Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
Шкатулка ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 22 № 12 3 (26407) Глиняные кошки Елены Соболевой и ее учеников дали начало самобытному «добринскому стилю» ГЛИНЯНЫЕ ПТИЦЫ СИРИН, ВЕСЕЛЫЕ СОБАКИ И МИЛЫЕ КОТИКИ, ДОРОДНЫЕ СЕЛЬСКИЕ БАРЫШНИ — ВСЕ РАБОТЫ ЕЛЕНЫ СОБОЛЕВОЙ ОБЪЕДИНЯЕТ ЕДИНЫЙ СТИЛЬ. НА ОДНОМ ИЗ ВСЕРОССИЙСКИХ КОНКУРСОВ ЖЮРИ ДАЖЕ ПОРЕКОМЕНДОВАЛИ ЗАПАТЕНТОВАТЬ ТЕХНИКУ И СТАВШИЙ УЗНАВАЕМЫМ ОБРАЗ ИГРУШКИ ИЗ ДОБРИНСКОГО КРАЯ. Олеся Скворцова ДОБРИНСКИЙ СТИЛЬ ЕЛЕНЫ СОБОЛЕВОЙ И в наше время авторские работымогут становить- ся народным промыс- лом. Кпримеру, та же дивеевская игрушка, которая зародилась, что называется, с нуля — ника- ких местных традиций лепки из глины там не было. За 25 лет был сформирован собственный почерк. Или самарская игрушка Лоры Городецкой и ее учеников, которая, как считается, переда- ет колорит волжской земли. Так что, возможно, скоро заговорят о добринском стиле. Наследники традиций Ученики Елены Соболевой уже заявляют о себе. Совсем не- давно Глеб Васильев занял вто- рое место в номинации «Декора- тивно-прикладное творчество» во Всероссийском детском фе- стивале народной культуры «На- следники традиций». В объеди- нении «Глиняная игрушка», которое возглавляет методист и педагог дополнительного об- разования детско-юношеского центра «Ритм» Елена Соболева, он занимается с 2013 года. Уже через два года он стал участво- вать в выставках, побеждать в региональных и всероссийских конкурсах. В начале года одно- фамилица Глеба Дарья Василье- ва стала лауреатом первой сте- пени Всероссийского конкурса художественного и технического творчества «Новогодний фейер- верк». Ее работа «Буренки встре- чают Новый год» выполнена в том самом «добринском стиле». Все началось с кошки Своя манера лепки стала формироваться у Елены Соболевой около десяти лет назад. Тогда ее ученица Алевтина Злобина решила принять участие в одном из конкурсов, и нужно было помочь сформировать образ будущей работы — оригинальные кошечки. К слову, глиной Аля увлеклась с пяти лет и, несмотря на свои другие хобби, не свернула с это- го пути. За годы она не раз ста- новилась победителем и призе- ром всероссийских творческих состязаний. А тех самых кошек и по сей день первыми раскупают на ярмарках. Впрочем, как и до- родных барышень в пышных платьях. Елена Анатольевна признается: думали долго, как создать действительно местный сувенир. На гербе Добринки изображена сельчанка — она и вдохновила сделать барышню из глины. Керамические кра- савицы авторства Соболевой и ее учеников пышнотелы, в их р у к а х — неизменно символы сытой и счастли- вой дере- в е н с к о й жизни: А МЫ НЕ НАРОД? — Предпочитаю, чтобы ребята самостоятельно выезжали на конкур- сы. Они ни разу в грязь лицом не ударили, хотя рядом не было «подушки безопасности» — настав- ника, который поможет и подскажет, — говорит Еле- на Соболева. — Однаж- ды на фестивале была отличная программа для педагогов, оставила я ребят с выставкой и пошла на лекцию. Возвра- щаюсь — народ толпится, шум, гам. Ну, думаю, дети мои что-то натворили. Оказалось, подошли к ним два специалиста по керамике и, повертев фи- гурки в руках, уточнили, народная ли это игрушка. Дети подтвердили. Спе- циалисты уже потирали руки, считая, что нашли неизвестный широкому кругу промысел. Когда я все пояснила, что это авторские, а не народные работы, дети удивленно сказали: — А мы что — не народ? хлеб, поросята, птицы, рыбы и цветы. Несмотря на ориги- нальность, есть в них и дань традиции — бюст и ожерелье сделаны в стиле знаменитой ро- мановской игрушки. — Чем бы я ни зани- малась, обязательно вернулась бы к иг- рушке, — признается Елена Анатольевна. — Это для тех, кто не наигрался, кто не перестает удивляться чуду человеческой жизни и мира. Поэтому в сю- жетах у нас часто — сказочное, волшебное, да и свистульки по-прежнему не теряют акту- альности. Работать руками — Глина — удивительный материал, — уверена Елена Со- болева. — Если в других видах творчества необходим инстру- мент — кисточка, спицы, крю- чок или игла, то здесь мы имеем счастливую возможность обой- тись без такого посредника. Есть только твои руки и глина. Ты сам делаешь все что хочешь, не получилось — можно смять в комок и начать заново. Недаром есть такая гончарная легенда о том, как творец создавал мир, населял животными и одарял их разными свойствами, затем создал человека, и когда тот по- просил счастье, демиург кинул ему кусок глины и сказал: «Сле- пи его сам». Наставник сожалеет, что сегодня детей записывают на разные курсы — от развития речи до изучения английского, но не учат работать руками, соз- давать и придумывать. Пример не забыт «Лучше всего ты можешь научить тому, чему хочешь научиться сам» — повторяет вслед за любимым писателем Ричардом Бахом Елена Собо- лева. Уроженке Костромы, ей в детстве не раз приходилось переезжать — отец был воен- ным. Но несмотря на частые перемены в жизни, она с благо- дарностью вспоминает своих учителей. — Особенный след в душе оставил преподаватель черчения и изобразительного искусства лебедянской школы №1 Григо- рий Корнилович Насулецкий, который доказывал, что несе- рьезные для многих школьные предметы на самом деле такими не являются, — рассказывает она. — На уроке перед каждым учеником он ставил собствен- норучно слепленные из пласти- лина модели, по кото- рым надо было сделать чертеж. Заметив, что хихикаем над кол- лекцией марок од- ноклассника, в ко- торой мы впервые увидели нагие тела на карти- нах в еликих художников, он терпели- во объяснял, что знача т произведения искусства и как следует к ним относиться. А еще, на удивление многим — в то время это было внове, в своем кабинете Григорий Корнилович организовал Доску почета — вы- вешивал на нее снимки лучших своих учеников. Через годы я пронесла понимание того, что главная задача педагога — не только и даже не столько научить чему-то, а воспитать, ведь каж- дый ученик — это прежде всего личность. Воспитание без нотаций Эти принципы Елена Ана- тольевна применяет и в своей работе. Выпускница физико-ма- тематического факультета, она не видела себя учителем-пред- метником — так влекло творче- ство. За годы вела самые разные кружки — от вязания крючком до поделочного хэндмейда. Ре- шающим стало участие в переез- де краеведческого музея, где она тогда трудилась, из храма в За- донске (его передали Церкви) в другое здание. Тактильный контакт со старинной керами- кой зародил желание творить из глины. А когда, уже в Добринке, на складе при ремонте обнару- жилась муфельная печь, было создано творческое объедине- ние. Залежи глины в поселке находятся на небольшой глу- бине, и именно они чаще всего используются для работы. Если игрушки получаются слишком светлыми, их тонируют краской. Училась вместе с детьми. Свою первую работу — лошадку — она часто пока- зывает уче- никам как демонстра- цию того, что добить- ся успеха можно с нуля, было бы желание развиваться. — Дополнительное образо- вание открывает много воз- можностей, — уверена Елена Анатольевна. — Общение более свободное, и на занятиях можно больше вложить именно в вос- питание человека, чем на обыч- ных уроках, где все подчинено освоению учебного материала. За работоймыможемпоговорить о том, что волнует. Не боюсь за- давать, казалось бы, маленьким детям «взрослые» вопросы, к примеру, о том, для чего нужно искусство. Иполучаю удивитель- ные ответы—просто у них никто об этом раньше не спрашивал. Вместо нотаций — предло- жение поразмышлять. Раздража- ют оставленные грязными стеки — больше не забудут их помыть. Дотронулись до чужой работы во время сушки (на этом этапе игрушки наиболее хрупкие) — задумались о том, что не хотели бы, чтобы такое произошло с их фигуркой. Елена Соболева при- знается: такие изменения в отно- шении к миру и другим не менее приятны, чем контакт с глиной. Фото Геннадия Логунова НЕ ПОДАВЛЯЙТЕ В ДЕТЯХ ТВОРЧЕСТВО. ДА, УМЕНИЕ ТОЧНО СКОПИРОВАТЬ ПО ОБРАЗЦУ ТОЖЕ НУЖНО, НО РЕМЕСЛО ТОЛЬКО ТОГДА НАЧИНАЕТ ПРЕВРАЩАТЬСЯ В ИСКУССТВО, КОГДА В НЕМ ПОЯВЛЯЕТСЯ ТВОРЧЕСТВО. К ТОМУ ЖЕ ТВОРЧЕСТВО — ОСНОВА ЛЮБОЙ ПРОФЕССИИ Елена Соболева
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz