Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
Карповым в содружестве с художником Викторией Горбуновой, имеет совсем другой посыл. — Я думаю, что в совре- менном мире гаджетов и Интернета, где порой стра- ничка в Инстаграме являет- ся «альтернативой» лично- сти, спектакль по повести Гоголя «Нос» становится наиактуальнейшим, — счи- тает режиссер. — В повести тоже происходит обезличи- вание, есть момент подме- ны. Внешнее превалирует над внутренними качества- ми. Мне захотелось пого- ворить на эту тему, узнать, скую ненависть» и готовы «разорвать его на куски». Можно было бы, пользуясь ахматовским выражением, «замкнуть руками слух», ибо кто Достоевский и кто его ненавистники, позво- ляющие себе публично вы- плескивать свой негатив в адрес великого русского пи- сателя. Однако, согласитесь, примечательный феномен: автора, которого уже почти полтора столетия нет на бе- лом свете, так яро, так остро ненавидеть за его Слово, за его творчество и взгляды. И сегодня на полном серьезе обсуждается, нужно ли «навязывать» Достоев- ского нашим школьникам, не слишком ли он сложен для поколения, которое настроено на успех и ком- фортное потребление. Ка- кие страдания, какие муче- ния, какая ответственность за свои поступки?! Упаси Боже, это же дети! А дети вырастают без признаков совести. И от скуки ли, от неудоволь- ствия выпавшим на долю жребием, от неоправдав- шихся надежд — да мало ли еще от чего — духовные недоросли берут в руки ору- жие и идут мстить за свое разочарование всему чело- вечеству. Ну, возможно, за исключением некоторых, кто, по мнению пермского стрелка, например, «досто- ин жить». Ну, это исключительный случай, скажет кто-то, и во- обще при чем тут Достоев- ский? Да, исключительный. Куда чаще молодые «ни- гилисты» в знак протеста против общества и злого мира идут на другой реши- тельный шаг — кончают с собой. Еще чаще просто па- костят, демонстрируя свое презрение к несовершен- ству жизни — поджигают, взрывают, кощунствуют, «вандалят», пугают, злоб- ствуют, насилуют. В любом случае, восстают над тол- пой, выделяются. Что касается «при чем тут Достоевский», то доста- точно перечитать хотя бы один его роман «Преступ- ление и наказание», чтобы увидеть связь с сегодняш- ним днем. «Япросто убил, — восклицает Раскольников, исповедуясь Соне Мармела- довой, — для себя, для себя одного!.. Мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дро- жащая или право имею...» Но если у Раскольникова была идея, теория о праве исключительных личностей проливать кровь обычных, «низших» людей ради вели- кой цели, то современные наполеоны «нацелены» на убийство как таковое, убе- жденные в никчемности и бесполезности существо- вания биомусора, как они называют людей, не заслу- живающих снисхождения сверхчеловеков. Собственной смерти тот же пермский стрелок яко- бы не боялся, ибо «не ре- лигиозен и не фанатичен». Кстати, вездесущие экспер- ты считают, что шутинг — беспорядочная стрельба в публичном месте по без- оружным людям — это по намерению суицид. Вот и пермский убийца готов был признать себя неудач- ником, если останется жив и окажется под арестом. У Раскольникова же иное: в его замыслы убивать себя не входило. Однако же пос- ле преступления понимает: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушон- ку!..». Расхождение и в том, что, считая себя выше «низ- ших» людей, Раскольников не предполагает какой-то протест, он выбирает самую никчемную, на его взгляд, самую бесполезную, гадкую, зловредную старушку, кото- рою не жаль пожертвовать ради счастья других, более «кчемных» людей. В том числе и его близких. Совре- менные же стрелки лишены эмпатии, сочувствия даже к близким, им не за что за- цепиться, не к чему «при- лепиться», чтобы повреме- нить, посомневаться, а то и передумать... Да, у них не было такой понимающей сестры, как раскольниковская Дуня. Не встретилась и такая жерт- венная Сонечка Марме- ладова, которая разделила страдание Раскольникова да и открыла ему саму суть этого страдания: «Ну как же, как же без человека-то прожить!». Но приоткрыть завесу зарождающегося в их мыслях злодейства мог До- стоевский, все творчество посвятивший поиску чело- века в человеке, преодоле- нию зла добром и любовью, раскаянием и страданием. Конечно, читая Досто- евского «от сих до сих», как это бывает в школе, трудно постичь нравственный за- кон, заложенный, по мне- нию писателя, в натуре че- ловека, как бы он ни был испорчен. Однако какое-то пробуждение чувства на фоне моральной «арифме- тики» с помощью писателя- психолога может состояться. Конечно, с участием учи- телей, родителей, которым, однако, и самим проще — без Достоевского. Поэтому и утрируются мысли, что писатель нагне- тает, отталкивает, что он сложен, непонятен, и путь его спорный, и «человек рожден для счастья», а не на страдания, и за культ рус- ского народа ату его на кус- ки. Но, перечитывая роман о Раскольникове, ловлю себя на мысли, что он — о любви. Светлый, чистый, просветленный роман о любви. Которою переро- дился даже такой отчаян- ный грешник, как Расколь- ников. И вообще с первой же своей повести «Бедные люди» Достоевский не переставал писать о любви, способной и погубить, и воскресить. Смотря в какой нравственной почве она за- родилась, из какого сердца произросла. А именно бед- ные люди, по мнению До- стоевского, умеют любить по-настоящему, целительно, возвышающе. Певец бедных людей, как его называли, он был воистину народным пи- сателем, в самом низу народ- ной жизни обретший веру в русский народ и с годами только укреплявшийся в этой вере. И мечтавший о возрождении русского че- ловека, русского духа, о по- беде добра над злом в этой жизни. Приговоренный однаж- ды к смертной казни, отме- ненной уже после зачитыва- ния приговора о ее исполне- нии, Достоевский знал цену каждой минуте жизни. О ее бесценности и писал, от- стаивая право людей жить и любить перед теми, кто по- считал себя вправе по свое- му усмотрению их жизнями распоряжаться. Уж лучше бы тогда почитали Достоев- ского, может быть, что-то и поняли. • 204 года назад (1817) вМоскве был открыт Эрзер- циргауз —Манеж—возведенный по проекту архитек- тора Августина де Бетанкура в ознаменование пяти- летней годовщины победы в Отечественной войне 1812 года и предназначавшийся для проведения смотров, парадов и учений. В 1957 году Манежу был присвоен статус Центрального выставочного зала. • 180 лет назад (1841) император Николай I издал Указ об учреждении в России сберегательных касс. Эта дата считается днем рождения Сбербанка. Уже в марте 1842 года в здании Опекунского совета на Казанской улице в Петербурге открылась сберегательная касса. Первым ее клиентом стал служащий Ссудной казны Николай Кристофари. Всего в этот день сберегатель- ную кассу посетили более 70 человек, оформивших счета на сумму свыше 400 рублей. • 165 лет назад (1856) император Александр II издал Указ об образовании Приморской области. В настоя- щее время территории, входившие в ее состав, находят- ся в составе Приморского, Хабаровского, Камчатского краев, Чукотского автономного округа, Сахалинской и Магаданской областей. • 120 лет назад ( 1901) были объявлены имена пер- вых лауреатов Нобелевской премии по физике и химии —Вильгельм Рентген и Якоб Вант-Гофф. • 35 лет назад (1986) в Москве в Колонном зале Дома союзов состоялась учредительная конференция Советского фонда культуры. Сегодня Российский фонд культуры. З ачем думать о том, чего не может быть?! — ска- жет обыватель и будет прав, но лишь отчасти. Дей- ствительно, терял ли кто- нибудь из ваших знакомых собственный нос, как кол- лежский асессор Ковалев? Ведь нет же. Но спектакль, поставленный Иваном Михаил Павлов (1792 – 1840), агробиолог, основа- тель сельскохозяйственного образования в России, философ-диалектик, учитель Александра Герцена, уроженец г. Ельца, родился 229 лет назад. В 1811 г. он окончил Воронежскую духовную семинарию, затем физико-математический и медицинский факультеты Московского университета. В 1818 г. получил сте- пень доктора медицины. В 1820 – 1840 гг. Михаил Григорьевич возглавлял в университете кафедру ми- нералогии и сельского домоводства, в 1822 – 1828 гг. — был первым директором Земледельческой школы, в 1825 – 1828 гг. — заведующим первым опытным агро- номическим учреждением в России — Бутырский хутор. Пропагандировал прогрессивную систему севооборота; сконструировал особый плуг («плужок Павлова»), организовал сельскохозяйственнуюшколу для крестьянских детей. О полученных результатах он сообщал в издававшемся им журнале «Русский земледелец» (1838–1839). По информации календаря ИТАР-ТАСС, culture.ru, календаря «События и даты Липецкого края». Его творчество до сих пор вызывает ожесточенные споры. И хотя Достоевский во всем мире делит по по- пулярности первое и второе место с Львом Николаеви- чем Толстым, а в Германии 2021-й объявлен даже Годом Достоевского, находятся де- ятели, которые испытывают к писателю «почти физиче- СОЦСЕТИ СРАВНИЛИ С ГОГОЛЕВСКИМ «НОСОМ» КУРС ВАЛЮТ ЦБ РФ ИМЕНА ДОКУМЕНТЫ • • $ 71.20 на 12.11.2021 € 81.66 ПРИЗНАК РАЦИОНАЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВ (АГРАРНЫХ) — СОВРЕМЕННОСТЬ С ПЕЧАТЬЮ МЕСТНОСТИ. ДЕВИЗ ИХ: ВЕКЖИВИ, ВЕК УЧИСЬ долгота дня: 8.55 Луна в знаке Рака; растет. восход: 7.38 закат: 16.33 12 ноября (30 октября по ст. стилю), пятница В конце номера 8 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА № 1 35- 1 36 (26419-26420) Сегодня в рубрике «Официальный отдел» публикуется проект закона Липецкой области «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». В номере также размещены постановления админи- страции области, ведомственные приказы. Читайте на 9–12-й стр. ПЕВЕЦ БЕДНЫХ ЛЮДЕЙ 200 ЛЕТ НАЗАД, 11 НОЯБРЯ 1 8 21 ГОДА, РОДИЛСЯ САМЫЙ ЗАГАДОЧНЫЙ, ГЛУБОКИЙ, УДИВИТЕЛЬНО СОВРЕМЕННЫЙ, САМЫЙ БЕЗМЕРНЫЙ И ПРОВИДЧЕСКИЙ ПИСАТЕЛЬ, ФИЛОСОФ И ПУБЛИЦИСТ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ. В ЛИПЕЦКОМ ТЕАТРЕ КУКОЛ ПРОДОЛЖАЮТ СТАВИТЬ СПЕКТАКЛИ ДЛЯ СЕМЕЙНОГО ПРОСМОТРА. НА СЕЙ РАЗ РЕЖИССЕР ИВАН КАРПОВ ОБРАТИЛСЯ К РУССКОЙ КЛАССИКЕ, ПРЕДЛАГАЯ ПОРАЗМЫСЛИТЬ НАД СОБЫТИЯМИ, ОПИСАННЫМИ В ПОВЕСТИ НИКОЛАЯ ГОГОЛЯ «НОС». ТАКОЕ НАЗВАНИЕ И У ПРЕМЬЕРНОГО СПЕКТАКЛЯ. Ольга Шкатова ДАТЫ ЕЖЕДНЕВНИК • Православная цер- ковь почитает память свя- щенномученика Зиновия, епископа Егейского, и се- стры его мученицы Зино- вии (285). • В народе 12 ноября называли «Зиновий-синич- ник», так как прилетали птицы-зимники: синицы, щеглы, снегири, сойки, че- четки, свиристели. В этот день мастерят и развеши- вают кормушки для птиц. Я КАК ФИЛОЛОГ НЕ ИМЕЮ ПРАВА УЩЕМЛЯТЬ ГОГОЛЯ. Я ПОЗВОЛИЛ СЕБЕ СОКРАТИТЬ ЕГО ТЕКСТ, ЧТО-ТО СДЕЛАТЬ БОЛЕЕ ВЫПУКЛЫМ, ЧТО-ТО СМЕКШИРОВАЛ. НО ГЕНИАЛЬНЫЙ АВТОРСКИЙ ТЕКСТ СОХРАНЕН. ТЕМБОЛЕЕ ЧТО ОНОЧЕНЬ ДЕЙСТВЕННЫЙ, ТЕАТРАЛЬНЫЙ, СЦЕНИЧЕСКИЙ Учредители: Липецкий областной Совет депутатов, управление информационной политики Липецкой области, Областное бюджетное учреждение «Издательский дом «Липецкая газета». Издатель: Областное бюджетное учреждение «Издательский дом «Липецкая газета», 398055, Липецкая область, г. Липецк, ул. Московская, 83, пом. 12, каб. 303, тел. 50-17-01. E-mail: info@idlipetsk.ru Адрес в Интернете: www. lpgzt.ru Индексы: П5601, П5602, П5609. И. о. главного редактора «Липецкой газеты» Г.В. Чернышова. Областное бюджетное учреждение «Издательский дом «Липецкая газета». Все права защищены. При перепечатке ссылка на «ЛГ» обязательна. зам. главного редактора отдел «ЛГ» еженедельник» отдел писем и социальных проблем отдел фотоиллюстраций 50-17-24, 50-17-23; 50-17-47, 50-17-67; 50-17-33; 50-17-15, 50-17-89. Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Реклама и объявления: для частных лиц 50-17-19, для организаций: 50-17-18, 50-17-20. Отдел распространения 50-17-70. E-mail: reklama@idlipetsk.ru к — материалы на коммерческой основе Издаются и распространяются в «Липецкой газете»: — Спецвыпуск «Официальные документы» рубрика «Официальный отдел» Тел.: 50-17-12, 50-17-13. E-mail: od@idlipetsk.ru Знак информационной продукции: 12+ Время подписания в печать: по графику — 18.00; фактически — 18.00. Печать офсетная. Объем 291 п.л. Тираж 6427. Еженедельный тираж «ЛГ» 26054. Отпечатано: в типографии акционерного общества «Прайм Принт Воронеж», 394026, Воронежская область, г. Воронеж, проспект Труда, 48Л. Зак. №7930. Свободная цена. Зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области. Свидетельство ПИ№ТУ 48-00175. Адрес редакции: 398055, Липецкая область, г. Липецк, ул. Московская, 83. E-mail: lgs@idlipetsk.ru Телефон приемной Областного бюджетного учреждения «Издательский дом «Липецкая газета» 50-17-01. Телефоны редакции: Эмма Меньшикова, редактор отдела писем и социальных проблем «Липецкой газеты» ДОСТАТОЧНО ПЕРЕЧИТАТЬ ХОТЯ БЫ«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ», ЧТОБЫ УВИДЕТЬ СВЯЗЬ С СЕГОДНЯШНИМ ДНЕМ. НО ЕСЛИ У РАСКОЛЬНИКОВА БЫЛА ТЕОРИЯ О ПРАВЕ ПРОЛИВАТЬ КРОВЬ РАДИ ВЕЛИКОЙ ЦЕЛИ, ТО СОВРЕМЕННЫЕ НАПОЛЕОНЫ«НАЦЕЛЕНЫ» НА УБИЙСТВО КАК ТАКОВОЕ, УБЕЖДЕННЫЕ В НИКЧЕМНОСТИ БИОМУСОРА, КАК ОНИ НАЗЫВАЮТ ОБЫЧНЫХ ЛЮДЕЙ дят события, обнажающие нравы общества. Если нос на месте, то ты уважаемый человек и жених подходя- щий, как майор Ковалев. А без носа ты изгой. И, надо сказать, не очень-то нравы и поменялись со времен Го- голя. — В том-то и дело, что, если ты без Инстаграма, без странички «ВКонтакте» — ты изгой. Ты не «майор», то есть твой социальный статус аннулируется. Когда горожане еще не обнару- жили пропажу носа Кова- лева, они общаются с ним пафосно, по-питерски. А когда нос пропадает, и чи- новник газетный, и частный пристав говорят с майором с пренебрежением, обраща- ются с ним, как с функци- ей. Это актуально и для сегодняшнего времени, — проводит параллели Иван Карпов. Над инсценировкой к спектаклю режиссер ра- ботал около трех меся- цев. — Я как филолог не имею права ущемлять Гоголя. Я позво- лил себе сокра- тить его текст, что-то сделать более выпук- лым, что-то смекшировал. Но гениальный авторский текст сохранен. Тем бо- лее что он очень действенный, те- атральный, сце- нический, —убе- жден он. Фото Геннадия Логунова где грань, за которую нель- зя переходить, чтобы не работать на «нос». Конеч- но, мы должны смириться с тем, что есть странички в соцсетях, но это не должно подменять нашу настоящую жизнь. Ведь для одних Ин- тернет – лишь средство, а для других — форма суще- ствования. Форму существования для героев Гоголя на сце- не Виктория Горбунова выбрала весьма интерес- ную. Декорации – это дом- комод-трансформер, кото- рый переносит зрителей в Петербург, где и происхо- Декорации спектакля — это дом-комод-трансформер, который переносит зрителей в Петербург Иван Карпов Августин де Бетанкур. Московский Манеж. Акварель. Около 1817
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz