Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Творчество 27 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 27 /10 / 21 Н едавно с этими работами липчанки побывали на Всероссийском фести- вале декоративного искусства «Лоскутная мозаика России» в Иваново, где были удостоены специального диплома. Мулине сменили «Павутинку» Людмила Люрис и Ирина Доля много лет знают другу дру- га, являясь самостоятельными мастерами. К тому же, они рабо- тают вЦентре развития культуры и туризма Липецкой области, где и родился их творческий дуэт. Источником вдохновения стало уже выцветшее одеяло, с которого начинается небольшая экспозиция. Оказалось, что это изделие серединыпрошлого века сохранилось в селе Сырское. По его большому размеру можно су- дить, что одеяло свадебное. Такое невеста сама стегала в качестве приданого или заказывала руко- дельнице. Автор использовала любимую в Романово, Сырском, Троицком и Хрущевке атласную малиновую ткань. Чаще всего из нее женщины шили нарядные костюмы, а уже из оставшихся кусочков — все остальное. По- разила же наших современниц вышивка-стежка. — На липецкой земле она называлась «Павутинкой», так как выполняли ее только белыми нитками. Это придавало особую ажурность и изящество узорам. Но на этом одеяле мы видим тонко подобранные цветные мулине, которое тогда только появились в продаже, — расска- зала народный мастер России Людмила Люрис. — Может, они просто ока- зались под рукой, — рассуждала Ирина Доля, пытаясь объяс- нить, почему умелица отошла от традиций. —В конце концов, это же женщина. Возможно, автор расшила одеяло по аналогии с головны- ми уборами — башлыками. А может, просто была талантли- вой. Ведь, собирая приданое или посад, как его называли в старину, будущим хозяйкам хо- телось показать себя с разных сторон. Девушки ткали холсты и готовили из них полотенца и скатерти, украшая тамбурным швом. Когда стегали одеяла, использовали вышивку-стежку. Чтобы справить себе и жениху наряд, нужно было научиться кроить. Чем больше видов ру- коделия осваивала невеста, тем женственнее ее считали в округе. Одеяла «Сонечка» и «Сашок» Отдельного разговора заслу- живают и небольшого размера детские одеяла. В них завора- чивали младенца после обряда крещения, который проводили на сороковой день от рождения. Такой дорогой по тем временам подарок могла сделать своими руками и преподнести крестная мать, желая тем самым ребенку счастливой достойной жизни. —Веточки, бутоны, цветы на этих одеялах —не просто краси- вые узоры, а символы жизни и развития, — заметила Людмила Люрис. Эти и другие традиции ши- тья, бытовавшие в нашем крае, они вместе с Ириной Доля и хо- тели показать современному по- колению. Так, появились шесть детских крестильных одеял с именами внуков, племянников и крестников мастериц — «Со- нечка», «Ванюшка», «Даренка», «Сашок», «Полечка» и «Нико- лай». Изделия из синей ткани предназначены для мальчиков, из красной — для девчонок. Но цветовая гамма оказалась не так важна. Если внимательно присмотреться к работам, то в каждой можно было увидеть разные техники, бытовавшие среди липецких рукодельниц. — У некоторых одеял глад- кий фон, другие же сделаны из кусочков. Это на тот случай, когда не было целого отреза. Женская фантазия позволяла выйти из любой ситуации, — рассказала Ирина Доля. Неизменной во всех случаях оставалась вышивка-стежка — белая либо цветная. Ей мастери- цы соединяли три слоя — верх- нюю, нижнюю части одеяла и между ними наполнитель из овечьей шерсти, льняных очесов или ваты. На лицевой стороне сквозныешвыпревращались в те самые символичные узоры, со- стоящие из множества элемен- тов. В цветке, например, можно различить «гусиные лапки», «ре- шетку», «снопик» и «многолуче- вые звезды». Все это Людмила Люрис и Ирина Доля смогли по- вторить в своих работах. — Одеяла стегали на специ- альных пяльцах в виде деревян- ных реек с перекладинами. На них натягивали ткань, раскла- дывали второй слой и стелили цельный верх. Женщина сади- лась, одна ее рука все время была под изделием, другой— она дер- жала иглу с ниткой, —описывала процесс Людмила Люрис. Воссоздать старинную тех- нологию помогли рукодельни- цы, которых теперь уже нет. Но они успели передать, как много лет назад им удавалось простой иглой не только сшить между со- бой несколько слоев одеяла, но создать ту неповторимую красо- ту, рождающую отклик в челове- ческих сердцах. Почему улица цветет Вместе с крестильными оде- ялами, представленными на вы- ставке, в проект Людмилы Лю- рис иИриныДоля вошли другие текстильные изделия. Тему сна, во время которого ребенок рас- тет, мастера продолжили, сшив наволочки на подушки. К ним планируют сделать лоскутные коврики. И уже на- чали работать над кукольной композицией, рассказываю- щей о том, как в русских семьях проходили крестины. Помимо младенца, его родителей, крест- ных и бабки-повитухи, в сюжете появятся тряпичные птицы – неотъемлемые герои народных песен и сказок. — Название проекта «Вся улица цветет» неслучайное. В Романово так говорили, когда на Рождество, Троицу, престоль- ный праздник Аспос народ шел по селу в ярких красивых наря- дах и все вокруг в буквальном смысле расцветало, — пояснила Людмила Люрис. В Институте развития об- разования выставку организо- вали неспроста. Если в Иваново мастера представляли традиции липецкого шитья, то теперь го- товы рассказать о них самим липчанам. Своими знаниями они также могут поделиться с учителями изобразительного искусства и педагогами допол- нительного образования. Те, в свою очередь, будут доносить до молодежи, чем богат наш край. Такую информацию точно не найти в Интернете. — В ноябре проведем ма- стер-класс, посвященный этим одеялам. Разберем композицию узора и на практике попробу- ем выполнить разные виды швов, — поделилась планами Людмила Люрис. Кроме того, авторы проекта «Вся улица цветет» намерены и дальше прославлять липецкий край на выставках и фестивалях разного уровня. Фото Павла Острякова Юлия Иванова, кандидат искусствоведения, г. Москва Проект по изучению свадеб- ных и детских крестильных оде- ял очень важен для России. Ведь в свое время это был промысел, отдельный пласт культуры, отго- лоски которого остались в 50-х, а в деревнях — в 60-х годах про- шлого века. Однако в настоящее время этих изделий почти не осталось в фондах музеев, а вся информация о них утрачена. Липецкие мастера в тече- ние многих лет по крупицам собирали уникальный этногра- фический материал. И теперь благодаря их усилиям можно увидеть на выставках детские крестильные одеяла, которые шили на липецкой земле. Они хранят тепло души, полны радо- сти жизни, пожеланий здоровья и счастья. КОГДА УЛИЦА ЦВЕТЕТ ОДИН ИЗ КОРИДОРОВ В ЛИПЕЦКОМ ИНСТИТУТЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВДРУГ ПРЕВРАТИЛСЯ В ЦВЕТУЩУЮ УЛИЦУ. ЗДЕСЬ МАСТЕРА НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ЛЮДМИЛА ЛЮРИС И ИРИНА ДОЛЯ ПРЕДСТАВИЛИ ДЕТСКИЕ КРЕСТИЛЬНЫЕ ОДЕЯЛА, СТАВШИЕ ЧАСТЬЮ БОЛЬШОГО ПРОЕКТА ПО СОХРАНЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ. Анна Ледовских Детские крестильные одеяла создавались при помощи техники лоскутного шитья, популярной в прошлом веке В 2015 ГОДУМЫ ОРГАНИЗОВАЛИВЛИПЕЦКЕ ПЕРВУЮВЫСТАВКУ«КВАДРАТ ВКВАДРАТЕ», ГДЕПРЕДСТАВИЛИ ПОДЛИННЫЕОДЕЯЛАИЗ НЕКОТОРЫХМУЗЕЕВИЧАСТНОЙ КОЛЛЕКЦИИИЗВЕСТНОГО МОСКОВСКОГОЭТНОГРАФА ВЕРЫГОЛУБЕВОЙ Людмила Люрис на создание проекта «Вся улица цветет» Это свадебное одеяло сохранилось в селе Сырское и вдохновило Людмилу Люрис и Ирину Доля

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz