Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Традиции 23 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 01/ 12 / 21 Москаленко из филиала му- зыкальной школы, отвечает за фольклорную часть. Светлана Максимова и Елена Ерохина совмещают работу методистов с обучением разным видам рукоделия. К слову, мастер- классы по всем направлениям «Талицких валенцев» проводит каждая сотрудница. Мужчины обеспечивают музыкальную поддержку. Точка притяжения Почему сельская инициати- ва выдержала конкуренцию с «городскими»? Ведь в Талицком Чамлыке и жителей немного, даже нет оживленной дороги рядом. — Мы даем толчок к разви- тию малого бизнеса, — отвечает Татьяна Анатольевна. —Наш со- бытийный фестиваль «Поет гар- монь над Битюгом» известен за пределами области, много участ- ников собирало и состязание рыбаков «Добринский карась». Люди приезжают не на один день и, конечно, хотят получить больше впечатлений, посетить больше интересных мест. Тут и приходит на выручку арт-ре- зиденция. Наши мастер-клас- сы бесплатны для посетителей (иногда берем символическую плату на расходные материалы), при этом они погружают в ис- торию и традиции нашего села. Каждый может увезти домой сделанный профессионалами или собственноручно тематиче- ский сувенир. Есть много примеров, когда одна небольшая инициатива вдохновляла других энтузиастов создавать что-то свое. Мы уве- рены, что и «Талицкие валенцы» дадут начало новым проектам. А благодаря новому гранту мы подарим жителям и гостям точку притяжения. Это наш вклад в развитие сельского туризма. Старинные ремесла В ближайших планах — на средства второго гранта открыть на базе арт-резиденции уник а л ьный музей. Он бу- дет отличать- ся от суще- ствующих во многих селах уголков крестьянского быта. Ставка будет делаться имен- но на интерактив. Посетители узнают об истории населенно- го пункта через виды ремесел, которые издавна бытовали в Талицком Чамлыке, и своими руками попробуют сделать су- венир. Пока идет подготовительная работа. Сотрудники арт-рези- денции записывают мастер- классы от носителей традиций. К слову, в сборе информации им помогли волонтеры. Во вре- мя переписи населения они добавляли к обязательным до- полнительный вопрос — про ремесла и умения, которыми славилась семья. Бабушки и дедушки с удовольствием вспо- минали прошлое, соглашались поделиться знаниями и даже вы- ражали готовность подарить му- зею необходимые инструменты. А рассказать действительно есть о чем. В селе всегда держа- ли овец, отсюда и рукоделия — прядение, валяние, создание пуховых платков. Есть свои мастера лозоплетения — их умения «осовременят»: минуя трудоемкий процесс заготов- ки лозы, гостей научат самой технологии. В качестве мате- риала — обычная газета, сло- женная трубочками. Найдут отражение в музее знахарство (сбор и использование лекар- ственных трав), пчеловодство, охота и выделка шкур и даже ви- ноделие. Сельчане выращива- ют виноград для приготовления напитка, да и старшее поколе- ние готово поделиться рецепта- ми. В южных регионах на вино- дельнях для туристов проводят дегустацию, так почему бы не сделать такую экскурсию на до- бринской земле для взрослых посетителей? Как в итоге будет выглядеть музей, узнаем весной следую- щего года. Сотрудники арт-ре- зиденции обещают принять первых его посетителей в ап- реле. Фото Геннадия Логунова Поваляем? Мастер-класс от ведущего библиотекаря, рукодельницы арт-резиденции «Талицкие валенцы» Любови Нестеровой. Материалы:  шерсть для валяния (гре- бенная лента);  пупырчатая пленка;  сетка;  бумажный шаблон (мож- но нарисовать от руки или распечатать из Интернета);  подложка для ламината;  распылитель для воды;  мыло (жидкое или хозяй- ственное);  ножницы;  полотенце;  горячая вода;  элементы декора (крас- ки, мулине, пайетки, бисер и др.). Я использую самый распро- страненный шаблон из Ин- тернета. Длина — 12 санти- метров, стопа — около пяти сантиметров. Вырезаю его из подложки для ламината. Шаг 1. Шаг 2. Шаг 5. Кладу на стол пупырчатую пленку, затем начинаю делать выкладку шерсти на шаблон. Отрывать от ленты ее нужно небольшими кусочками. Шерсть долж- на идти внахлест на края. Сбрызгиваю водой, смачи- ваю шерсть. Аккуратно подцепляю ша- блон и переворачиваю вме- сте с шерстью. Заворачиваю края так, чтобы было меньше складочек и шерсть полно- стью огибала шаблон. Затем повторяю с этой стороны, смачиваю уже мылом. Потом снова переворачиваю. Двух слоев с каждой стороны до- статочно, чтобы они получи- лись толстенькими. Прикрываю конструкцию сеткой, сбрызгиваю водой и начинаю тереть шаблон о пупырчатую пленку. Мож- но добавить побольше мыла, чтобы была пена. Как только шерстинки схватятся, начи- наю валять уже активнее. На это уходит около 10  15 минут. Проверяю прочность, пробуя отщипнуть кусочек. Если есть ощущение це- лостности, снимаю сетку и еще минут 15 валяю без нее. Затем промываю от мыла и ножницами разрезаю конструкцию посередине, вместе с шаблоном. Вынимаю шаблон, прораба- тываю мылом края, придаю форму. Надеваю на палец, продолжаю валять — нати- рать внутренности , бока, края, подошву. Это тоже занимает около 15 минут. Готовые валенки оконча- тельно промываю и сушу. Готовое изделие декори- рую. Можно расписать акриловыми красками, вы- шить нитками или бисером, прикрепить узоры методом сухого валяния или сделать объемный фетровый декор. В старину женщины мастерили особые вален- ки-шептуны. Из остатков шерсти они по той же технологии валяли миниа- тюрную обувь, украшали вышивкой и лентами. Внутрь клали монетку, зернышко, алую ленту — символы счастья и достат- ка. А если каждый член се- мьи прошептал валенцам свое заветное желание, обувь переставала быть украшением, а становилась обере- гом. Так появилась традиция дарить шептуны тем, кому желаешь счастья и добра. И творить такие валеноч- ки нужно с пожеланием исполнения желаний одаряемому. ЧТО ШЕПЧУТ ВАЛЕНЦАМ Событийные Фестивали, простая русская природа ЧерноземЬя и новые креативные арт-площадки дали новый импулЬс к развитиЮ селЬского туризма на добринской земле. В арт-резиденции уверены: чтобы получить солидный грант, должно быть выполнено несколько условий. Главное — поставить себе вопрос: что хотите изменить в населенном пункте. А потом думать, что требуется для выполнения задачи и кто готов этим заниматься. На выходе обязательно должен быть конкретный результат. Арт-резиденция созда- валась для возрождения традиционных ремесел и сохра- нения технологий. Цель второго проекта — знакомство жителей с историей родного села и развитие туризма. КАК ПОЛУЧИТЬ ПОДДЕРЖКУ Татьяна Нестерова ратует за сохранение русских традиций Шаг 3. Шаг 4.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz