Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Вера 27 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 06/ 01 / 21 которое тут в шутку и по-мир- скому называют штабом. Утром здесь батюшка Моисей прово- дит планерки. И они проходят под треск дровишек за желез- ной дверцей! А так, конечно, в обители давно природный газ. И если б досидел в своей келье до наших дней летописец мо- настыря иеромонах Геронтий, наверное, вывело бы его гусиное перо: «В год 1995-й от Рождества Христова сделалось в обители тепло изрядно». И бросив взгляд на бесполезные, сваленные еще год назад в углу березовые чу- рочки, дописал бы: «И причи- ной тому был природный газ». Главный храм обители — Вла- димирский — считался летним. Таким его и задумал знаменитый Константин Тон. Но громадный собор трудно было протопить — а какая служба на холоде? Но рядом Рождественская церковь. Зимняя. Она куда меньше и потому теплее. Зимой службы проходили здесь. Впрочем, это в прошлом, сегодня и в главном храме, и в келейных корпусах, и во всех подсобных помещениях проведено отопление. Воскресная служба Именно она может точно «рассказать» о жизни монастыря в эти «пандемичные» дни. Семь утра. Темнота неохотно отсту- пает от громады освещенного Владимирского собора с самой высокой на Дону колокольней, ладно подсвеченной с разных точек. Возле ворот сидит на складном стульчике закутанная по глаза шалью бабулька с жерт- венной кружкой, впрочем, она тут всегда сидит. В притворе, примыкаю- щем к западной стороне хра- ма, в темном углу, на скамееч- ке, пристроилась старушка с молитвословом в руках. Здесь обычно молятся прихожане, считающие себя недостойными войти внутрь. Это самые сми- ренные из нас, на новоязе — слишком самокритичные. Но у каждого свой разговор к Богу. В храме полно народу. Как и всегда в это время. У раки с мо- щами Угодника священники в золоченых ризах — заканчива- ется утреннее молитвенное пра- вило. Они на ногах с пяти ура, служили полунощницу, теперь читают часы. Дальше — литур- гия. Слева, в крайнем приделе, уже выстроилась очередь к ба- тюшке—на исповедь. Много ма- тушек из соседних монастырей. Исповедь Наверное, это не совсем точное, не вполне правильное слово — «очередь», если вспо- мнить к Кому приходят люди. Ограничений на посеще- ние храмов сейчас нет, однако иерархи Русской православной церкви все-таки не рекоменду- ют пожилым верующим ходить в храмы на Рожде- ство, чтобы не заразиться коронавирусом. ВАЖНО Верный признак перемен — у входа мало ниЩих. Западные врата закрыты для паломников. Заперта и дверь, ведуЩая к святому источнику у подножия монастыря, — самый короткий путь. К ключу и купели теперь можно пройти со стороны города. Ведь не батюшке, которому выпало сегодня принимать ис- поведь, человек рассказывает о своих грехах, а Самому Господу, священник же — посредник в этом таинстве. Поэтому здесь не услышишь досужих разговоров, а только шепот, и никто никогда не спросит — кто последний? Потому что ответа на этот во- прос для верующего не суще- ствует в принципе. В обычные дни в соборе ис- поведуют у гроба святителя Ти- хона. И это, конечно, добавляет волнения. Архиерей, владыка, патриарх, безутешная вдова, бо- лящий — каждый, войдя в храм, идет сначала сюда, к святыне. В любой день и в любое время к мощам святителя выстраивают- ся верующие. Каждый со своим. Сегодня — все то же самое. Но скоро, на Рождество, здесь будет особенно многолюдно. Монахи из разных монастырей, затвор- ники лесных скитов, прихожане дальних приходов — кажется, вся православная Русь —Россия стоит у раки Угодника. Литургия Испов едники, получив благословение священника, присоединяются ко всем участ- никам Божественной литур- гии —общему соборному и глав- ному в тот час действу. Между прочим, по уставу священник не может совершать литургию один, с ним должен молиться хотя бы один человек. В самую волнующую минуту диакон вы- носит святую Чашу со словами: «Со страхом Божиим и верою приступите». Этот момент, самый глав- ный в церковной жизни, как раз больше всего и вызывал вопро- сы. Как в условиях пандемии возможно причащаться? От од- ной Чаши? Позиция Церкви од- нозначна, ее не раз высказывал и патриарх. Причастники — люди, веря- щие Христу, верующие в исцеля- ющие свойства Его Тела иКрови. Если человек получает через при- чащение бессмертие, исцеляет- ся душою и телом, соединяется с Богом, как он может заболеть чем-то или умереть, причастив- шись Христа, который сказал: «Верующий в Меня никогда не умрет» и «По вере вашей да бу- дет вам»? Вот почему принесение Бескровной Жертвы ни в коем случае не может быть отменено, потому что без Евхаристии нет вообще церковной жизни. Накануне Рождества Вот как устроена наша жизнь: когда отслуживших че- ловеку «лесных красавиц» уже тащат к мусорным контейнерам, задонские монахи со счастливы- ми, детскими лицами втаскива- ют через врата Владимирского собора внутрь громадные ели, зеленя паперть иголками. Тут же матушки бережно соберут по- ломанные веточки и отнесут в храм. Но еще до праздничной вечерни, повечерия и утрени на- чинается праздник. Он — уже в глазах монахов, он — в весе- лой суете, когда все, кто есть в храме, украшают ели-исполи- ны. Их ставят возле колонн, а маленькие елочки — на амвоне у алтаря. А у входа возле укутан- ного серебром ствола появляется пещерка с младенцем Иисусом. Сюда дети принесут самое доро- ге, что у них есть, — конфеты из праздничного, «от Деда Моро- за», кулька: «Младенцу Иисусу». И это будет самая первая жертва от маленького сердца, которому еще предстоит многое принять в себя. Фото Николая Черкасова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz