Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Мне это не мешает, — весело от- махивается известная блогерша. Она права. Барышня вольготно чувствует себя не только в Ин- тернете, но и на телеэкране. Но есть еще и отдельная каста, помогающая нам пома- леньку деградировать. Себя она считает творческой элитой. Ее наперебой зовут на ТВ, раскру- чивают, навязывают, те же банки платят ей миллионы. И она чест- но их отрабатывает, объясняя народу: если у вас нет денег на вашу мечту, не парьтесь — бе- рите кредит. Целых 120 дней без процентов — красота! А что бу- дет через 120 дней, не спраши- вайте. Получайте удовольствие здесь и сейчас. Вся философия новых «учителей жизни» вме- щается в полдюжину слоганов. «Мои волосы — моя гордость!». «Твое горло — твоя сила!». И во- обще: «Жить без боли — наша цель». Других целей явно не су- ществует. Болеть не следует ни спине, ни горлу, ни душе. Не потому ли Градский был не слишком нужен на ТВ? Он сострадал чужой боли. Однажды единственный из наставников повернулся к слепой девушке. Потом его коллеги заахали: мы же не в силах были угадать, кто поет. А Градский резко спросил: разве вы не услышали, какая боль звучала в ее голосе? Когда-то нищий гений Ве- лимир Хлебников воскликнул: «Сегодня снова я пойду туда — на жизнь, на торг, на рынок, и войско песен поведу с прибоем рынка в поединок». Властители бездумья тоже выходят на поеди- нок. Но не с прибоем рынка, а за рынок. Притом плечом к плечу с Нагиевым и Бузовой стоят от- нюдь не бездарные актеры хоро- ших театров. Вечером они зада- ют гамлетовский вопрос «быть или не быть?», а наутро вопро- шают: купить или не купить? Впрочем, ответ у них наготове: купить, непременно купить. Про девчоночку- смуглянку Элита так ведет себя с 90-х годов. И все меньше чего-либо стыдится. В «Секрете на мил- лион» поп-певец откровенно рассказывает, как он и прочие знаменитости по-лакейски разв­ лекали владельца «черкизона». А драматическая актриса носталь- гически вспоминает крими- нального покровителя, с кото- рым встречалась и при первом, и при втором муже. Пусть толпа соблюдает приличия и следует своим смешным нравственным правилам. Мы белая кость. Мы выше этого. Та же дама в шоу «Звезды сошлись» требовала прямо как герой Папанова в фильме «Бе- регись автомобиля»: свободу Мише Ефремову! И приводила сногсшибательный аргумент: он, бедный, болен, у него алкого- лизм. Вы же не судите больного раком за то, что он не здоров. И что толку пытаться ей втолко- вать, что пациент онкологиче- ской клиники никого не убивал. Да к тому же не он виноват в своем тяжелом недуге. Они все уверены — им мож- но. И стелиться перед денежны- ми мешками. И распевать сло- ган «Да, да, нет, да», как в лихие 90-е. Короче, мы артисты, и наше место в буфете. Телеэксперты вдруг вспо- мнили про Софию Ротару. По- вод: родственники советской звезды, то ли двоюродные, то ли троюродные, проболтались. Она якобы передавала деньги атош- никам. Так вот, как это совме- стить? Ротару пела-то не только про девчоночку-смуглянку. Вы не забыли? «Я, ты, он, она — вместе целая страна, вместе дружная семья…» И так далее. Но власть переменилась. Новые песни придумала жизнь. Их и надо петь. Кто ищет лицо для своего бизнеса, для своей партии? Лицо имеется. Покупайте, не торгуй- тесь. Товар ценный. Не всякий выставляет его на продажу. С легкой руки американского писателя не первого ряда журна- листику стали называть второй древнейшей профессией. Пер- вая, вы в курсе, проституция. Но нынче, по-моему, с нашим братом журналистом за право подняться на вторую ступеньку после особ с низкой социальной ответственностью жестко кон- курируют, увы, многие мастера культуры. Фото Константина Завражина/РГ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СОХРАНИЛ СВОЕ ЛИЦО Жить без боли? За последние три дня о Град- ском по ТВ было сказано в сто раз больше, чем за последние 20 лет. Поклонники слушали арти- ста, кто на Яндексе, кто на ста- рых виниловых пластинках. А те, кто моложе, о нем бы и ведать не ведали, если бы не шоу «Голос». Популярность короля русского рока в эфире была несравнима с киркоровской и басковской. Да он о ней и не хлопотал. И уж точ- но не согласился бы участвовать в рекламе банков и торговых се- тей. Продавать свое имя, свое лицо, своих слушателей ни ВТБ, ни Уралсибу, ни Райффайзен- банку он не мог. Я взялся за эти заметки в прошлую среду. И начинаться они должны были по-другому. Меня с некоторых пор озада- чивает исчезновение из нашего обихода выражения «властите- ли дум». Представлялось, что на Руси без них обойтись нельзя. За ними шли. Они не позволяли дремать ни совести, ни мысли, они поднимали нравственную планку выше доверху наполнен- ных кормушек. Куда же они подевались? Или мы сами теряем их из виду, не различаем негромкие голоса в нарастающем информационном гуле? Да как ни крути, а свято место не остается вакантным. Нет, господа, властителей дум— встречайте властителей безду- мья. Хозяев нашей пустоты, в которую легко закачать что угод- но. У Виссариона и Грабового фанатов в избытке. А молодые с энтузиазмом припускаются за очередным моргенштерном. И это еще не худший вариант. Вот свежее сообщение: в уральском городе подросток готовил во- оруженное нападение на свою то ли школу, то ли колледж. А инструктировал его украинский блогер. Теперь блогеры — наше все. Тиктокеры объясняют, как нам жить. Что они путают Тол- стого и Тургенева — неважно. П озже Градского, Пела- гею, Агутина заменили на Басту, Шнура, ко- го-то еще. И телеконкурс начал выдыхаться. Все превратилось в междусобойчик, на котором наставники упивались самопи- аром и пустопорожней клоу­ надой. Музыка оказалась на обочине. И вдруг такой подарок пуб- лике, понимающей, какое место занимает в нашем искусстве ма- эстро Градский. Правда, выгля- дел он усталым. Но в 72 даже он, неизменно излучавший мощ- ную энергетику, имеет право уставать. Его новые подопечные, как и прежние, поражают. Никому не известным молодым вокалистам могли бы позавидовать звезды любой величины и у нас, и за рубежом. Особым событием оказалось исполнение дуэта из рок-опе- ры «Мастер и Маргарита». Над оперой по роману Булгакова композитор трудился долго и увлеченно. Разумеется, мы смотрели не прямой эфир, а запись, сде- ланную несколькими днями раньше. Возможно, в тот же час, когда с экрана звучал вальс из «Мастера», его автора скорая увозила в больницу. А в воскре- сенье к скорбным новостям о трауре по шахтерам и новых жертвах ковида нежданно-не- гаданно прибавилась короткая строчка: народный артист России Александр Градский умер. Как сказано в любимом ро- мане Александра Борисовича: человек смертен, а главное — внезапно смертен. СЕГОДНЯ СНОВА Я ПОЙДУ ТУДА – НА ЖИЗНЬ, НА ТОРГ, НА РЫНОК, И ВОЙСКО ПЕСЕН ПОВЕДУ С ПРИБОЕМ РЫНКА В ПОЕДИНОК Велимир Хлебников Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» № 1 44 (26428) Переключая каналы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 20 В прошлую пятницу на Первом канале продолжалось шоу «Голос». В юбилейном сезоне в судейские кресла вернулась великолепная четверка во главе с Градским. Именно благодаря ей десять лет назад этот проект успешно стартовал. Теперь блогеры — наше все. Тиктокеры объясняют, как нам жить. Что они путают Толстого и Тургенева — неважно. Мне это не мешает, — весело отмахивается известная блогерша Александр Градский никогда не гнался за дешевой популярностью

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz