепла согрета. Кружится желтая метель, Хоронит призрачное лето привлекает в лирике Еле- ны Исаевой. Осенние пейзажи, играя всевозможными гранями, провоцируют элегические со- жаления о бренности сущего и быстротечности времени. Хотя именно пустяки «сплетают дни в столетья». Мастерство слова и философия еды Раздел публицистики начи- нается материалами, посвящен- ными двум поэтам липецкой земли в связи с их 85-летием со дня рождения. Владимир Петров в статье «Теплом ладоней землю согревать…» нарисовал живой портрет БорисаШальнева, крае- веда-просветителя, почетного гражданина Липецкой области, охарактеризовал в целом направ- ленность его лирики. Владимир Богданов в том же ключе, тепло и душевно, рассказал о Викто- ре Осколкове. В обоих случаях создать жизненно правдивые образы мастеров слова помогли их стихи, включенные в пове- ствование. Объектом очерка Татьяны Щегловой стал живущий в Ли- пецке ВикторМикитюк, замеча- тельный российский художник, «яркий представитель русской реалистическойшколы и русско- го пейзажа». Есть что почитать из лите- ратурной критики. Автор этих строк размышляет над книга- ми лирики Олега Севрюкова, хорошо известного читателям журнала. Вячеслав Лютый, пред- седатель совета по критике Со- юза писателей России, раскрыл своеобразие поэзии Геннадия Рязанцева-Седогина, особо вы- делив ее христианскую основу и «художественный взгляд в самое существо реальности» как веду- щий принцип. Особняком стоит интерес- нейший «этюд о еде» под библей- ским заголовком «Не хлебом единым». Его автор Владимир Ермаков утверждает: «Пищевая традиция — это первичная на- циональная этика». Другая его максима — «Вкус — это человек. Вкус вырабатывается раньше, чем стиль» —не только полемика с известным афоризмом фран- цузского естествоиспытателя и писателя XVIII века Бюффона («Стиль — это человек»), но и философия еды, вырастающая из повседневного опыта (как исторического, так и современ- ного), последним ежедневно подтверждаемая. Итоговые страницы номера отданы двум юмористическим историям Валерия Седых. Легкая грустинка придает им специ- фический шарм. А как же ина- че? Ведь мелодия жизни чаще всего не однотонная, а полифо- ничная. Рисунки Виктора Нелюбова Иллюстрация к рассказам Владимира Пронского «Вот такая судьба…» Новый номер журнала «Петровский мост» во многом обязан своим появлением второму литературному автопробегу в семь с половиной тысяч километров под названием «Русь изначальная», который совершили руководители Липецкой областной организации СП России Андрей Новиков и Александр Пономарев. Александр Бойников Иллюстрация к повести Дмитрия Новикова «Муки-муки» ВКУС — ЭТО ЧЕЛОВЕК. ВКУС ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ РАНЬШЕ, ЧЕМ СТИЛЬ Владимир Ермаков

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz