Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Переключая каналы 20 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ № 1 4 (26298) Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» Е стественно, что о них широкая публика спо- рит чаще всего. Даже к монументу Родины-матери в Волгограде отношение неодно- значное. Известная писатель- ница, между прочим, автор апо- логетического романа о Егоре Гайдаре, противопоставляет тво- рению Вучетича американскую Статую Свободы. Не очень, правда, понятно: в самом ли па- мятнике дело или в либеральных предпочтениях этой дамы? Но я сейчас о другом. Не о признанной во всем мире клас- сике, а о новейших опытах на- ших ваятелей. Был у нас когда-то целый ар- сенал положительных оценок: талантливо, ярко, интересно, глубоко, трогательно, потряса- юще и т.д. и т.п. Теперь реши- ли: зачем столько «букафф», столько слов? Вполне доста- точно двух: круто и прикольно. Шекспир — вау, круто, «Камеди клаб» — вау, прикольно. На детском «Голосе» хвалят точно так же. У наставников с консерваторским образованием такой же тусовочный сленг. Ну, эмоциональная Полина Гагари- на может еще добавить, что у нее от восторга прямо мурашки по коже. Как будто она не на му- зыкальный конкурс попала, а в муравейник угодила. Конь с рельсом Мастера монументального жанра о крутизне и приколах хлопочут особенно. Это уже не отдельные факты, а как в анек- доте, тенденция, однако. На ТВ провели целое расследование на сей счет в разных передачах. Включая пушковский «Пост- скриптум». Но давайте для разгона и хо- рошего настроения вспомним Остапа Бендера. Охотясь за оче- редным стулом мастера Гамб- са, он назвался художником и изготовил плакат с призывом покупать облигации государ- ственного займа. Ему надо было изобразить крестьянина, кото- рый сеет те самые облигации. Только «рисунок, сделанный хвостом непокорного мула, по сравнению с транспарантом Остапа показался бы музей- ной ценностью. Вместо сеятеля шкодливая рука Остапа изобра- зила обрубок с сахарной головой и тонкими плетями вместо рук». Из художников Великого комбинатора сразу же уволили. А он и не спорил. «М-да, — ска- зал Остап, — транспарантик до- вольно дикий. Мизерное испол- нение». Не зря ли он так легко капитулировал? Его последо- ватели ведут себя иначе. Да что там толпа понимает? Мы тво- рим. Мы в своем праве. Мы так видим. Не важно, если теперь не угадаешь, что сделал почтенный член Союза художников, а что наваял самодеятельный неумеха с амбициями. Профессионалы изо всех сил стараются разучить- ся всему, чему были научены. А среди тех, кто академий не за- канчивал, ни нового таможен- ника Руссо, ни нового Нико Пи- росмани не видно. Наверное, прав был мой знакомый писатель: пусть луч- ше человек рисует сквер- ные картинки и сочи- няет графоманские стишки, чем водку пьет. Только вот графоманы с пе- ром и кистью жаждут внима- ния, признания и аплодисмен- тов. А потому в одном городе на всеобщее обозрение выставляют статую Аленки, от которой сбежит к козлам бра- тец-Иванушка, ша- рахнутся в испуге и Баба Яга, и Кощей Бессмертный. В другом — скульп- туру Сергея Есе- нина, напомина- ющую морское ластоногое чудо- вище. В третьем — Ва л ентину Терешкову, что держит у живо- та шлем, от- чего созда- ется полное впечатле- ние: она слетала в космос на седьмом ме- сяце беременности. Не щадят ваятели и братьев наших меньших. В Воронеже появился трехтонный бронзо- вый жеребец с выдающимися в прямом и переносном смысле анатомическими подробностя- ми и обломком рельса в зубах. Про что это, господа? Наверня- ка искусствоведы при желании все объяснят, извлекут, так ска- зать, сакральный философский смысл. Допустим, скульпторы протестуют против урбанизации и засилья техники. Их лошад- ка, недовольная вытеснением гужевого транспорта, решила разобрать железнодорожные пути. Кстати, не будем погляды- вать на воронежцев свысока. Ведь и нас это поветрие в свое время не обошло стороной. В Липецке долго простояла пу- чеглазая тетка с метлой, явно старшая сестрица Аленки. То- гдашние отцы города почему-то определили ей место аккурат между областным художествен- ным музеем и областным вы- ставочным залом. Об этом на- писала наша газета. А чиновник отреагировал, сославшись на мнение подростка, заявившего, что страхолюдная дворничи- ха — прикольная бабка. Потом скульптуру убрали из центра го- рода на окраину. Вот и «не раз- глядел» ее Алексей Пушков, а то бы продемонстрировал вместе с Аленкой, конем, жующим рельс, и беременной первой женщи- ной-космонавтом. Ты меня уважаешь? Создатель ластоногогоЕсени- на возник в эфире и миролюбиво растолковал: беда в том, что его шедеврпередмузеемпоэта не сто- ял, а лежал. Поставить не получи- лось. Автор что-то не рассчитал. Так что художник не виноват. Стоп, господа! Зачем он со- гласился демонстрировать свое произведение в неподобающем виде? Это же все равно, как если бы «Мону Лизу» повесили вниз головой или повалили на бок па- мятник Минину и Пожарскому. Допустим, для «Черного квад- рата» подобная операция была бы безболезненной, широкая публика ничего бы не заметила. Но Есенин-то — не геометриче- ская фигура, не квадрат и не пря- моугольник, а выдающийся поэт. Воля ваша, но здесь не какое- то недоразумение, а откровенное неуважение и к беззащитному поэту, и к беззащитным зрите- лям, над которыми проделали идиотский эксперимент. Художник, конечно, свобо- ден. Но и мы свободны отвер- нуться от того, что не прекрас- но, не выразительно, не умно, а всего лишь прикольно, эпатаж- но, да попросту безвкусно. Так называемая творческая элита, а может, и псевдоэлита уверена: с толпой церемониться нечего. Даже с толпой поклон- ников. На гастролях в глубинке не грех выйти на сцену в под- питии и произнести не шекспи- ровский текст, а собственный, матерный. Золотые и серебря- ные голоса России исполняют шлягеры под «фанеру». Скуль- пторы кладут на обе лопатки Есенина. Но это все самые при- митивные варианты неуваже- ния. Есть способы рафиниро- ванные, именуемые творческой дерзостью. Скажем, играя того же Вильяма нашего, понимаете ли,Шекспира, оголять зад прин- ца Гамлета, а Офелию одевать и размалевывать как проститутку. Но обходятся и без вуль- гарного эпатажа. Недавно два талантливых артиста поучаст- вовали в спектакле о чистой и преданной любвиМихаила Сер- геевича и Раисы Максимовны Горбачевых. Нас, заявили они, интересует только этот семей- ный сюжет. Создатели отреша- ются от всяких мелочей вроде развала Советского Союза, по- скольку намерены до слез рас- трогать зрителей трепетным чувством героев, уподобив их Ромео и Джульетте. В соцсе- тях уже поинтересовались, а не вдохновит ли кого-нибудь идея перенести на сцену любовную историю Адольфа Шикльгрубе- ра и Евы Браун, не упоминая о Ленинграде и Сталинграде, Ос- венциме и Бухенвальде, Хатыни и Бабьем Яре? Конечно, это ре- акция с перебором, но повод-то для нее есть. Моя сугубо личная точка зрения: сам замысел постановки «Горбачева» кощунственен. Но и в театре, да и на телевидении подобных опусов хватает. Так, несколько лет назад сняли се- риал о Григории Александрове и Любови Орловой. Его задача, как писали рецензенты, своди- лась к обличениюмрачной стра- ны стукачей, подлецов и при- способленцев, возглавляемой невежественным вурдалаком. «Орлова и Александров» уже почти забыты, и вполне заслу- женно. Но их сменяют столь же одиозные произведения про маршала Победы, замечательно- го певца, великолепного спорт- смена. Так поступают не только с героями советского времени. Не менее небрежно могут обой- тись и с самим Александром Сергеевичем Пушкиным. Так что перевернутый Есе- нин и превращенная в огород- ное пугало фольклорная Аленка еще сравнительно безобидные, как говорится, артефакты эпохи приколистов и провокаторов. Фото Николая Черкасова ИСКУССТВО ВСЕ ЕЩЕ НЕМНОЖКО ПРИНАДЛЕЖИТ НАРОДУ. ХОТЯ ЦЕНЫ НА БИЛЕТЫ ДАВНО УЖЕ АНТИНАРОДНЫЕ. НО ПАМЯТНИКИ НА ПЛОЩАДЯХ И САДОВЫЕ СКУЛЬПТУРЫ, СЛАВА БОГУ, ДОСТУПНЫ И БЕСПЛАТНЫ. В ЛИПЕЦКЕ ДОЛГО ПРОСТОЯЛА ПУЧЕГЛАЗАЯ ТЕТКА С МЕТЛОЙ, ЯВНО СТАРШАЯ СЕСТРИЦА АЛЕНКИ. ТОГДАШНИЕ ОТЦЫ ГОРОДА ПОЧЕМУ-ТО ОПРЕДЕЛИЛИ ЕЙ МЕСТО АККУРАТ МЕЖДУ ОБЛАСТНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ МУЗЕЕМ И ОБЛАСТНЫМ ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛОМ. ПРИКОЛЫ НАШЕГО ГОРОДКА Дворничиха Петровна, близкая родственница Аленки из Нововоронежа ТЕПЕРЬ НЕ УГАДАЕШЬ, ЧТО СДЕЛАЛ ПОЧТЕННЫЙ ЧЛЕН СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ, А ЧТО НАВАЯЛ САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ НЕУМЕХА С АМБИЦИЯМИ. ПРОФЕССИОНАЛЫИЗО ВСЕХ СИЛ СТАРАЮТСЯ РАЗУЧИТЬСЯ ВСЕМУ, ЧЕМУ БЫЛИ НАУЧЕНЫ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz