Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
№ 12 5 (26409) ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 4 Ретроспектива УЧЕНЫЙ И МИСТИК С ЕЛЕЦКИМИ КОРНЯМИ И звестно, что Алек- сандр родился 25 марта 1881 года в Ельце. Вырос в семье нота- риуса окружного суда Васи- лия Ксенофонтовича Бар- ченко и был тут приемным сыном. Отчим был в городе человеком известным, со- стоятельным, уважаемым (носил звание потомствен- ного почетного гражданина Ельца). Имел собственную юридическую контору (се- годня в этом здании рас- положена библиотека име- ни М. Горького) и владел большим домом на улице Покровской (сейчас улица 9 Декабря, 26). Кстати ска- зать, именно тут в октябре 1917 года провел последние тревожные сутки в нашем городе Иван Алексеевич Бу- нин. В его дневниках оста- лась такая запись: «Возле шлагбаума колесо рассыпа- лось. До Ельца пешком — тяжко! Жутко! Остановят, могут убить. В Ельце все полно. Приютили нас Бар- ченко». Впрочем, самого Алек- сандра Барченко в доме отчима в это время, скорее всего, не было. После ре- волюции 1917 года он читал околонаучные лекции на тему древних цивилизаций революционным матросам. По его мнению, некогда на Земле существовали об- щества, обладавшие высо- чайшим уровнем знаний, но погибшие в результате глобальной катастрофы. Осколки этих цивилизаций рассеялись, а их наследие дошло до нас в форме ми- фов и сказаний, имеющих сакральный смысл. Всю свою жизнь Александр Ва- сильевич посвятил поиску и расшифровке тайных вед и загадочных явлений, а так- же феноменов человеческой психики. Продукт своей эпохи Есть св едения , что Саша Барченко с раннего детства рос мальчиком впе- чатлительным, с тонким художественным чутьем и богатой фантазией. Неуди- вительно, что он тянулся к мистике и всяким чудесам, был продуктом своей эпо- хи. В пору его взросления (конец XIX — начало XX века) в России повально увлекались спиритизмом, столоверчением, вызыва- нием духов и прочей чер- товщиной. Этим грешили даже образованные люди — такие, как знаменитый эт- нограф Владимир Даль и не менее известный химик Александр Бутлеров, не говоря уже о «тонких на- турах» поэтов и писателей Серебряного века. Вероятно, в Ельце мест- ная элита тоже устраивала магические сеансы, где вы- ступали заезжие и доморо- щенные духовидцы и меди- умы. Возможно, именно так юный Барченко заинтере- совался паранормальными явлениями, а позже начал изучать психическую энер- гию человека. По одной из версий, мо- лодой Александр сначала учился в Елецкой мужской гимназии, а затем его пе- ревели в Санкт-Петербург. Здесь он и завершил обуче- ние в 1898 году. Затем два с половиной года слушал лекции сначала в Казан- ском университете, а затем в Тарту в Эстонии. Однако в начале ХХ века студент Бар- ченко прекратил учебу на медицинскомфакультете «за неимением средств». Ско- рее всего, в ту пору у него произошла размолвка с от- чимом, и тот попросту пере- стал платить за образование своенравного пасынка. Встреча в университете Именно в университете произошла судьбоносная встреча Александра Барчен- ко с преподавателем юрис- пруденции, профессором Александром Кривцовым. Тот познакомил впечатли- тельного студента с эзоте- рическим учением фран- цузского мистика Сент-Ив де Альвейдра. Иностранец утверждал, что в доистори- ческую эпоху на террито- рии Тибета существовала высокотехнологичная ци- вилизация. Ее представите- ли владели сверхзнаниями во всех научных областях и обладали сверхспособно- стями. После трагической гибели суперкультуры часть ее представителей, по мне- нию француза, укрылась в высокогорьях, в мисти- ческой стране Шамбала, а некоторые перекочевали на Крайний Север, в так назы- ваемую Гиперборею. Много позже, на до- просах в НКВД, Барченко говорил: «Рассказ Крив- цова явился первым толч- ком, направившим мое мышление на путь иска- ний, наполнивших в даль- нейшем всю мою жизнь. Предполагая возможность сохранения в той или иной форме остатков этой доисто- рической науки, я занимался изучением древней исто- рии, культуры, мистических учений и постепенно ушел в мистику». Желание больше узнать о загадочной цивилизации побудило молодого человека отправиться в путешествие по России. По рассказам, в поисках тайных знаний он, завербовавшись матросом на корабль, побывал даже в Индии. Помнил малую родину Начиная с первого деся- тилетия ХХ века Александр Васильевич пишет для раз- личных журналов теорети- ческие статьи, а также худо- жественные произведения, пронизанные мистикой. Сотрудничает с известными в ту пору изданиями: «Мир приключений», «Русский паломник», «Природа и люди», «Исторический жур- нал». Он нередко выступал еще и в роли иллюстратора собственных произведений, причем профессиональ- ные художники давали его рисункам высокую оценку. Нужно отметить, что Бар- ченко часто пользовался псевдонимом А. Елецкий. Наверняка, любил и помнил малую родину! Литературные труды понемногу начали прино- сить Александру не только известность, но и деньги. Скорее всего, ради них (де- нег) наш земляк занимал- ся также «рукогаданием» и частными консультациями граждан (видимо, на темы будущего) в период с 1909 по 1911 год. Именно в 1911 году он опубликовал очерк «Душа Природы», где изложил соб- ственное понимание энер- гии. По его теории, главный источник всякой жизни — солнечный свет. Причем не только на Земле, но и на других планетах. Например, Барченко утверждал, что на Марсе имеется раститель- ность, там есть лед и вода, а также загадочные каналы, но главное — он допускал, что на «красной планете» обитают «существа, по разу- му не только не уступающие людям, но, вероятно, далеко их превосходящие». Кто отец гелиобиологии? Интересно также, что уже в своих ранних произ- ведениях Александр Васи- льевич выдвигал идею о том, что мощные вспышки на Солнце — не только источ- ник Полярных сияний, но и глобальных социальных яв- лений, воздействующих на историю человечества. По сути, это уже начало гелио- биологии, которой знамени- тый Чижевский начнет за- ниматься только в 1915 году. И, кто знает, возможно, под влиянием публикаций на- шего земляка. Тема «лучистой энергии» (в самых разных ее проявлениях и видах) на протяжении многих лет оставалась для Барченко любимой. Он считал, что именно «космическая энергия» оказывает решающее влияние на жизнь человека и общества. Его круг интересов был чрезвычайно широк. В него входила практически вся сфера естествознания. Но теоретические и практиче- ские поиски молодого есте- ствоиспытателя прервала Первая мировая война. По всей видимости, сражался он бесстрашно: в 1915 году получил ранение и оказал- ся демобилизован. Его жена хлопотала о получении му- жем пенсии, так как давала о себе знать фронтовая кон- тузия. Сам Барченко писал: «...Характер моей болезни (органическое поражение мозга и припадки эпи- лепсии) требует лечения не- прерывного в течение долго- го времени». Наука и буддизм Появившееся после ране- ния свободное время Алек- сандр Васильевич исполь- зовал для сбора материалов по истории древнейшего естествознания. Все это впо- следствии послужило базой для его лекций. Удивительно, но научные знания в голове Барченко соседствовали со странными верованиями. Он писал: «Существует пре- дание, что человечество уже переживало сотни тысяч лет назад степень культуры не ниже нашей. Остатки этой культуры передаются из поколения в поколение тайными обществами. Ал- химия — химия угасшей культуры». А еще наш земляк твердо верил, что «вселенная напол- нена тончайшим и невиди- мым эфиром, через который проходит и излучение пси- хофизической энергии моз- га человека (так называемые N-лучи). Исследовав этот процесс и взяв его под кон- троль, можнонаучитьсяпере- даватьмыслина расстоянии». В 1915 году Барчен- ко общается с тибетски- ми ламами, посетившими Санкт-Петербург. Один из «туристов» оказался даже членом ЦК Монгольской народной трудовой партии. В итоге знавший Александра Васильевича товарищ запи- сал: «Революционные буд- дисты посвятили Барченко в учение Калачакры, которое российский мистик пере- осмыслил в соответствии с воспринятыми им ранее ок- культными идеями. Барчен- ко был убежден в том, что самые разные его учителя воспроизводят идеи едино- го древнего знания, которое являлось достоянием давно исчезнувших великих циви- лизаций». После революции Чтобы как-то заработать на пропитание после рево- люции 1917 года, Александр Васильевич читал лекции, темой которых по-прежнему оставались все те же «древ- ние цивилизации». Порой ему приходилось выступать перед матросами Балтфло- та. А те, разинув рты, слу- шали очкастого интеллиген- та, вещавшего о канувших в небытие тайных знаниях и могущественных народах, обладавших нечеловечески- ми возможностями. Осенью 1918 года лектор поступил на естественно- географический факультет открывшихся в Петрограде одногодичных Высших педа- гогических курсов. А спустя год прослушал курс по био- логии. Попутно он интере- совался астрономией, изучал гипноз, телепатию, электро- магнитные излучения мозга. В 1918 году Барченко заинтересовались органы ВЧК, во главе которых стоял Феликс Дзержинский. Есть свидетельства, что Феликс Эдмундович слыл челове- ком неравнодушным к ок- культизму, паранормальным явлениям, проявлял живой интерес к мистике и всяче- ским вымыслам. Не случай- но Железный Феликс пред- седательствовал в Обществе по изучению проблем меж- планетных сообщений. Александру Василье- вичу предложили исследо- вать психическую энергию, чтобы передавать мысли на расстоянии, а также влиять на человеческое сознание. В 1920 году Барченко выступил с научным докладом на кон- ференции Петроградского института изучения мозга и психической деятельности, где познакомился со знаме- нитым академиком, возглав- лявшим эту научно-иссле- довательскую организацию, ВладимиромМихайловичем Бехтеревым. Экспедиция в Гиперборею В том же году Бехтерев предложил Барченко инте- ресную работу. Его коман- дировали в Лапландию для изучения загадочного забо- левания «мерячения». Оно наблюдалось у северных на- родов, где люди по одному или целыми группами впа- дали в странный транс, по- рой повторяя движения друг друга, пели на незнакомых языках, видели галлюцина- ции. Недуг называли «зовом Полярной звезды», или «по- лярным бешенством». На Руси подобное нервно-пси- хическое расстройство ис- стари знали как «кликуше- ство». Барченко слышал о «мерячении» и с удоволь- ствием взялся за дело. Тем более он грезил Гипербо- реей, которая, по его мне- нию, лежала где-то в райо- не Кольского полуострова. Около двух лет Александр Васильевич прожил на Се- вере в Мурманске. Работал на здешней биостанции, общался с местными жи- телями и шаманами. А еще изучал морские водоросли как объект использования в сельском хозяйстве и пи- щевой промышленности. Он также возглавлял Мур- манский морской институт краеведения, что помогло окунуться в атмосферу про- шлого северного края и луч- ше узнать населяющие его народы. Летом 1922 года Алек- сандр Барченко организовал экспедицию вглубь Кольско- го полуострова. Участие в непростом походе приняли его жена Наталья, секретарь Юлия Струтинская, уче- ница и последовательница Лидия Шишелова-Марко- ва, а также приехавшие из Петрограда журналист Се- менов и астроном Александр Кондиайн. Ставилась задача обследовать район Ловозера, населенный лопарями (са- амами), где еще не ступала нога ученых. Легенды и находки Еще в 1914 году Барченко написал про русский Север роман «Из мрака», в кото- ром пересказал древнюю ле- генду о племени чудь, якобы скрывшемся под землей, когда пришедшие сюда ло- пари стали новыми хозяева- ми этих мест. С тех пор «чудь подземная» будто бы живет в глубоких катакомбах, но перед катаклизмами и беда- ми выходит на поверхность. Тогда люди видят предста- вителей необычной расы, мелькающих в пещерах («пе- чорах») на окраине Карелии и Финляндии. Мог ли в то время наш земляк думать, что поведет в эти места на- учную экспедицию?! Уже в самом начале по- хода исследователи натолк- нулись в тайге на странный памятник — огромный пря- моугольник из гранита, при- чем сориентированный по странам света. Вскоре выяс- нилось, что многие лопари (по вере они православные христиане) втайне поклоня- ются богу Солнца. Соглас- но древней традиции при- носят бескровные жертвы каменным глыбам-менги- рам, или, как они их называ- ют, «сейдам». Кроме того, на скалистом берегу Сейдозера путешественники обнару- жили огромную (как писал один из них: «с Исаакиев- ский собор»), словно на- рисованную, человеческую фигуру. Местные называли ее «стариком». Были сдела- ны и другие находки. Напри- мер, в Мурманском област- ном краеведческом музее хранится документ «Мате- риалы к карте археологиче- ских находок и открытий на Кольском полуострове». В нем есть запись под номером 3: «Скульптурная подстав- ка. Найдена у входа одной из пещер Сейдозера в 1922 г. А. В. Барченко. Хранится у него же». Загадочная культура Осенью 1922 года, уже после возвращения экспеди- ции в Мурманск, в москов- ских и питерских газетах появились сенсационные статьи и фото загадочных памятников некой древней культуры. Например, «Крас- ная газета» в феврале 1923 года писала: «Проф. Барчен- ко открыл остатки древней- ших культур, относящихся к периоду древнейшему, чем эпоха зарождения египет- ской цивилизации». А вот что рассказывал об экспедиции ее руководитель: «До сих пор лопари русской Лапландии чтут остатки доисторических религиозных центров и па- мятников, уцелевших в не- доступных для проникнове- ния культуры уголках края. Например, в полутораста верстах от железной дороги и верстах в 50 от Ловозер- ского погоста экспедиции удалось обнаружить остатки одного из таких религиозных центров — священное озеро Сейдозеро с остатками ко- лоссальных священных изо- бражений, доисторическими просеками в девственной тайболе (чаще), с полуоб- валившимися подземными ходами-траншеями, защи- щавшими подступы к свя- щенному озеру. Местные лопари крайне недружелюбно относятся к попыткам более тщательно обследовать интересные па- мятники. Отказали экспеди- ции в лодке, предостерегали, что приближение к извая- ниям повлечет всевозмож- ные несчастия на наши и их головы». При этом Барченко утверждал, что лопари оста- ются «старейшими предками народностей, покинувших впоследствии северные ши- роты… В последнее вре- мя упрочивается теория, согласно которой лопари, параллельно с карликовыми племенами всех частей све- та, представляются древней- шими прародителями ныне значительно более высоко- рослой белой расы». Вскоре власть в лице руководителя спецотдела ВЧК—ОГПУ—НКВД Глеба Ивановича Бокия (тоже лю- бителя мистики) пригласила Барченко к сотрудничеству. Трудовое братство В 1923 году Александр Васильевич начал работать в специальной лаборатории ОГПУ, изучающей психо- логию и парапсихологию, в том числе психическое воздействие на массовое со- знание. Он разработал метод выявления людей, склонных к криптографическому делу и к дешифровке кодов. Кроме того, создал ор- ганизацию «Единое трудо- вое братство». В нее вошли соратники, увлеченные оккультизмом, в том числе и непосредственный шеф Барченко Глеб Бокий. Чле- ны этого общества изучали созданный Барченко труд под названием «Дюнхор». Он утверждал, что написал его на основе древних зна- ний, якобы превосходивших всякую современную науку. Как ни крути, а все это похо- дило на закрытую секту, что в конечном итоге и подвело ее руководителя и адептов. Много позже Бокий на допросах показал: «Барченко выдвигал теорию о том, что в доисторические времена существовало высокоразви- тое в культурном отношении общество, которое затем по- гибло в результате геологи- ческих катаклизмов…Остат- ки этого высшего общества, по словам Барченко, до сих пор существуют в непри- ступных горных районах, расположенных на стыках Индии, Тибета, Кашгара и Афганистана, и обладают всеми научно-технически- ми знаниями, которые были известны древнему обществу так называемой «древней науки», представляющей собой синтез всех научных знаний… Себя Барченко называл последователем древнего общества, заявляя, что был посвящен во все это тайны- ми посланцами его религи- озно-политического центра, с которыми ему удалось од- нажды вступить в связь...». Секретная лаборатория В 1924 году сотрудники спецслужб создали секрет- ную лабораторию нейро- энергетики. Для конспира- ции ее разместили в Мос- ковском энергетическом институте, где Барчен- ко числился как научный работник, изучающий ле- карственные растения. На самом деле наш земляк ис- следовал биоэлектрические явления в живых клетках. В частности, в клетках моз- га, а также организма в це- лом. А еще выступал как консультант при обследо- вании знахарей, шаманов, медиумов, гипнотизеров и прочих необычных людей, которых спецотдел ОГПУ пытался активно исполь- зовать в своей работе. Тут занимались, казалось бы, несовместимым: проводи- ли групповые сеансы связи с духами и одновременно разрабатывали новые ме- тоды электрофизиологии, нейрохимии, биофизики, физической химии. В секретной лаборато- рии трудились как серьез- ные ученые, так, например, ишаман, утверждавший, что может по фотографии опре- делять, чем в даннуюминуту занимается изображенный на снимке человек. Есть версия, что необыч- ные способности Барченко и его подопечных помогли им раздобыть компромат на сильных мира сего. Это, мол, и сгубило самого Алек- сандра Васильевича и лю- дей, трудившихся с ним. Советские масоны? Первым (16 мая 1937 года) арестовали Бокия. А уже на следующий день тот признался, что еще в 1925 году организовал вместе с Барченко «масонскую ложу». Александра Васильевича взяли 21 мая 1937 года, по- сле чего лишились свободы другие члены «Единого Тру- дового Братства». Нашего землякаобвинили в создании«масонскойконтр- революционной террористи- ческой организации «Единое Трудовое Братство» и шпио- наже в пользу Англии». По легенде органов, су- ществовал некий религи- озно-политический центр «Шамбала-Дюнхор», а в Москве и Ленинграде име- лись его филиалы, создан- ные Барченко. Главная зада- ча «шпионов» — подчинить своему влиянию высшее со- ветское руководство и заста- вить его проводить угодную центру политику. Один из бывших сорат- ников Барченко, видимо, под диктовку следователя, писал: «Наша нелегальная организация пропагандиро- вала мистику, направленную против ученияМаркса –Ле- нина – Сталина». Большинство из прохо- дившихпоэтомуделуобвиня- емых приговорены Военной коллегией Верховного Суда СССР к высшей мере нака- зания—расстрелу. В отноше- нии Александра Васильевича приговор вынесли 25 апреля 1938 года и привели в испол- нение через 15 минут, прямо в Лефортовской тюрьме. Были конфискованы и, видимо, уничтожены руко- писи ученого, в том числе и его главный научный труд «Введение в методику экспе- риментальных воздействий энергополя», а также книги, приготовленные к печати, и уникальная библиотека на нескольких языках. Сегодня можно сказать, что, как исследователя, Бар- ченко влекли порой спорные темы, но помыслы его, по всей видимости, оставались благородными. Сам он сфор- мулировал их так: «Скорей- шее ознакомление крупней- ших идейных руководителей Советскойвластисистинным положением вещей, с истин- ной ценностью тех древней- ших бытовых особенностей Востока, к разрушениюкото- рых Советская власть подхо- дит так примитивно и грубо не из злостных побуждений, но по неведению, действуя с глазами, завязанными ей ав- торитетом западно-европей- ской академической науки». Нашего земляка реаби- литировали лишь 3 ноября 1956 года, но его научные труды до сих пор не найдены. В нынешнем году исполнилось 140 лет со дня рождения одного из самых загадочных сынов липецкого края — журналиста, писателя, мистика, оккультиста и вместе с тем разностороннего исследователя, работавшего в секретной лаборатории НКВД, Александра Васильевича Барченко. Роман Демин РАССКАЗ КРИВЦОВА ЯВИЛСЯ ПЕРВЫМ ТОЛЧКОМ, НАПРАВИВШИМ МОЕ МЫШЛЕНИЕ НА ПУТЬ ИСКАНИЙ, НАПОЛНИВШИХ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ВСЮ МОЮЖИЗНЬ Александр Барченко Александр Васильевич пытался создать новое универсальное учение о ритме и энергии. Он полагал, что его можно будет применять в самом широком диапазоне — от космологии и геологии вплоть до кристаллографии и даже общественной жизни. Александра Барченко (крайний справа) расстреляли в 1938 году, реабилитировали в 1956-м. Его научные труды до сих пор не найдены
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz