Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
Н аверняка в бли- жайшее время вый- дет серия публика- ций в печатных СМИ, на телевидении, в Интернете об этом выдающемся человеке, воспоминания его совре- менников, друзей и коллег. Оценить масштаб личности Тихона Хренникова можно и по участникам всероссий- ского музыкального фести- валя, который носит его имя и традиционно проводится в Ельце. Предлагаем выдержки из рецензии, написанной специально для «Липец- кой газеты» композитором, профессором ЕГУ имени И. Бунина, кандидатом ис- кусствоведения, членом Со- юза композиторов России, действительным членом Петровской академии наук и искусств Леонидом Юсу- повым. Вечная классика Фестивали в честь наше- го великого земляка, выда- ющегося композитора и об- щественного деятеля всегда проходят с большим творче- ским подъемом. В них при- нимают участие прославлен- ные коллективы и солисты России, а также зарубежные гости. Это событие всерос- сийского масштаба. VII Открытый всерос- сийский музыкальный фе- стиваль имени Т.Н. Хрен- никова открылся концертом всемирно известного ка- мерного оркестра «Солисты Москвы» под управлением народного артиста СССР Юрия Башмета — выдаю- щегося музыканта, сфор- мировавшего наше пред- ставление об альте, как инструменте солирующем. Программа концер- та была составлена таким образом, чтобы показать необычайно широкие воз- можности струнного орке- стра. Прозвучало Адажио «Ностальгия» Эрика Лола- швили, в котором соедине- ны романтические тради- ции, так любимые Тихоном Николаевичем, с музыкой современных композиторов, а также самого Хренникова. В творческом портфеле «Солистов Москвы» более 200 произведений современ- ных композиторов. Среди них «Пять отражений на тему Паганини» Кузьмы Бодрова, ученика Тихона Хренникова, а ныне — пре- подавателя московской консерватории. Отмечу, что ТихонНиколаевич воспитал более 200 учеников, создав свою композиторскую шко- лу. Среди его учеников Алек- сандр Чайковский — созда- тель оперы «Легенда о граде Ельце», Валерий Гергиев, Юрий Башмет и многие другие представители совет- ской исполнительской шко- лы, творчеством которых мы сегодня наслаждаемся. Вот и произведение Бодрова по- разило своей музыкальной формой. Это оригинальное сочинение для альта и пяти солирующих скрипок было написано в 2018 году. «Пять отражений на тему Пагани- ни» строится на скрипичных концертах Бетховена, Брам- са, Чайковского, Прокофье- ва, Берга, соединяемых 24-м каприсом Паганини. Кон- цепция этого современно- го сочинения представляет диалог солиста, исполняю- щего фрагменты одного из концертов, с оркестром. Это сложное произведение, как и «Маленькая ночная сере- нада» Моцарта, было встре- чено овациями. «Солисты Москвы» от- дали дань уважения Тихо- ну Николаевичу, исполнив на бис в финале концерта «Колыбельную Светлане» и музыку к кинофильму «Гусарская баллада». Благо- дарные слушатели долгими овациями не отпускали му- зыкантов. Уникальный исполнитель День народной музыки подарил мне очень теплую неожиданную встречу. В большом зале ЕГУ имени И. Бунина в рамках фе- стиваля состоялся концерт Государственного Яро- славского губернаторского симфонического оркестра под руководством художе- ственного руководителя и главного дирижера народ- ного артиста РоссииМурада Аннамамедова. С маэстро мы знакомы с начала 2000-х, когда Тихон Хренников при- возил в Елец оркестры, со- листов, устраивая ельчанам музыкальные праздники. Тихон Николаевич много лет сотрудничал с ярослав- ским оркестром, считал его одним из лучших кол- лективов России. При этом выделял Аннамамедова как молодого, талантливого ди- рижера, подчеркивал широ- ту его творческих интересов, высокий профессионализм. Композитор неоднократно сам выступал с оркестром как солист, исполняя свои произведения, позднее стал доверять оркестру премьеры своих сочинений. Эта друж- ба продолжалась почти 40 лет, до ухода маэстро из жиз- ни. Поэтому я ждал чего-то особого. И не ошибся. Ор- кестр привез солистку, ко- торая выступила сразу в двух амплуа — как пианистка и скрипачка! Мария Андреева — уни- кальное явление в музыке. Она студентка младших курсов Московской кон- серватории, занимается сразу на двух факультетах, является лауреатом более 20 международных конкурсов. В том числе двукратный победитель Международ- ного конкурса имени П.И. Чайковского как в номина- ции «скрипка», так и «фор- тепиано» — уникальный случай в конкурсах. Наблюдая за творческим перевоплощением Марии Андреевой как скрипачки и как пианистки, я не мог избавиться от какого-то волшебного наваждения от созерцания двух разных солистов — настолько она была разная в скрипичном и фортепианном концертах. Под ее пальцами дыхание музыки обретало зримые музыкальные образы, а она, как добрый волшеб- ник, давала им жизнь. Ее игра отличается предельной эмоциональной чуткостью в лирических эпизодах кон- цертов и эмоциональной напряженностью, душевной восторженностью в первых частях и финалах. Все ее творчество отвечает первому условию музыкального ис- кусства — возвышенности. Здесь Мария Андреева про- должает традиции великих небожителей музыкального олимпа: Давида Ойстраха, Льва Когана, Сергея Рих- тера. Но они были велики- ми в игре на своих инстру- ментах, а Мария с блеском и изяществом показала свое уникальное мастерство сра- зу на двух самых знаковых музыкальных инструментах! Такого уровня мастерства в истории музыки я не при- помню. Несколько минут дли- лись овации. После чего Мария Андреева исполнила на бис по слуху свою компо- зицию на мелодию Тихона Хренникова «Что так сердце растревожено». Маэстро с оркестром тоже сделал под занавес подарок, испол- нив парафраз на две темы Хренникова. Ярославский оркестр снова устроил ель- чанам яркий праздник, ко- торый запомнится навсегда. «Пугачев» «Казаков России» Музыкальному театру был посвящен третий день фестиваля. Государствен- ный ансамбль танца «Ка- заки России» показал во- кально-хореографический спектакль «Пугачев» по мотивам «Капитанской доч- ки». Эта новая работа кол- лектива произвела сильное эмоциональное впечатле- ние. Спектакль открывает- ся сценой, где Петр Гри- нев со слугой едут к месту службы молодого барина и попадают в снежную пур- гу. Интересно решена сце- на постановочно: снежная вьюга, ветер, свет, видеоряд на заднике — все создает яркую сцену снежного бу- рана. Музыка построена на ударных инструментах. Но- вая картина — в таверне ве- селятся пьяные пугачевцы. Этот танцевальный эпизод проходит под аккомпане- мент ударных инструментов. Следующая большая сцена: начальник крепости Иван Миронов Кузьмич с супру- гой Василисой Егоровной встречают хлебом и солью молодого офицера Петра Гринева. Сцена решена в на- родных традициях, с песня- ми фольклорного характера. Заканчивается большим танцем солдат и жителей гарнизона, приветствующих нового офицера под звуки ударных инструментов. Да- лее первая встреча Маши и Петра — танцевальный дуэт влюбленных проходит на фоне лирической народной песни, исполняемой соло. Профессионально и ярко поставлена дуэль Гринева и Швабрина. Бой на шпагах проходит также под удар- ные. Появляются марширу- ющие под песню солдаты, пришедшие арестовывать дуэлянтов. С ними жители крепости, женщины. Гринев ранен. Звучит протяжная печальная хоровая песня. В музыкальном отношении это один из лучших номеров постановки. Имарш, и про- тяжная песня великолепно аранжированы, но, главное, в конце сцены эти две мело- дии соединяются, образуя музыкальный образ, напол- ненный переживаниями за судьбу Пети Гринева. Сцена издевательства Швабрина над Машей хо- реографически решена ин- тересно, убедительно, тоже под звуки ударных инстру- ментов. Война с пугачевщиной завершается большой сце- ной битвы царских войск и поимкой Пугачева. Свя- занного преступника ведут на суд. Колокольный звон возвещает — война оконче- на. А наши герои, пройдя все преграды, встречаются, чтобы никогда больше не расставаться. У женского хора звучит медленная свет- лая мелодия в жанре сва- дебных песен, выражающая чувства влюбленных героев. Участники выстраивают пи- рамиду, на вершине которой влюбленные герои встре- чают рассвет своей новой жизни, новой России! Фи- нальная сцена —жемчужина всей постановки, апофеоз создателям — хореографам и хормейстерам, всему твор- ческому коллективу. Музыкальную основу спектакля составили хоро- вые обработки народных песен и фольклорных мело- дий. Их высокое качество говорит о профессиональ- ном, вдумчивом отношении к музыкальному материалу. Тоже можно сказать о тан- цевальных номерах, создан- ных на основе классических балетных движений и на- родных русских танцев. Но у меня есть одно пожелание. В спектакле слишком много танце- вальных номеров, идущих в сопровождении ударных инструментов. Если это во- кально-хореографический спектакль, то танцы тоже должны иметь мелодию не шумовых инструментов, а мелодических. Джазовый день Впервые на фестивале имениТ.Н. Хренникова джа- зу отвели целый день. Про- должая классические тради- ции, Тихон Николаевич не прошел и мимо джаза. Его песенные мелодии и сегодня поражают своей яркостью, мелодичностью, смелостью, эстрадностью. Поэтому за- кономерно обращение джа- зовых музыкантов к песням Тихона Хренникова. В 1965 году квартет вибрафони- ста Леонида Гарина создал джазовую композицию на «Колыбельную Светлане», а позднее обратился к песне «Московские окна». Выступление джаз-ор- кестра липецкого Дома музыки под управлением Дмитрия Кокшина вызва- ло неподдельный интерес слушателей, тем более что в этом, одном из старейших коллективов области со своими традициями и ре- пертуаром, произошла сме- на поколений. В целом выступление оркестра оставило хорошее впечатление, хотя ему не хватало драйва, жесткого свинга, ярких импровиза- ций. Хочу обратить вни- мание на совсем молодого гитариста Дмитрия Данило- ва — одаренного джазмена. Как исполнитель он более всего раскрылся в комбо- составе. Уверен, что у него большое будущее. Но, как говорится, все еще впереди. Хочется пожелать флагману областного джаза дальней- шего роста как в музыке, так и в репертуаре. Эстрадно-джазовый ан- самбль Union-band— самый молодой участник фестива- ля, возник всего полтора года назад. Я подчеркиваю эту дату, чтобы выразить свое восхищение профес- сионализму коллектива. Все здесь на очень высоком профессиональном уровне: и исполнение, и аранжи- ровки, и, конечно, солистки Анастасия Пименова и Василина Бережная — подлинные звезды! В одной программе соединились разные мелодии и ритмы, музыкальные стили и стан- дарты, народная музыка и джаз, французский шансон, испанское танго и советские шлягеры. Свое выступление Васи- лина Бережная тоже начала с хита Эдит Пиаф «Жизнь в розовом свете». Певица обладает мягким, красиво- го тембра голосом, которым владеет в совершенстве. Он очень ровно звучит, как в нижнем, так и в верхнем регистре. Ее исполнение как бы обволакивает слушате- ля, вовлекая его в атмосферу праздника и любви. Пора- жает вокальная техника пе- вицы, которой подвластны как мельчайшие изгибы ме- лодии, так и изумительный джазовый скэт. Ее пение завораживает. Чувствуется не только отличная вокаль- ная школа, но и профессио- нальное владение джазовым вокалом. С тонким чувством стиля были исполнены «Опавшие листья» Ж. Ко- смы — выходца из России. Ансамбль великолепно свинговал, а в проигрыше вместо положенной импро- визации художественный руководитель коллектива баянист Юрий Беляев сы- грал «Московские окна», переключив баян на тембр саксофона. Очень хорошая находка! Под стать Василине и певица Анастасия Пимено- ва. Если в Бережной поко- ряет французский шарм и американский свинг, то в исполнении Пименовой слушатель попадает в мир чувственности, испанской страсти, любовной неги. Но вот уже звучит народная пес- ня «Вишня», зажигательная, полная огня фольклорная обработка, где зритель как бы становится участником народного праздника. Хо- чется отметить изобрета- тельные аранжировкиЮрия Беляева, интересные импро- визации Дмитрия Фаустова (синтезатор) и Дмитрия Да- нилова (гитара). В заключение эти две талантливые певицы испол- нили дуэтом хит Эдуарда Артемьева «Дельтоплан». Сделанная в стилистике джаз-рока песня была укра- шена скэтом, попеременно звучащим то у одной, то у другой певицы. Это было потрясающе. Конечно, наряду со встречей с легендарными «СолистамиМосквы»Юрия Башмета все ждали выступ- ления не менее знаменитого джазового ансамбля «Ме- лодия» имени Г. Гараняна и джазовой певицы Мариям Мерабовой. Программа ан- самбля состояла из музыки советских композиторов и джазовых стандартов. Кон- церт начался известным произведениемДунаевского «Девушка спешит на свида- ние». Любители могут вспо- мнить эту музыку по фильму «Покровские ворота». Затем ансамбль исполнил «Мо- сковские окна», рок-н-ролл «Эй, моряк!» из кинофильма «Человек-амфибия». МариямМерабову встре- тили аплодисментами. Она одна из лучших джазовых певиц России, часто высту- пает на радио, телевидении, является продолжателем во- кальных джазовых традиций таких отечественных звезд, как Ирина Понаровская, Лариса Долина, Ирина Отиева, Татевик Оганесян. Мариям — великолепная актриса. Своей доверитель- ной интонацией разговора сразу наладила контакт со зрителем, после чего каж- дое ее исполнение бисиро- валось. Так было с «Бей- си-стрит», «Колыбельной» из кинофильма «Цирк», «Джорджия». Тронуло бе- режное отношение певицы к песенному наследиюЛюд- милы Гурченко. В память о выдающейся киноактрисе и певицеМерабова исполнила песню из ее репертуара «Ти- шина за Рогожской заста- вою» из кинофильма «Дом, в котором я живу». Зрители насладились великолепным вокалом, джазовой слоговой импровизацией — скэтом, сердечностью общения. Новый состав ансамбля сохранил традиции своего предшественника, исполнив ряд произведений из репер- туара прежней «Мелодии», а также новые композиции, блеснув яркими импрови- зациями солистов, мощ- ным свингом и блестящими аранжировками. Несколь- ко минут длились овации благодарных зрителей. Так закончился день джаза VII Всероссийского музыкаль- ного фестиваля имени Т.Н. Хренникова. Фото из архива редакции Читатель — газета 7 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 12 / 11 / 21 Леонид Юсупов ТИХОН ХРЕННИКОВ ВОСПИТАЛ БОЛЕЕ 200 УЧЕНИКОВ, СОЗДАВ СВОЮКОМПОЗИТОРСКУЮ ШКОЛУ. СРЕДИ ЕГО УЧЕНИКОВ АЛЕКСАНДР ЧАЙКОВСКИЙ — СОЗДАТЕЛЬ ОПЕРЫ «ЛЕГЕНДА О ГРАДЕ ЕЛЬЦЕ», ВАЛЕРИЙ ГЕРГИЕВ ИЮРИЙ БАШМЕТ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КВАРТЕТ ФРЭНКА МАКГУАЙРА ИЗ ДАЛЕКОЙ ШОТЛАНДИИ ИСПОЛНИЛ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ, БАЛЛАДЫ, КОМПОЗИЦИИ В СТИЛЕ КАНТРИ, ДРУГИЕ СОЧИНЕНИЯ. С ИХ УЧАСТИЕМ ФЕСТИВАЛЬ ПРИОБРЕТАЕТ СТАТУС МЕЖДУНАРОДНОГО. ТИХОН НИКОЛАЕВИЧ НЕ ПРОШЕЛ И МИМО ДЖАЗА. ЕГО ПЕСЕННЫЕ МЕЛОДИИ И СЕГОДНЯ ПОРАЖАЮТ СВОЕЙ ЯРКОСТЬЮ, МЕЛОДИЧНОСТЬЮ, СМЕЛОСТЬЮ, ЭСТРАДНОСТЬЮ. УЖЕ СКОРО, В 2023 ГОДУ, МЫ ОТМЕТИМ 110-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НАШЕГО ЗЕМЛЯКА, КЛАССИКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА КОМПОЗИТОРА ТИХОНА НИКОЛАЕВИЧА ХРЕННИКОВА, АВТОРА МУЗЫКИ К ПОПУЛЯРНЫМ КИНОФИЛЬМАМ «СВИНАРКА И ПАСТУХ», «ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ», «ГУСАРСКАЯ БАЛЛАДА». ЕГО МУЗЫКА НА ЕГО РОДИНЕ Спектакль «Пугачев» был представлен на третий день фестиваля Юрий Башмет — ученик Тихона Хренникова, постоянный участник фестиваля в Ельце устроил на улице Мира плац-концерт Центральный военный оркестр Министерства обороны
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz