Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3:24). Их имя означает излия ние премудрости, просвещение. Они сияют светом Богопозна ния и разумения тайн Божиих. За Херувимами предстоят Пре столы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудиюБожию. Среднюю Ангельскую ие рархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти. Господства (Кол. 1:16) влады чествуют над последующими чи нами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управле нию. Учат владеть чувствами, порабощать плоть духу, побе ждать искушения. Силы (1 Пет. 3:22) исполня ют волю Божию, творят чудеса, ниспосылают благодать чудотво рения и прозорливости угодни кам Божиим. Помогают людям в несении послушаний, укрепля ют в терпении, даруют духовную крепость и мужество. 21 ноября Православная Церковь чествует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Для верующих этот праздник наполнен особым смыслом. Н а иконах он изобража ется в виде строгого и прекрасного крылатого юноши в латах с пламенеющим мечом в руке. Он попирает дра кона, который знаменует собою зло. Архистратиг стоит во вратах Рая, не давая войти в священное место тем, кто к этому не готов. АрхистратигМихаил—«Меч Господень», Божий заступник и Великий защитник рода чело веческого. Именно поэтому он считается покровителем вои нов, защитником всех право славных христиан от всякого зла видимого и невидимого. Он — охранитель спящих, покрови тель душ умерших. Ангелы — не творцы Празднование Собора Архи стратига Божия Михаила и про чих Небесных Сил бесплотных было установлено в начале IV века на поместном Лаодикий ском Соборе, проходившем за несколько лет до первого Все ленского Собора. В 35-м прави ле Лаодикийский Собор осудил и отверг еретическое поклоне ние ангелам как творцам и пра вителям мира (вспомним, кто такой денница!), но утвердил православное почитание Небес ных Сил бесплотных. Праздник духовного воин ства Царя Небесного соверша ется в ноябре — девятом месяце от марта, с которого в древно сти начинался год. Цифра де вять здесь не случайна, она со ответствует девяти Ангельским чинам. А восьмой день месяца Вера ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 26 № 1 3 8(26422) Наталья Сизова По преданию балканских христиан, Архистратиг Михаил научил мучеников Флора и Лавра искусству управлять лошадьми. Именно поэтому на местных иконах Флора и Лавра часто изображают с конями, поводья которых держит в руках Архистратиг Михаил. А коптские христиане посвятили святому Михаилу главную реку Египта — Нил. Копты переняли византийскую тра- дицию празднования в честь Архистратига Михаила, но перенесли его дату на 12 ноября. В этот день в Коптской церкви совершается специальная служба в воспоминание святого Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов, Архистратига славят за разлив реки и будущий урожай. СЛАВЯТ ЗА УРОЖАЙ ВОИНСТВО НЕБЕСНОГО ЦАРЯ МОЛИТВЕННОЕ ПОЧИТАНИЕ ЦАРСКОГО ВОИНСТВА — На Руси почитание Архистратига Михаила по явилось вместе с принятием христианства. В Византии Архангел Михаил почитал ся императорами и воена чальниками как помощник и заступник в сражениях и трудных государственных делах. Также и наши предки — от князей до простого люда — молитвенно обращались к Архистратигу Михаилу о по мощи в минуты опасности и перед началом решающих сражений. Не случайно на Руси было возведено множе ство храмов в честь Архангела Михаила. В наши дни древняя тра диция почитания Архангела Михаила и других Небесных Сил бесплотных неизменно сохраняется среди православ ных. Мы обращаемся к Ар хистратигу за богослужением в церквах и в личных молит вах во все трудные моменты жизни, так как по повелению Божию ангельские силы при званы заботиться о людях и помогать им во все времена до скончания века. Примерам помощи Ар хангела Михаила и Ангела Хранителя несть числа. Но как же мы, люди, можем от благодарить Бога и наших могущественных помощ ников? Только следованием тем путем жизни, который указал нам Христос: «Я есмь путь и истина и жизнь; ни кто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин14:6). Об этом надо никогда не за бывать. Протоиерей Алексей Диагенов, клирик Михайло-Архангельского храма Липецка (по старому календарю) указы вает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия. Этот день святые отцы называют «днем восьмым», так как при кончине века сего, идущего седмицами дней, на ступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий во славе Своей и вси святии Анге лы с Ним» (Мф. 25:31). Небесные иерархии ПоучениюсвятойПравослав ной Церкви, Ангельские чины поделены на три иерархии — высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую входят Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех к Пресвятой Троице пред стоят шестикрылатые Сера фимы, то есть Пламенеющие, Огненные (Ис. 6:2). Они пламе неют любовью к Богу и побужда ют к этой любви других. После Власти (1 Пет. 3:22; Кол.1:16) имеют власть укрощать силу диавола, отражают от людей бе совские искушения, утверждают подвижников и оберегают их, помогают в борьбе со злыми по мыслами. Низшую иерархию состав ляют чины: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала (Кол. 1:16) руководят низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управ лятьВселенной, охранять страны, народы, племена. Онинаставляют воздавать каждому честь, подоба ющую его званию, учат началь ствующих исполнять свои долж ностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних. Архангелы (1 Сол. 4:16) благо вествуют о великом, открывают тайны веры, пророчества и разу мение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая ум светом Святого Евангелия. Ангелы (1 Пет. 3:22) наиболее близки к людям. Возвещают на мерения Божии, наставляют лю дей к святойжизни. Они оберега ют верующих, хранят от падений, восставляют падших. Всегда готовы помочь, когда мы про сим о помощи и вразумлении. «Кто как Бог» Но причем тут святой Ар хистратиг Михаил? Именно он поставлен Господом над всеми девятью чинами Ангельскими. Имя его в переводе с еврейского означает «Кто как Бог». Он — верный служитель Божий — ни зринул с Неба возгордившегося денницу с другими падшими духами. Верным Творцу Ангель ским силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыс лим неугодного Богу!» По Церковному преданию, Архистратиг Михаил принимал участие во многих Библейских событиях. Он защищал ветхоза ветныйИзраиль во всех бедстви ях, был покровителем, помощ ником и огненным столпом для израильтян. Прославился своими чуде сами грозный Архистратиг и на Руси. В Волоколамском Пате рике сохранился рассказ пре подобного Пафнутия Боровско го о чудесном спасении грозным Небесным воином жителей Ве ликого Новгорода от татарских баскаков. Сама Царица Небесная, предстательствующая за рус ские города, являлась людям с Воинством Небесным под пред водительством Архистратига Михаила. Благодарные русичи воспели Пречистую Богороди цу и Архистратига Михаила в церковных песнопениях. В Киеве уже в XI веке был построен Архангельский собор. Один из главнейших храмов Москвы — храм-усыпальница в Кремле посвящен Чиноначальнику Высших Сил.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz