Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
Ретроспектива ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 22 № 12 9 (26413) ПЕРВОЕ В РОССИИ УЧИЛИЩЕ В 1880 ГОДУ В КУПЕЧЕСКОМ ЕЛЬЦЕ СВЕРШИЛОСЬ ЭПОХАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МАГНАТ САМУИЛ ПОЛЯКОВ НА СВОИ СРЕДСТВА ПОСТРОИЛ ЗДЕСЬ ПЕРВОЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА II. Дарья Шпакова АРХИТЕКТОРЫ, ВОЗВОДЯ УЧИЛИЩЕ, ВЕРИЛИ В ПРОГРЕСС, В ТО, ЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ЖДЕТ ПРЕКРАСНОЕ БУДУЩЕЕ. ЧУВСТВУЕТСЯ ГАРМОНИЧНОСТЬ ПОСТРОЙКИ И В ТОЖЕ ВРЕМЯ — МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ. ИДЕАЛЬНЫЕ ПРОПОРЦИИ. ОТСУТСТВИЕ ПРИСТРОЕК, ДАЖЕ КРЫЛЬЦА. ОКНА ВЫПОЛНЕНЫ В ПОЛУГОТИЧЕСКОМ СТИЛЕ ЗАПАДНОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ТРАДИЦИИ Денис Ляпин ЗДАНИЕ УЧИЛИЩА ПОСТРОЕНО ИЗ КРАСНОГО КИРПИЧА В СТИЛЕ ПРЕМОДЕРН, ТИПИЧНОМ ДЛЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. Гимнастический городок во дворе училища. Урок гимнастики В нем преподавали про- грессивные учителя, а студенты превращались из «босяков» в представителей рабочей интеллигенции. В мо- нументальное здание из крас- ного кирпича архитекторы вложили главный смысл—чело- вечество ждет светлое будущее. Железнодорожный магнат Ни в одной стране мира не было такого мощного строи- тельства железных дорог, как в Российской империи. Огром- ные территории, много това- ров, которые надо перевозить внутри государства и за грани- цу. Асфальтированных дорог не было, земляные не выдержива- ли сурового климата. В Ельце, например, стояли пробки, когда вывозили телеги с хлебом. Чтобы опоясать страну желез- нодорожным полотном, понадо- бились большие средства. Россия брала займы в Европе. Появи- лись железнодорожные магна- ты, которые получали кредиты и вкладывались в строительство. Один из них —Самуил Поляков. — Он был щедрым челове- ком. Видел важность просве- щения и строил по всей стране школы. На собственные средства возвел в Ельце в 1875 году клас- сическую мужскую гимназию, в которой впоследствии учились знаменитые русские писатели Иван Бунин и Михаил При- швин. Полякову понравилась либерально настроенная Елец- кая городская дума, фанатично преданная Александру II. Когда он приехал с идеей проложить здесь железнодорожную ветку с востока на запад и построить железнодорожное училище, его в Ельце поддержали, — рассказы- вает доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории и историко-культурного наследия ЕГУ имени И.А. Бунина Денис Ляпин. Россия нуждалась в специа- листах для железной дороги. На тот момент были рабочие, чтобы кидать уголь в топку паровоза, и отдельный класс чиновников с высшим образованием. А вот среднего звена —машинистов — не хватало. Шанс выбиться в люди В Ельце Полякову выдели- ли землю, и он построил за 30 тысяч рублей железнодорожное училище. Место выигрышное — здание просматривается ото- всюду. Рядом железная дорога Елец — Грязи. С одной стороны училища располагались дома для преподавателей и общежи- тие для учащихся, с другой—ма- стерские. Первыми студентами стали 50 человек. — Учились в основном при- езжие. Бедняки, для которых учеба стала шансом вырваться из нищеты. Обучение было бес- платным, но содержали себя сту- денты сами. Чтобы выпускать специалистов побыстрее, руко- водство сократило срок учебы с пяти до трех лет. А директо- ром первого железнодорожного училища стал сын Полякова Да- нил, — объясняет Денис Ляпин. Студенты получали не толь- ко теоретические знания, но и практические: учи- лись управлять парово- зом на железной дороге. Чтобы соответствовать классу рабочей интел- лигенции, они изучали Закон Божий, русский язык, геогра- фию, историю и точные науки. Уделяли внимание физкультуре. За учебным корпусом находи- лась оборудованная спортивная площадка. За ней — большой фруктовый сад. Внутри училища на уровне третьего—четвертого этажей располагалась православная церковь, а на крыше выступаю- щей башни возвышался большой крест. Церковь построена в честь Александра Невского. В ней слу- жил известный в то время свя- щенник Николай Брянцев. Ему рукоплескала Европа Многие преподаватели же- лезнодорожного училища — приезжие. Кочующие учителя — распространенное явление той поры. Они снимали казенные квартиры и читали курс лекций. Потом ехали в другое учебное заведение. Среди учащихся были и знаменитости. Например, оперная звезда Иван Ершов. Родом из Ростовской области. Из бедняков. Узнал, что в Ель- це открывается железнодорож- ное училище, собрал последние деньги и поступил. Студенче- ская жизнь была яркой, он пел на вечеринках и капустниках. Его стали приглашать на балы и вечера. Поклонники таланта Ер- шова настояли, чтобы он пока- зался столичным музыкальным профессионалам. — Иван Ершов отправился в Москву и пробился на про- слушивание к великому пиани- сту Артуру Рубинштейну. Тот сразу понял, насколько юноша талантлив. В 1896 году Иван Ершов вместе с Федором Ша- ляпиным пел в Мариинском театре. Ему рукоплескала Евро- па. Были все возможности бли- стать на лучших сценах мира, но он остался в России. До 1941 года преподавал в Пет- роградской консерватории, — рассказывает Денис Ляпин. Железнодорожное училище повлияло на развитие города. Вокруг него вырос целый район, правда, один из бедных. Студен- ты училища никогда не бывали на балах в женской гимназии: мешало классовое неравенство. Даже обедневших дворян в то время не встретишь в компании студента-железнодорожника. Ученики всегда носили форму и не тратили свою скромную сти- пендию на одежду. На месте старых мастерских Елец стал крупным железно- дорожным узлом с тремя вокзала- ми. Отсюда шли поезда до Урала и даже Берлина. После строитель- ства первого железнодорожного училища в Ельце были возведе- ны такие же учебные заведения вМоскве и Санкт-Петербурге. И не только в архитектурномплане. Сохранился сам принцип, на ко- тором основан учебный процесс. Сегодня Елецкий железно- дорожный техникум находится на улице Красноармейской, в здании, возведенном в совет- ское время — помпезном, с бе- лоснежными колоннами. А быв- шее железнодорожное училище отдано под нужды управления Юго-Восточной железной доро- ги. На месте старых мастерских, недалеко от Привокзальной, в скором времени Русская Право- славная Церковь построит храм в честь Луки Крымского. ФотоОльги Беляковой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz