Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
Общество 5 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 12 / 11 / 21 СТОЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ВЕТЕРАНА На днях сто лет исполнилось ветерану Великой Отечественной войны ГригориюИосифовичу Герасимен- ко. Он живет в Пятницком сельсовете Измалковского района. С такой солидной датой его поздравили руково- дитель района Владимир Иванников и глава поселения Александр Анисимов. В этот день навестили Григория Иосифовича и ученики школы села Пятницкое. Алена Сорокина и Иван Мальцев из отряда «Юные казаки» в сопрово- ждении учителя истории и обществознания Жанны Мальцевой вручили юбиляру цветы и подарок. С военным делом связать свою жизнь Григорий Герасименко решил еще в юности, поэтому после окончания школы в городе Зернограде Ростовской области поступил в Тульское оружейно-техническое военное училище. Но перед самым распределением в часть грянула война. В первый же ее день Гераси- менко был мобилизован в войска противовоздушной обороны для защитыМосквы. В октябре его уже отко- мандировали в Челябинск для прохождения необхо- димой подготовки как командира танка. Победу встретил на Дальнем Востоке, где участ- вовал в советско-японской войне. Тяжелые бои шли за города Харбин, Боли, Баоцин, Жюхае. Хорошо по- мнит ГригорийИосифович август 1945 года, когда его 138-й полк тяжелых танков освобождалМаньчжурию. Полк успешно форсировал реку Уссури, впоследствии освободив города Жаохе и Баоцин. В боях за город Боли Григорий был контужен. Войну Герасименко закончил в звании капитана, был награжден медалью «За боевые заслуги», орденом Отечественной войны. К гражданской жизни вернулся в 1953 году. В послевоенные годы долгое время трудился на Азовском заводе кузнечно-прессового оборудования. Судьба ему досталась нелегкая. Дети трагически ушли из жизни. Не пережила утраты и его супруга. Через некоторое время Григорий Иосифович вместе с вну- ками переехал в Измалковский район. Но несмотря на все трудности, что пришлось пережить ветерану, он сумел сохранить бодрость духа, с интересом следит за жизнью страны и района. Валентина Стефанова ПОСОБИЯ НА ДЕТЕЙ ОДИНОКИМ РОДИТЕЛЯМ Пенсионный фонд региона ведет прием заявлений на новые ежемесячные выплаты для родителей, которые в одиночку воспитывают детей от 8 до достижения ими 17 лет. Напомним основные условия, при соблюдении которых назначаются данные пособия. В первую очередь это должен быть одинокий ро- дитель (то есть второй родитель умер, пропал без вести, не вписан в свидетельство о рождении) или опекун (попечитель), в случае если ребенок остался без попечения единственного родителя или обоих родителей. Либо это родитель, законный предста- витель ребенка, в отношении которого есть судебное решение о выплате алиментов, независимо от факта их уплаты, важен факт судебного решения. Если али- менты выплачиваются на основании нотариального соглашения, то ежемесячное пособие не назначается. Следующим условием является низкий доход се- мьи, который в расчете на одного ее члена не должен превышать прожиточного минимума на душу населе- ния по Липецкой области в 2021 году — 9945 рублей. При назначении оценивается и находящееся в собственности членов семьи имущество. Также должно быть соблюдено «правило нулевого дохода», предусматривающее, что у взрослых членов семьи должен быть заработок или другие доходы, а в случае их отсутствия должны иметься обоснованные жизненные обстоятельства. ВПенсионныйфонд достаточно толькоподать элек- тронное заявление через портал Госуслуг, либо обра- титься в клиентскуюслужбуПФР по месту жительства. Все сведения о доходах и имуществе органы ПФР запрашивают самостоятельно в рамках межведом- ственного взаимодействия: в Федеральной налоговой службе — о доходах, Росреестре — сведения о жилье, Министерстве внутренних дел—о транспорте, ЗАГСе— о составе семьи, службе судебных приставов — о по- лучении алиментов и исполнительному производству, судебных органах—сведения орешенияхпо алиментам. Подробная информация об условиях назначения и выплаты пособий на сайте ПФР pfr.gov.ru . Получить консультацию специалиста можно по телефону «горя- чей линии»: 8-800-600-06-53 . САМОЗАНЯТЫМ ПРЕДОСТАВЯТ ОНЛАЙН-ВИТРИНУ В ноябре на Едином портале господдержки бизнеса Липецкой области мойбизнес48.рус начнет работать новый раздел — онлайн-витрина товаров, продукции и услуг самозанятых. Для предпринимателей эта площадка — возмож- ность привлечь новых клиентов и вывести свой проект на новый уровень, а для жителей города — прямой и удобный доступ к каталогу качественных товаров и услуг, производимых и оказываемых липчанами. Разместить информацию на онлайн-витрине смо- гут самозанятые, зарегистрированные в приложении «Мой налог», ведущие деятельность на территории региона и самостоятельно производящие товары или предоставляющие услуги. Для этого необходимо заполнить анкету и прикрепить фото, отражающее суть проекта. Заявки принимаются в директ Инста- грам-аккаунта «Мой бизнес» @moybiznes48 . Е му словно на роду было написано стать летчиком. Родился в 1944-м в Оренбурге, кото- рый с 1938 по 1953 год носил имя легендарного Валерия Чкалова. С местного аэро- дрома в свое время взлетал сам Чкалов. В городе было два военных авиацион- ных училища — летчиков и штурманов. Поэтому рос Николай Нешто под гул ле- тающих самолетов и в атмо- сфере летной романтики. Хотя в простой рабоче- крестьянской семье, где он был младшим — пятым — ребенком, и не помышляли о таких высотах для своего сына. Да он и сам готовил- ся к более приземленной профессии. Инженера, например. Конечно, как и все, он восхищался летчи- ками, с восторгом следил за самолетами, которые в небе «выписывали» фигуры выс- шего пилотажа. В десятом классе понял окончательно и бесповоротно, что хочет быть летчиком. И стал вы- сококлассным пилотом, до- стигнув невероятных высот, причем в прямом и перенос- ном смыслах. Отличное образование Ближе познакомиться с Николаем Романовичем удалось по его записям, которые он начал делать, вдохновившись книгами коллег-летчиков об истории авиации в Липецке и стра- не, о радостях и трудностях службы в ВВС, о друзьях и соратниках, со многими из которых он тоже пересе- кался за долгие годы рабо- ты. Какую-то информацию Николай Нешто готовил как дополнение к ранее вы- шедшим изданиям других авторов, что-то постарался изложить в переписке с быв- шими коллегами по летному делу. В итоге же эти записи от- части автобиографического, отчасти мемуарного харак- тера сложились в захваты- вающее повествование о том, какой ценой окупаются современные технологии в авиации, как нелегок и опа- сен летный труд, требующий не только полной самоотда- чи, но и одержимости, азар- та, отваги при сохранении хладнокровия и способно- сти принимать грамотные решения в считанные доли секунды. Это одна из профессий, где не обманешь, ни за кого не спрячешься, которой надо упорно обучаться. Ни- колай Романович с головой окунулся в науку летать, с отличием закончив в 1965 году Оренбургское выс- шее военное авиационное училище летчиков, а в 72-м столь же блестяще завер- шив обучение в Военно- воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. Начинал службу в бом- бардировочном авиаци- онном полку, который ба- зировался на аэродроме Староконстантинов (Укра- ина). Первый свой по- лет здесь — с командиром звена — запомнил на всю жизнь. Из самолета вышел, как «побитая собака», пи- шет он о своем не слишком удавшемся тогда — из-за отсутствия опыта полетов в непогоду — пилотирова- нии. Но молодой лейтенант не пал духом, а командир су- мел поддержать и настроить вчерашнего выпускника на серьезную работу и профес- сиональный рост. Сибирская «романтика» В 1966-м из хорошо обустроенного гарнизона полк перебазировался в За- байкалье, где аэродромом было огромное поле между двух горных хребтов с грун- товой взлетно-посадочной полосой, а из построек — лишь одно здание. Все обес- печивающие части и подраз- деления «ушли» под землю, благо на улице стояло лето и до зимы хватило времени как следует «окопаться». Землянки рыли большие, в них выкладывали печи, чтобы летчики, техники и солдаты-механики в соро- каградусные забайкальские морозымогли не просто вы- жить, но и оттачивать бое- вую готовность. При этом уже через десять дней после прилета полк заступил на боевое дежурство. В перерывах между поле- тами и в выходные, вспоми- нает Нешто, сбивая ладони в кровь, ломами и лопатами продолжали рыть землянки, обустраивали жизнь и быт гарнизона. Семьям доста- лись двухэтажные бревенча- тые бараки, почерневшие от времени, с печным отопле- нием, без удобств и даже без воды, которую подвозили дважды в неделю. Четыре года такой «ро- мантики» разделяли с Нико- лаем Романовичем его жена Светлана и маленький сын Сережа. Свою супругу лет- чик называет боевой подру- гой не ради красного словца. Они поженились — курсант и студентка — на втором курсе, а до этого еще учи- лись в одном классе. И все- гда были вместе, хотя в том же Забайкалье, например, некоторые жены с детьми уезжали на зиму из гарни- зона в более комфортные места. «Во глубине сибирских руд» жены офицеров-за- байкальцев поистине хра- нили гордое терпенье, более того, наладили быт, созда- ли курсы и кружки, орга- низовали художественную самодеятельность. Не было места унынию, вспомина- ет Николай Романович. Без спортзала, стадиона и спор- тивного инвентаря молодые лейтенанты, поощряемые командиром полка, зани- мались спортом — зимой бегали на лыжах, летом иг- рали в волейбол, футбол, участвовали в первенствах Забайкальского военного округа. Там Нешто при- страстился к парашютным прыжкам, и в последующем совершил 600 прыжков с па- С виду обычный пенсионер, он душой все тот же азартный, романтичный юноша. Активно занимается спортом. Лыжник, конькобежец, теннисист, легкоатлет, сейчас особенно увлекается лыжероллерами. В ГЛАВНОМ ВСЕ У МЕНЯ СОСТОЯЛОСЬ. МНЕ СТРАСТНО ХОТЕЛОСЬ СТАТЬ ЛЕТЧИКОМИ ЛЕТАТЬ ТАК, ЧТОБЫ АЖ ЗВЕНЕЛО! И ЭТО УДАЛОСЬ. «Я СЛАВНО ПОЖИЛ! Я ВИДЕЛ НЕБО!» Николай Нешто ЯШЕЛ НАПРОЛОМ, ВИДИМО, ПОТОМУ ЧТО ГДЕ-ТО ПОДСПУДНО ПОНИМАЛ — ЭТО НУЖНО НАШИМ ВВС, А ЕСЛИ ГОВОРИТЬ ВЫСОКИМ СЛОГОМ — ЭТО БЫЛО НУЖНО НАШЕЙ РОДИНЕ. НО ВЫСОКИМСЛОГОМ МЫ НЕ ГОВОРИЛИ (ЭТО БЫЛО НЕПРИЛИЧНО), А ПРОСТО ДЕЛАЛИ СВОЕ ДЕЛО, НЕ ЗА ДЕНЬГИ, НЕ ЗА НАГРАДЫ, НЕ ЗА ПРОЧИЕ ДИВИДЕНДЫ... Николай Нешто НИКОЛАЙ НЕШТО — ЛЕТЧИК-СНАЙПЕР И УЧЕНЫЙ 4 ноября 1 9 1 8 года в Липецке приземлился первый боевой самолет из эскадры «Илья Муромец». С тех пор свой вклад в развитие российской военной авиации вносили разные поколения липецких летчиков. Среди них человек с необыкновенной фамилией, судьбой и крепостью духа Николай Нешто, чья летная карьера началась в Оренбурге, а завершилась после сорока лет службы в далекой Эфиопии. Эмма Меньшикова На лыжероллерах полковник Нешто преодолевает за один забег 10 км Май 1968 г. Аэропорт Домна. Вместе с семьей На плацу училища. 1962 г. Н. Нешто (справа) с другом Валерием Иваненковым, погибшим при исполнении задания в Забайкалье рашютом, выполнил норму кандидата в мастера спорта. Но самое главное, мо- лодые летчики росли про- фессионально, им доверяли самые серьезные задания на плановых полетах и учени- ях. В конце 1967-го Николаю присвоили звание старшего лейтенанта. Весной 68-го он вместе с другими молоды- ми однополчанами сдал на 2-й класс и чувствовал себя вполне состоявшимся лет- чиком. Там произошла и первая трагедия в его летной судьбе: в ночных учениях с нанесе- нием удара по «противнику» с использованием спецбое- припасов погиб его друг со школьной скамьи, с которым они летали в одном курсант- ском экипаже и в одной эс- кадрилье полка фронтовых бомбардировщиков. Потерь было много и после: в ВВС тогда ежегодно теряли около 100 летательных аппаратов и столько же человек лет- ного состава (это примерно выпуск одного училища, которых тогда было 11). Но это цена развития военной авиации. Такая же статисти- ка была и в ВВССША. Расследования причин катастрофы проводил 4-й Центр (Липецк), о котором Нешто услышал тогда впер- вые и где ему в дальнейшем предстояло прослужить око- ло 25 лет. Восторг неописуемый О судьбе военного лет- чика-снайпера полковника Нешто и его вкладе в раз- витие фронтовой авиации можно написать хорошую книгу. И сделать это надо ему самому: он профес- сионал в своем деле, у него огромный опыт, аналитиче- ский склад ума и хороший литературный слог. Читать его записки очень увлекательно, переска- зать — невозможно, такая у него насыщенная летная биография и столько в ней «открытий чудных», о кото- рых известно, как он сам го- ворит, только «узкому кругу специалистов», но которые поражают воображение, когда о них рассказывает увлеченный ас. В 4-й Центр боевого применения и переучива- ния летного состава ВВС, как тогда назывался Липец- кий авиацентр, Николай Романович прибыл в 1972 году после окончания ака- демии. «Естественным жела- нием многих выпускников была служба за границей с ее двойной зарплатой и про- чими прелестями, — пишет он. — Однако я выбрал то место, куда поступят пер- вые самолеты Т-58М (буду- щие Су-24). Этим местом был 4-й Центр. Первые два Су-24 прибыли в 1-ю эс- кадрилью 455-го полка, ко- мандиром которой я был, 3 августа 1973 года. Восторг был неописуемый... В даль- нейшем мне довелось летать на различных типах само- летов, но Су-24, как первую любовь, не мог затмить ни один из них». Романтик, одним сло- вом, который тем не менее успешно осваивал новые самолеты, в общей сложно- сти провел в воздухе более 3500 часов. С 1977 года он занимался исследователь- ской работой в Центре, более пяти лет руководил исследовательским отделом фронтовых бомбардиров- щиков, своих «любимых» Су-24, на которых налетал более 2000 часов. Вот как представляет Николая Нешто «Авиаци- онная энциклопедия в ли- цах»: «Одним из первых выполнял пуски управляе- мых ракет с лазерными и телевизионными головками самонаведения, с системой телекомандного наведения по наземным и морским целям... Одним из первых освоил полеты на дозаправ- ку топливом в воздухе на самолете Су-24М... Обучил этому сложному виду летной подготовки десятки летчи- ков строевых частей...» Просто делали свое дело В 1985 году Николай Ро- манович был назначен за- местителем начальника 4-го Центра по научно-исследо- вательской работе. И раз- вернулся во всюширь своих профессональных и органи- зационных возможностей. Придумывал, убеждал, орга- низовывал и проводил такие масштабные — с привлече- нием частей и соединений различных видов Вооружен- ных сил — летные экспери- менты, о которых и сего- дня-то помыслить сложно, а ему все удавалось. По результатам летно- тактических испытаний, проводимых под его руко- водством и с личным уча- стием, им написаны моно- графии, по которым тактике действий фронтовой авиа- ции обучают и летчиков строевых частей, и слуша- телей Военно-воздушной академии и курсантов других вузов ВВС. «Оглядываясь в про- шлое, — пишет он, — я за- даюсь вопросом, кто и что гнало меня на эту работу... Сидел бы как мышка. Слу- чись непоправимое, мне бы не было места не только на летной работе, но и вообще в этой жизни. Но как-то не задумывался об этом. Шел напролом, видимо, потому что где-то подспудно по- нимал — это нужно нашим ВВС, а если говорить высо- ким слогом—это было нуж- но нашей Родине. Но высо- ким слогом мы не говорили (это было неприлично), а просто делали свое дело, не за деньги, не за награды, не за прочие дивиденды...» «Я видел небо!» Отдельные и очень яркие страницы будущей книги Нешто наверняка посвятит службе на Ближнем Восто- ке, где будучи советником командующего ВВС и ПВО Сирии (с 1991 по 1994 год), умудрялся еще летать и самостоятельно, и в качестве инструктора с арабскими летчиками. Самая же экзо- тическая глава его увлека- тельного жизнеописания — это Эфиопия, где уже в 56 лет в должности советника, практически в боевых усло- виях, он не раз поднимался в воздух. С виду обычный пенсио- нер, дедушка троих внучек, он душой все тот же азарт- ный, неугомонный, роман- тичный юноша, каким был когда-то. Активно занима- ется спортом, не теряет вкус и радость жизни. Лыжник, конькобежец, теннисист, легкоатлет, сейчас он осо- бенно увлекается лыжерол- лерами, преодолевая за один забег по десять километров. Ко всему Николай Романо- вич еще и продолжает ра- ботать, руководит Центром научно-технической инфор- мации. А по вечерам они с же- ной читают вслух кни- ги. Очень любят Чехова, в прошлом году прочитали его 18-томник. Сын и дочь, внучки устроены, супруга рядом, что еще нужно чело- веку для счастья? Тем более сын пошел по его стопам, был военным летчиком, им есть о чем поговорить за чашкой чая. — В главном все у меня состоялось, — считает Ни- колай Романович. — Мне страстно хотелось стать лет- чиком и летать так, чтобы аж звенело! И это удалось. «Я славно пожил! Я видел небо!» — цитирует он Горь- кого. Невольно подумалось: уже больше века этой песне о смелых и сильных духом, уже дважды изменились вре- мена и нравы, а соколы все не переводятся, все новые и новые храбрецы рвутся к свободе, свету, к полетам в выси. Этим и прекрасна жизнь. Фото из архива Николая Нешто
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz