Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
П раво, даже хорошую музыку нужно дозиро- вать. Ну не должна она подменять шум ветра, плеск реки, да, в конце концов, пусть и шуршание автомобильных шин. Моцарта и Чайковского грешно переселять в мобиль- ник. Нехорошо, если рок или попса заглушают звуки реаль- ного мира. Человек с провод- ками, торчащими из ушей, не откликнется ни на вопрос, как пройти на соседнюю улицу, ни на призыв о помощи. Когда-то встреча с симфо- нией Бетховена или поход на концерт Магомаева сопро- вождались целым ритуалом. К ним готовились как на сви- дание. Выбирали платье, ста- рательно завязывали галстук, клали в пакетик туфли, чтобы надеть их в гардеробе клуба вме- сто уличных сапожек. Да и дома музыку слушали не просто так. Выбирали время, вынимали из конверта любимую пластинку, проводили по ней бархоткой, осторожно опускали иглу в бо- роздку. А теперь, не успев спросо- нья натянуть треники и умыть- ся, нажимаешь кнопку, и по- неслось. Музыка — не более чем бытовой фон, как звон ча- шек-ложек или шум сливного бачка. По выражению Семена Слепакова, в общественном транспорте и то приходится слушать все, что нравится во- дителю маршрутки. Мы словно в огромной «коммуналке», где неизвестно кто и когда врубит за стеной Ольгу Бузову или Стаса Михайлова. В музыкальной вакханалии у ТВ своя партия. Шутка Россини Что на телевидении беспре- станно поют про любовь — это нормально. Про любовь пели все и всегда. Хотя теперешние тек- сты мало похожи на лирику ме- нестрелей или наших Фатьянова и Матусовского. Ничего общего даже с забытым Щипачевым, назидательно поучавшим: «Лю- бовь — не вздохи на скамейке и не прогулки при луне». Один остроумный писатель нашел ал- горитм современных любовных шлягеров: «Я без тебя бя-бя-бя». Но давайте не придираться. Согласимся, скрепя сердце, что «Я на тебе, как на войне» все-та- ки тоже о любви. А сейчас, внимание — во- прос: какая тема занимает вто- рую строчку в хит-параде-2021? Не буду вас интриговать и напрягать: деньги. Недавно 15-летний рэпер так места и рас- пределил: пишу про любовь и про деньги. Его коллеги по шоу-бизнесу вдохновенно сочиняют что-ни- будь о мани, мани, мани, вы- полняя рекламные заказы. Так сказать, покупаем, продаем и еще чуть-чуть поем. Россини од- нажды пошутил: «Дайте мне счет из прачечной, и я положу его на музыку». И ненароком все- рьез попал в «десятку». Сейчас композиторы положат на ноты что угодно. Слоганы про скидки, кешбэк, выгодные проценты по кредитам. Полина Гагарина ду- этом с Димой Маликовым поет об онлайн-доставке, а сольно о чудесном диване-кровати. Ме- лодично прославляют бутики, где торгуют модными джинсами и рубашками, но есть клипы и про лавочки, сбывающие те же джинсы за гроши. Позволю себе реплику в сторону: всякий раз умиляюсь, видя звезду «Камеди клаб», что непонятно как забрела в «Фикс прайс». Знаменитость счастлива: как повезло ей очутиться в этом раю для бюджетников и пенсио- неров! Однако продолжим о музыке. В эфире поют обо всем. О карте, дающей право тратить, тратить и тратить, не платя проценты. О шансе приобрести два домаш- них халатика по цене одного плюс бонус — носовой платочек в придачу. О кошачьем корме: радуешьМурку или Ваську и вы- игрываешь сумму со многими нулями. Мелодии годятся любые. От «Лабутенов» Шнура до «В пе- щере горного короля» Эдварда нашего Грига. «Пещера» пред- почтительнее. Шнуру-то надо платить, а Григ ни на что пре- тендовать не может. Он даже не возмутится: почему моя музыка должна ассоциироваться пусть и с самой крупной корпораци- ей? Голоса с того света силы не имеют. Карлу Марксу приписывали афоризм: «Девушка может петь о потерянной любви, а скряга не может петь о потерянных деньгах». Потом спохватились, что это сказал не Маркс, а ан- глийский искусствовед Джон Ре- скин. Но он ошибся. Про день- ги поют. Правда, в большинстве случаев не про потерянные, а наоборот — про халявные. Но однажды я слышал и эффект- ный джазовый опус касательно банкротства. Мне не жалко. Но, по-моему, обидно, если музыка оказывает- ся чем-то прикладным, если она не цель, а средство. Если она не госпожа, а прислуга производи- телей смартфонов и капель от насморка. Маска, я тебя не знаю! Честно скажу, после шоу «Маска» смотреть «ШоуМаск- гоон» я не хотел. Несимпатичны мне почему-то поющие змеи, волки, мороженое эскимо. Им- портный формат показался мне глуповатым, костюмы вопиюще безвкусными, а восторги жюри, которое угадывало, кто спрятан под маской кролика или кроко- дила, фальшивыми. Особенно раздражало, что телевизионщи- ки, в сущности, демонстриро- вали: просто хорошие песни — это скука смертная. Вот игра в угадайку — это да. Это то, на что публика поведется. Но в «ШоуМаскгоон» ис- полнители маски сняли. И я удивился, насколько они та- лантливы. Будь то запомнив- шаяся по конкурсу «Ты супер!» Диана Анкудинова, чей голос доносился словно из космоса, великолепная Юлия Паршу- та, тонкий, не бегущий, задрав штаны, за модой Марк Тишман или хохмач с ошеломляющим тембром Стас Костюшкин. По- нятно, НТВ не было бы НТВ, если бы не превратило свое шоу в конкурс, в эдакий междусо- бойчик, где певцы весело под- начивали друг друга, выставляя соперникам оценки. И тем не менее здесь царила музыка. И зритель открывал новые име- на, что по нынешним меркам редкость. У нас же давно опре- делилась обойма, возглавляемая Киркор о вым , Басковым, Гага- риной. И вот, господа, о чем я подумал. На ТВ обожают рассказы- вать о кошмарах совет- Переключая каналы 20 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА № 1 3 2 (26416) Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» ОСТАНОВИТЕ МУЗЫКУ! ДЕВУШКА МОЖЕТ ПЕТЬ О ПОТЕРЯННОЙ ЛЮБВИ, А СКРЯГА НЕ МОЖЕТ ПЕТЬ О ПОТЕРЯННЫХ ДЕНЬГАХ Джон Рескин ПЕРЕСТРАХОВЩИКОВ ПОДОБНО ДУРАКАМ НЕ СЕЮТ И НЕ ЖНУТ. ИХ ПРИНЦИП НЕЗЫБЛЕМ: КАБЫ ЧЕГО НЕ ВЫШЛО. ТОЛЬКО НАЗЛО ИМ ВСЕ РАВНО РОЖДАЛИСЬ ПЕСНИ, ЧТО И ЧЕРЕЗ ПОЛВЕКА, И ЧЕРЕЗ 70 ЛЕТ ОСТАЮТСЯ С ЧЕЛОВЕКОМ. А ЧТО ОСТАНЕТСЯ С ЧЕЛОВЕКОМ ИЗ НЫНЕШНИХ ХИТОВ? РЭП БАСТЫ? ВОПЛИ МОРГЕНШТЕРНА? ОТВЫКАЕМ МЫ ОТ ТИШИНЫ. В МИХАЛКОВСКОМ ФИЛЬМЕ «РОДНЯ» РЕБЕНОК СЛАДКО ЗАСЫПАЕТ, НЕ СНИМАЯ НАУШНИКОВ, В КОТОРЫХ ЧТО-ТО ГРОХОЧЕТ И ВОПИТ. КОЛЫБЕЛЬНАЯ ОТ ТОГДАШНИХ «МОРГЕНШТЕРНОВ». Английский искусствовед Джон Рескин полагал, что скряга не может петь о потерянных деньгах ской цензуры, в том числе и на эстраде. Как невинную песенку про ландыши объявили образ- цом пошлости. Как обнаружи- ли идеологическую диверсию в шутливой песне про черного кота, что, никому не мешая, всего-то жил да был за углом. Как сортировали исполнителей: этот достоин петь в Кремлев- ском дворце на вечере ко Дню милиции, а этот — персона нон грата. Его и на концерт для ра- ботников сельского хозяйства выпускать нельзя, и в «Голу- бом огоньке». Такое и вправ- ду бывало. Перестраховщиков подобно дуракам не сеют и не жнут. Их прин- цип незыблем: кабы чего не вышло. Ев- тушенко так и окр естил запретителей: «кабычегоне- вышл и с т ы » . Только назло им все равно р ожд а ли с ь песни, что и через полвека, и через 70 лет остаются с человеком. От «Катюши» до «Подмосковных вечеров», от «Широка страна моя родная» до «Геологов», от «Землянки» и до «Журавлей». А что останется с человеком из нынешних хитов? Рэп Басты? «Шарманка» Баскова? Вопли Моргенштерна? Вы в это вери- те? Что почувствуют, узнают, поймут про нас с вами спустя годы те, кто включит записи «золотых» и «серебряных» го- лосов нынешней России? Да, в СССР была цензура. Но был и изначальный посыл, ко- торый, по-моему, трудно оспо- рить: песня — серьезное дело. Как, впрочем, и культура в це- лом. Помните фразу из «Пока- яния»: зачем нужна дорога, если она не ведет к храму? А разве лишен смысла другой вопрос: зачем нужна песня, если она не помогает ни строить, ни жить? А то и мешает. Разрушает, обед- няет, поскольку не заполняет пу- стоту, а резонирует с нею. Делает ее еще более звенящей. Вы полагаете, музыка не самая насущная из наших проблем? Но происходящее с нею — симптом болезни. Сиг- нал SOS. Хотя для кого-то он не более чем прикольный рингтон на мобильнике. Фото ru.wikipedia.org
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz