Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Вера 26 № 2 (26286) СВЕЧА ГОРИТ КАК ПРЕЖДЕ В праздничные дни улицы возле Владимирского со- бора запружены сотнями иномарок, тысячи «лошадиных сил» дремлют у монастырской ограды. И все же. В главном — ничего не изменилось за века в этом маленьком и одновременно большом городе. Сюда едут за духовной поддержкой, едут «к Тихону», к святым ключам и на- моленным иконам. Получив задание редакции рассказать, как живет Задонский Богородицкий мужской мона- стырь в условиях пандемии, первым делом пошел к Тихону. Бывают случаи, когда вдруг и сразу нужно получить благо- словение священника на какое- либо дело. А батюшки рядом нет или он занят на службе. Есть выход. Как давно научили меня монахи, нужно прямиком идти к Угоднику. У его святых мо- щей и просить о своем. А после, когда спускаешься по паперти на присыпанный песочком мо- настырский двор, видишь, что вроде ничего в жизни обители и не изменилось. Неужели совсем? Жизнь продолжается Иноческая жизнь течет свои- ми берегами. В Рождественском храме, что рядом с собором, по- сле литургии служат панихиду. Работают иконная и книжная лавки, послушники спешат по своим делам, приезжие с детиш- ками возле памятника святителю в центре двора нараспев читают акафист, выбитый на постамен- те, во всех окнах горит свет. Но вот он, верный признак перемен, — у входа мало ни- щих. Западные врата закрыты для паломников. Теперь это технический проезд — только для служебного монастырско- го транспорта. Заперта и дверь, ведущая к святому источнику у подножия монастыря, — самый короткий путь. К ключу и купе- ли теперь можно пройти со сто- роны города. Сразу за монастырскими воротами с северной стороны, где главный вход в обитель, располагается паломническая служба. Обычно здесь заказы- вают экскурсию и определяют приезжих на поселение в мона- стырские гостиницы. Сегодня на двери видишь объявление, отменяющее временное прожи- вание: карантин. Еще деталь, такая привычная для прихожан этой обители, — клетки с «ни- чьими» котятами, выставленные для сердобольных граждан, в эти утренние часы стоят пустые. Тут же записка: матушка Арсения болеет, но вот ее телефон. Прямо у входа — новый ки- оск — «Монастырский чай и лекарственные травы». Была, помнится, у насельников идея — съездить в дальний сибирский монастырь, перенять опыт и начать изготовление своего, из трав, чая. Но это — в планах, а они в руках Господа. Ярко освещены киоски и столы с обычным товаром. Заме- тив незнакомцев, молодую пару, матушка у лотка приглашает: «К нам, к нам…Покупаем, у нас все освящено — иконки, свечи, пла- точки…Можно требу заказать…». Верхняя трапезная — легкая, белоснежная, просторная, все- гда оставляющая особое впечат- ление у гостей обители — сего- дня для них временно закрыта. Закрыта на карантин и часть келейного корпуса. Болели ино- ки, трудники. Были среди бра- тии и потери. На монастырском кладбище — свежие могилы. Преставились ко Господу иеро- монахи Кирилл и Аристарх, ушел батюшка Мефодий. Се- рьезно болел сам Владыка Ни- кон, но, слава Богу, поправился. На три недели монастырь закры- вался для прихожан на карантин, но для братии жизнь за заперты- ми вратами продолжалась. Од- нако она внесла коррективы в молитвенную практику. Теперь заказать требы, сорокоусты, по- дать записки можно заочно на сайте монастыря. А недавно у пользователей сайта появилась возможность установить на мо- бильные устройства приложение «Задонский монастырь». Летописцы ХХI века Еще недавно (по историче- ским, конечно, меркам) свято отеческая и вообще любая ли- тература начиналась со скрипа гусиного пера в руке монаха. Го- рела свеча, звонили к всеношной, и перо останавливало свой бег в конце строчки: «Уже бо, братие, не веселая година встала, всплескала лебединымкрыломуДонуплещу- чииБогане слышати, но токмона него уповати». А вот теперь… В восточной части обители стоит выстроенное сравнитель- но недавно здание типографии. К нему ведет ловко разметен- ная в снегу дорожка. На первом этаже — печатный цех, на вто- ром — наборный. Всюду, как и везде, иконы. Здесь проходят послушание современные ле- тописцы. Сегодня им служат компьютеры, Интернет, мобиль- ная связь, печатные машины. «Задонский Рождество-Богоро- дицкий мужской монастырь». Такую надпись можно прочитать на титульном листе акафистов, «Служебников», поучений свя- тых отцов. Все это печатают в монастырской типографии, где набор, верстка, как и положено, осуществляется на компьютерах. Только прежде чем взять в руки «мышку», послушники читают молитву. Без нее здесь невоз- можно ничего — ни планирова- ние, ни набор, ни корректура. Правда, сегодня тут всего трое: кладовщик, печатник и стар- ший —батюшка Савва. А вот по- пулярный в православном мире альманах «Задонский паломник» с цветными вкладками печатают теперь в областном издательстве и только по большим двунадеся- тым праздникам. И еще важное. Сегодня под руководством кандидата бо- гословских наук иеромонаха Гавриила в монастыре проводят- ся исследовательские работы по рукописным текстам святителя Тихона Задонского. Их цель — научное издание творений ду- ховного писателя. Прощай, печка? Какой русский не бережет в сердце такую картину: мороз, сугробы, подсвеченные из-за об- лаков солнцем, заваленные до окон снегом дома попыхивают своими трубами. Зимний пейзаж глубинной России нельзя пред- ставить без этих дымов, стол- бами поднимающихся к небу. Печка была самым древним, самым романтичным изобрете- нием человека. И в задонском монастыре сберегли печку! На заднем дворе есть помещение, Заказать требы, сорокоусты, подать записки можно заочно на сайте монастыря. А недавно у пользователей сайта появилась возможность установить на мобильные устройства приложение «Задонский монастырь». На Рождество здесь бывает особенно многолюдно. Монахи из разных монастырей, затворники лесных скитов, прихожане дальних приходов— кажется, вся православная Русь — Россия стоит у раки Угодника. Конечно, надо бы идти к этим куполам как прежде. За версту-другую отпустить извозчика, перекреститься и шагать на малиновый звон тихо, задумчиво. Но какие теперь извозчики... Александр Косякин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz