Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
Переключая каналы 20 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА № 12 6 (26410) Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» Т ак что и самый могуще- ственный телебосс не свободен. К примеру, даже орденоносный гендирек- тор главного российского канала Константин Эрнст. Человек он явно брезгливый, но с мусором должен иметь дело. Рисковые ребята из супер- лиги КВН шутят над кем угод- но. И над губернаторами, и над депутатами, и над Аллой Пу- гачевой, и над Жириновским. На днях им попался на зубок и Константин Эрнст. Он скромно сидел у краеш- ка стола в кавээновском жюри. И вот кто-то из игроков полу- чил задание: изобрази-ка лич- ного шофера при великом шефе Первого. Эрнст подал ему про- писанную в сценарии реплику: мол, куда ты меня привез? А па- рень дерзко сымпровизировал: это же офис «России-1». Или вы передумали его поджигать, Константин Львович? Зал захохотал. Эрнст кисло улыбнулся. И вечный баттл… Гиганты отечественного эфира и вправду отчаянно кон- курируют между собой. Пусть до поджогов дело пока не доходит, но в средствах они не церемо- нятся. Ах, у вас в 9.50 докторМалы- шева учит избавляться от пиг- ментных пятен? Ну, тогда у нас в 9.55 доктор Мясников будет объяснять, как лечить аллергию. Поглядим, кого публика пред- почтет. Перетягивание каната —лю- бимая забава на ТВ. На одной «кнопке» — «Время покажет». На соседней — «60 минут». Обе программы публицистические. Но соревнуются они не столько в аналитике, сколько в шумовом ее оформлении. У телевизион- щиков на сей счет есть особое словечко: «оручесть». От глаго- ла «орать». Начальство требует: ищите экспертов «пооручее». Чтобы они азартно перекрики- вали друг друга. Иначе зрители заскучают, вникая в хитроспле- тения геополитики. Вечером—продолжение. Но уже на другом материале. Свет- ская жизнь, суды из-за наслед- ства, разводы и прочие радости. Чьи разборки, разоблачения круче и желтее? У молодого да раннего Тимура Еремеева, у ве- терана жанра Андрея Малахова или у их энтэвэшных соперни- ков? Казалось бы, зачемКонстан- тину Эрнсту хвататься за конец того же каната? Он образован- ный, креативный, у него столько способов удерживать лидерство. Для съемок сериала из эпохи Петра Первого он построил на берегу сибирской реки целый город XVII века. В «Ледниковом периоде» команда Эрнста запро- сто собирает олимпийских чем- пионов и звезд театра и эстрады. А только что он впервые в мире отправил киноэкспедицию на МКС делать фильм о космиче- ских буднях. Однако Эрнст упорно сохра- няет в сетке вещания стопро- центно обывательское зрелище под названием «Давай поженим- ся!», где три свахи по-тихому из- деваются над простодушными искателями своих половинок. Он дает «зеленый свет» Ксении Собчак. А она вытаскивает на экран своих по духу. ТоМанижу, то ДанюМилохина. Даню начали навязывать нам аккуратно, но настойчиво. Сперва в рамках дискуссии о влиянии этого тиктокера на мо- лодых фанатов. И вдруг он уже в «Ледниковом периоде». Мчится по сверкающей арене рядыш- ком с Евгенией Медведевой. Да ладно бы только катался. Он же еще и говорит. Допустим, при- знается, что ничего никогда не читает. Ну, не любит. Не его это. Да и ни к чему. Боюсь, брошенная блогером с девственно нетронутыми моз- гами случайная фраза будет по- весомее всех призывов к чтению. Подростки мотают на пока не пробившийся ус: правильный пацан. Наваривает такое бабло без этих школьных заморочек с Пушкиным и Достоевским. Я однажды уже ссылался на опыт англичан. Как кумир фут- больных болельщиков Бэкхем объявил на всю Британию, что читать здорово. Статистика тут же зафиксировала: после этого спрос на художественную ли- тературу резко подскочил. А мы в России удосужимся посчи- тать, чем обернется мимолет- ное признание Дани Милохи- на: сколько молодых захлопнут книгу навсегда? Телеэкран не краснеет Давно сказано: бумага все стерпит. Листку из тетрадки безразлично, что на нем напи- шут: «Я помню чудное мгно- вение» или кляузу на соседа по лестничной клетке. То же счаст- ливое качество унаследовал и телеэкран. Возьмем хотя бы юбилеи. На ТВ их любят. Юбилей Гали- ча. Юбилей Юлиана Семенова. Юбилеи Евстигнеева, Куравле- ва, Вячеслава Бутусова. Нам на- поминают об их книгах, ролях, спектаклях, песнях. Вот Бутусов рассказал, что сейчас он сочиня- ет симфоническую музыку. Отпраздновал свое 45-летие и Николай Басков. Правда, «зо- лотой голос России» творчески- ми планами не делился. Зато на экране мелькали приглашенные на его праздник знаменитости, репортеры с придыханием опи- сывали, в каком платье была Алла Борисовна и что за столо- вый прибор стоимостью в пол- миллиона преподнесла именин- нику Яна Рудковская. У каждого собственные мерки успеха и по- пулярности. Но по части юбилеев меня удивил, опять же, Константин Эрнст. На его канале вдруг по- казали почти трехчасовой до- кументальный фильм о блиста- тельной Алле Демидовой. В нем все необычно. Начиная с назва- ния, из которого убрали знаки препинания: «Кто меня победил никто». Автор картины Любовь Ар- кус работала над нею шесть лет. Демидова сниматься не хотела. Ей претила публичная исповедь. При всей ее отдельности, особо- сти она все-таки принадлежит к поколению, не торгующему своими сомнениями, воспоми- наниями, секретами ни за мил- лион, ни за десять миллионов. Но и Любовь Аркус не Лера Кудрявцева. Она конфликтова- ла со своей героиней, убеждала и переубеждала ее, многократно перекраивала и монтировала за- ново огромный материал. И по- лучился новаторский фильм о сложной судьбе выдающейся ак- трисы, что и спорила с эпохой, и отражала ее, а в чем-то и меняла. Что-то в картине хочется оспо- рить или уточнить. Но это не от- меняет значимости результата. И здесь Эрнст проявил себя неожиданно. Мало того, что он показал фильм, вернув ради него забытую рубрику «Закры- тый показ». Он еще и все эти годы поддерживал режиссера. Вероятно, у талантливого про- дюсера время от времени по- является желание послать к черту прагматичные расчеты, коммерческие соображения и сделать что-нибудь настоящее, нестыдное, для души. Но на следующий день все пошло своим чередом. Привыч- ная чересполосица более-менее достойных передач и бесконеч- ная вереница «Давай поженим- ся», «На самом деле», «Пусть говорят», «Вечерний Ургант». Так и тянет спросить Констан- тина Львовича, как в старом и не совсем приличном анекдоте: «Доктор, решите, наконец, — туда или сюда!» Вот и выходит, что всемогу- щий Константин Эрнст выну- жден подчиниться принципу, изложенному анонимным на- блюдателем: «Телевидение — заполнение возможно более дешевым хламом промежутков между возможно более дорогими рекламными роликами». Фото culture.ru ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ ШОУ? Тиктокера Даню Милохина навязывают нам аккуратно, но настойчиво, чтобы он на всю страну хвастался, что никогда ничего не читает. ТЕЛЕВИДЕНИЕ — ЭТО ДЕМОКРАТИЯ В ЕЕ САМОМНЕПРИГЛЯДНОМ ВИДЕ Пэдди Чаевски, американский драматург Документальный фильм Любови Аркус о блистательной Алле Демидовой создавался в течение шести лет. Демидова сниматься не хотела. При всей ее отдельности, особости она принадлежит к поколению, не торгующему своими сомнениями, воспоминаниями, секретами ни за миллион, ни за десять миллионов. Правила шоу-бизнеса жесткие и неумолимые. Хочешь преуспеть — не смей их нарушать. Гораздо раньше нас на Западе поняли: телевидение обслуживает толпу, а не народ. Живой киноклассик, юморист и лирик Вуди Аллен иронизировал: в Лос-Анджелесе мусор больше не выбрасывают. Его перерабатывают в телевизионные шоу. Алла Демидова в фильме Киры Муратовой «Настройщик» (2004)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz