Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
зрителю иной раз угадывается и в «Седьмой симфонии». Авторам было мало героической трагедии Ленинграда. И они насочиня- ли массу занимательных, на их взгляд, ситуаций. Разумеется, право на вымысел в художествен- ном фильме неоспоримо. Вы- считывать процент вольностей, отступлений от документальной основы не стоит. Вопрос в том, зачеми как они от нее отступали. Элементарно: я спокойно примирюсь с тем, что дири- жеру Карлу Элиасбергу в 42-м году было лет на 30 меньше, чем Элиасбергу на экране. Алексей Гуськов очень серьезно отнесся к своей задаче. Даже похудел на 12 килограммов. Но помолодеть-то ему не дано. Досаднее, что Гуськов вынуж ден играть на противоходе к на- писанному драматургами. Они в охотку фантазировали: а давайте для начала слепим образ холод- ного, отрешенного от мира сего интеллигента. Он не отрывает глаз от партитуры. У него абсо- лютный слух, но он не слышит, не воспринимает тех, кто рядом. А уж ближе к финалу в нем про- снется сочувствие к ближнему. Он словно бы прозреет. Можно и так. Но задуманное реализовано нарочито, допущен произвол касательно и логики событий, и правды характеров. Чего стоит хотя бы реакция Эли- асберга на объяснение одного из оркестрантов, который опоз- дал на репетицию. Нарушитель дисциплины тихо извиняется и произносит: у меня только что умерла жена. Элиасберг, блес- нув в сторону провинившегося стеклами очков, с автоматизмом робота бросает: «Чтоб это было в последний раз». Я, конечно, не Станиславский, но здесь мне хочется крикнуть: «Не верю!» Сходную операцию продела- ли и со вторым сквозным пер- сонажем — лейтенантом НКВД, антиподом и двойником Эли- асберга. Пусть он будет прими- тивным служакой, запрограм- мированным на борьбу с врагами народа. К тому же он терпеть не может музыку, музыканты для него бездельники и дармоеды. Но ему дан приказ собрать ор- кестр, поскольку в блокадном городе музыкантов раз, два и об- челся: кто-то на фронте, кто-то умер или умирает от голода. И постепенно, подобно Элиасбер- гу, он меняется, даже влюбляется во флейтистку и осознает, для чего понадобилось, чтобы мир услышал из умирающего города великую музыку. Опять налицо заданная схе- ма. Талантливому актеру Алек- сею Кравченко понадобились колоссальные усилия для ее преодоления. В чекисте все-та- ки сразу чувствуешь настоящего русского мужика, не обделенно- го не только силой, но и сове- стью, добротой, умом. Однако никакое актерское мастерство не может оправдать эпизод с патефоном, который, вообразите, сбрасывают на па- рашюте в подарок Элиасбергу его поклонники по ту сторону фронта. Меломаны-гитлеров- цы благодарны дирижеру за ис- полнение Бетховена. И совсем абсурдно, что презент от врага дирижеру вручает тот же энка- вэдэшник. Я-то испугался, что КАКАЯ МУЗЫКА БЫЛА! Элиасбергу теперь прямая доро- га в кутузку — за связь с врагом. Ан нет. Музыка, понимаете ли, примиряет оккупантов и людей, обреченных ими на погибель. Все мы люди, все мы челове- ки. Я даже заподозрил: уж не консультировал ли сценаристов небезызвестный Коля из Ниж- него Уренгоя? Будем помнить Все эти натяжки, придумки фильму навредили. И все же в нем немало такого, что и трогает, и убеждает. Самое впечатляющее — цепочка новелл о музыкан- тах и причастных к исполнению симфонии, и тех, кому не удалось взять в руки инструмент, кос- нуться клавиш. Будь то ослеп- ший ударник, что вышел-таки на сцену, будь то пианистка, умира- ющая от дистрофии. На какие-то минуты она обрела надежду, что поднимется и будет играть Шо- стаковича. Больше мы ее не уви- дим. Но наверняка не забудем. У Александра Котта полу- чилось главное: показать досто- верный облик города, который живет и борется, когда, казалось бы, уже нет возможности ни жить, ни бороться. В «Седьмой симфонии» сни- мались актеры, чьи имена у всех на слуху, и исполнители, почти не знакомые телезрителю. Но среди них нет людей, примель- кавшихся в клипах с рекламой банков, французских духов и смартфонов. По-моему, нельзя чередовать съемки в такой кар- тине и в роликах про выгодные кредиты и проценты. Время от времени федераль- ные каналы решаются потра- тить деньги и силы на что-либо, преследующее серьезные цели и художественность. Но и то, и другое достигается крайне редко. Не сложилось ни с «Тоболом», от которого дистанцировался автор литературного первоис- точника Алексей Иванов, ни с «Угрюм-рекой». «Седьмая симфония» — по- пытка, несмотря ни на что, го- раздо более интересная. Уже потому, что фильм после про- вокационных вопросов типа, не надо ли было из гуманных соображений отдать Ленинград Гитлеру, предлагает ответить на другой вопрос: как и почему го- род выстоял? И ответ, поддер- жанный гениальной музыкой, прозвучал вполне весомо. Веришь — не веришь В принципе, многое уда- лось. Однако первые отклики на премьеру разноречивы. И на то имеются основания. Да, десять серий, снятых АлександромКот- том, не соответствуют привычно- му телеменю: на первое—крутой боевик, на второе — детектив, на десерт — «мыльная опера». Для этого режиссера об- ращение к военному материалу закономерно. Когда-то он уже поставил запомнившуюся нам «Брестскую крепость». Но ему, крепкому профессионалу, дово- дилось участвовать и в откровен- но коммерческих проектах. Он, например, работал в команде с Бекмамбетовым над «Елками». И, пожалуй, в «Седьмой симфо- нии» не смог полностью отка- заться от «елочного» опыта. Повторилась, в какой-то мере, история «Сталинграда» Федора Бондарчука. Сын созда- теля «Судьбы человека» и «Они сражались за Родину», он вроде бы попытался продолжить дело отца — поведать страшную (и бесстрашную) правду о великом сражении. Да вдруг усомнился, что она сама по себе интересна публике. И свернул на мело- драматическую стезю. А битва за Сталинград была всего лишь фоном для камерного любов- ного сюжета. То же недоверие к У поэта Александра Ме жирова, защищавшего город на Неве, есть пре- красное стихотворение: «Ка- кая музыка была! Какая музы- ка играла, когда и души и тела война проклятая попрала». И вот заключительные строчки: «Стенали яростно, навзрыд, одной-единой страсти ради на полустанке — инвалид иШоста- кович — в Ленинграде». «Седьмая симфония» — фильм об этой одной-единст венной страсти военного по- коления. Ею жила вся страна: вытерпеть превосходящие лю- бые человеческие возможности муки и лишения, чтобы побе- дить. СТЕНАЛИ ЯРОСТНО, НАВЗРЫД, ОДНОЙ-ЕДИНОЙ СТРАСТИ РАДИ НА ПОЛУСТАНКЕ — ИНВАЛИД ИШОСТАКОВИЧ—В ЛЕНИНГРАДЕ Александр Межиров Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» № 1 4 1 (26425) Переключая каналы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 20 Кто ожидал, что на «России 1 » прозвучит симфоническая музыка? Нет, до концерта из произведений Бетховена, Чайковского или Малера на канале недозрели. И вряд ли дозреют. Но там осуществили идею сериала о легендарном исполнении в осажденном Ленинграде 1 94 2 года Седьмой симфонии Шостаковича. Студия радиокомитета. Репетиция оркестра. За дирижерским пультом Карл Элиасберг. 1942 г. Иллюстрация из книги «Человек из оркестра. Блокадный дневник Льва Маргулиса» У Александра Котта получилось главное: показать достоверный облик города, который живет и борется, когда, казалось бы, уже нет возможности ни жить, ни бороться.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz