Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Вера ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 26 № 1 44 (26428) ВВЕДЕНИЕ ВО СВЯТАЯ СВЯТЫХ 4 декабря Православная Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы — один из двенадцати двунадесятых праздников года. Наталья Сизова Считается, что Богородице было всего три года, когда родители привели Ее к храму. Крутая лестница в 15 высоких ступеней разделяла Ее с Тем, Кому Она была посвящена с рождения. Интересно, что ступени были разными по высоте и построены так, чтобы человек обязательно споткнулся поднимаясь. Ведь в Святая Святых из всех людей один раз в год мог войти только первосвященник. Причем служителя привязывали за ногу веревкой на случай его внезапной смерти, чтобы его можно было оттуда вытащить. Но младенец Мария, как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, быстро и беспрепятственно преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Только потом по внушению свыше первосвященник ввел Богоотроковицу в Святая Святых. СКОЛЬКО СТУПЕНЕЙ ПРОШЛА МАРИЯ Тропарь праздника глас 4 Днесь благоволения Бо- жия предображение и че- ловеков спасения пропо- ведание: в храме Божии ясно Дева является и Хри- ста всем предвозвещает. Той и мы велегласно возо- пиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение. В РЯДУ БОЛЬШИХ ПРАЗДНИКОВ Г лубокой тайной была покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы с младенчества до вознесения на Небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, — говорил блаженныйИероним, — как проводила время юности Пресвятая Дева, я ответил бы: то известно Самому Богу и Ар­ хангелу Гавриилу, неотступно­ му хранителю Ее». В церковном предании сохранились сведения о том, что как только Пречистая Мариам вошла в храм, то ста­ ла воспитываться в обществе благочестивых дев. Она прилеж­ но изучала Священное Писание, постоянно молилась и возраста­ ла в любви к Богу. Госпожа всех верных Долго не имея детей, пра­ ведные супруги Иоаким и Анна однажды дали обет: если у них родится ребенок, они посвятят его Господу. Бог услышал их мо­ литвы. Когда супруги прожили вместе уже около пятидесяти лет, Он даровал им ребенка — дочь, которую они назвали Ма­ рией (в переводе с еврейско­ го — «госпожа», «надежда»). В дальнейшем Марии предстоя­ ло стать Госпожой и Надеждой всех веривших в Мессию. По отцу Божия Матерь происхо­ дила из колена Иудина, из рода царя Давида, а по матери — из рода первосвященника Ааро­ на. Таким образом, сбылись ветхозаветные пророчества, ка­ сающиеся будущего рождения Мессии, ведь Христос должен был произойти из царского и священнического родов одно­ временно. После рождения дочери пра­ ведные Иоаким и Анна прине­ сли благодарственные жертвы и дали еще один обет — их дочь не будет ходить по земле, пока они не введут Ее в храм Божий. И вот родители привели Дочь к храму, где Ее торже­ ственно встречали непорочные девы с зажженными светильни­ ками. Мария без посторонней помощи поднялась вверх, а навстречу Ей вышел перво­ священник. Предание Церкви сообщает о том, что этим пер­ восвященником был правед­ ный Захария — отец святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Мария была введена в Свя­ тая Святых — центральное место Иерусалимского храма. Это было сделано по особому Божиему повелению. Мария же была допущена в Святая Святых какМатерь Спасителя, Который должен был родиться от Нее. Богослужебные тексты сравни­ вают Ее с одушевленным киво­ том (шкафчик, ящик) Божиим (1 Пар. 15). После этого маленькая де­ вочка осталась жить и служить в храме. По преданию, Дева Ма­ рия проживала там до 12 лет. После окончания воспита­ ния Марии необходимо было вступить в брак. Однако Она сказала священникам, что будет хранить девство перед Богом. Именно в этот момент и было принято решение о том, чтобы у Марии был надежный покрови­ тель, так как родители ее к тому времени уже скончались. Но как найти такого? Священники бро­ сили жребий иМарию обручили престарелому плотнику Иосифу, который также происходил из рода царя Давида. Император построил храм Некоторые исследователи по­ лагают, что появление праздника непосредственно связано со вре­ менем правления византийского императора Юстиниана I. В 543 году по его повелению на месте разрушенного Иерусалимского храма была выстроена большая церковь в честь Пресвятой Бо­ городицы. Этим строительством и было отмечено событие Введе­ ния во храм БожиейМатери. По другим сведениям, еще в преданиях палестинских христиан ученые нашли упоминание о свя­ той царице Елене, которая якобы и построила храм в честь Введе­ нияПресвятой Богородицы. Начиная с VIII века этот праздник кратко упоминается в некоторых месяцесловах, также о нем писал патриарх Констан­ тинопольский Герман I. Так по­ степенно сложилась традиция празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы. В IX веке праздник приоб­ рел уже широкую известность по всему христианскому Ближнему Востоку. Окончательно среди великих двунадесятых праздни­ ков Введение было закреплено к XV веку. Важно помнить, что храм для древнеиудейского народа был местом особого Божия присут­ ствия. И когда Матерь Божия вошла в него, то произошла как бы символическая встреча Вет­ хого и Нового Заветов. Но не только. Ветхозаветный храм был незримо преобразован в храм новый — им стала сама Пресвя­ тая Дева. Протоиерей Алексей Диагенов, клирик Михайло-Архангельского храма города Липецка: — Праздник Введения во храм Пресвятой Влады­ чицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии впервые на православном Востоке был обозначен в Синайском праздничном Евангелии 715 года. Однако Церковь почита­ ла это событие уже со II века. Сведений о восхождении маленькой Мариам в Иеруса­ лимский храм нет в канони­ ческих книгах Нового Завета. Однако те события описаны в седьмой главе апокрифиче­ ской книги «Протоевангелие Иакова». Иэтот факт позволил Церкви включить торжество Введения в ряд двунадесятых праздников, ведь по слову апо­ стола Павла, Церковь «есть столп и утверждение истины» (1Тим.3:15), которую «врата ада не одолеют»(Мф. 16:18), в ней есть Дух Святой, Который «научит вас всему» (Ин. 14:26) и «наставит вас на всякую ис­ тину» (Ин. 16:13). Иными сло­ вами, чтоЦерковью установле­ но и проповедано как истина, то таковой и является. В том числе историчность основания праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. В подтверждение этого факта мы знаем множество проповедей и наставлений святых отцов на праздник Введения, например, пропо­ веди святителей Германа и Та­ расия Константинопольских, Григория Паламы. Православный богослов Михаил Скабалланович так пишет о Введении: «Значение настоящего праздника изме­ ряется тем значением, какое имеет в жизни человека вос­ питание...Ипо мысли церков­ ной службы влияние храма на чуткую, детски-чистую душу Богоотроковицы было такой необыкновенной силы, что, можно сказать, оно как бы по­ степенно подготовляло самое Боговоплощение, наполняя Божеством Ея душу». Таким образом, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — это предвоз­ вестие благоволения Божия к человеческому роду, про­ поведь спасения, обетование Христова пришествия. Поэто­ му в православной церкви он имеет особое почитание. Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz