Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
Профессионалы 7 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 06 /10/ 21 Н о пока чаще всего со- циальный заказ роди- телей— дать ребенку те знания, которые они сами в свое время получили. Формулиров- ка, что школа оказывает услуги, Боева не пугает. Главное, считает молодой учитель, что урок— это территория свободы, где ребе- нок становится исследователем. Философский подход На его уроках ученики рабо- тают с видеофильмами, диаграм- мами, схемами, картами, исто- рическими документами. Могут за несколько минут сформули- ровать причины Отечественной войны 1812 года. А, например, понятие социального статуса молодой учитель объясняет на примере ананаса. На доске по- является картина XVII века, где состоятельный человек держит в руках ананас как символ обес- печенной жизни. Когда-то этот заморский фрукт был предметом роскоши. Ананас часто ставили на стол как украшение и даже арендовали. Любопытные фак- ты и креативная подача материа- ла — всегда повод для дискуссии в классе. — Я сторонник использо- вания на уроках гаджетов как инструмента для получения ин- формации. Учитель сегодня — проводник. Его задача — дать направление поиска. C ученика- ми я часто общаюсь поWhatsApp. Накидываю им в группу по пять- шесть фильмов, которые могут помочь при подготовке к уро- ку, — рассказывает Илья Боев. ВЛипецкий государственный педагогический университет его привело увлечение историей. К третьему курсу Илья понял, что хочет стать учителем. В этом ему помогли древнегреческие фило- софы Сократ и Аристотель. Са- мыми интересными периодами истории он считает Древний мир и Средние века — подальше от современности. Но что удиви- тельно: в те далекие времена лю- дей интересовали те же вопросы, что и сейчас. И покопавшись в старине, можно почерпнуть решение многих современных проблем. А своюпедагогическую философию Боев основывает на высказывании древнекитайского философа Лао Цзы: «Не прика- зывай ребенку, и он станет собой, а не тобой». Человек, которому с детства разрешают иметь свою точку зрения, а не принимать на- вязываемую, мыслит более ши- роко. Педагогика ценностей — Мы должны усвоить: если у ученика нет интереса и стиму- ла, если он не понимает, что сво- боден в изучении всего, что ему важно, мы его ничему не научим. Современные «олимпиадники», так называемые «сильные дети», мотивированы не внешне — ро- дителями и педагогом, а внутрен- не. Учителя должны следовать не педагогике-цели — «вот это нужно выучить», а педагогике ценностей, где ребенок прежде всего уникальная личность, — объясняет Илья. С каждым годом в россий- ском образовании появляются новые концепции. Если раньше это были авторские школы, то сейчас — глобальные теории, которые предполагают компе- тентностный подход. В школе, где работает Боев, преподавате- ли разделяют концепцию лич- ностного развития ребенка. Она предполагает формирование универсальных навыков, без ко- торых в современном мире не обойтись. Например, коммуни- кации или критического мыш- ления. — Мы понимаем, что наши выпускники могут сменить за свою жизнь десяток специаль- ностей. Поэтому у них должны быть универсальные компетен- ции, — считает Илья Боев. — При этом нужно следовать глав- ному — наши дети должны быть добрыми и уметь сопереживать другим. Сейчас есть социальный заказ на знания. Точнее — на хороший результат ЕГЭ. Креа- тивность и воспитание уже по- том. При этом школу упрекают в том, что она перестала вос- питывать ребенка. Это не так. На каждом уроке истории мы знакомим учеников с выдаю- щимися личностями. Я считаю, пробел в знаниях человек может восполнить, наверстать позже, а вот моральные качества должны закладываться, пока он учит- ся, — убежден Илья. Он сторонник педагогики сотрудничества, где взаимо- действие с воспитанниками идет на основе учебы без принуждения, сво- бодного выбора. В большинстве россий- ских школ гуманное образование — всего лишь теория. Пересили- вает социальный стереотип, что человек должен быть успешен в выбранной раз и навсегда про- фессии и работать в ней годами. Образование в поиске Современный учитель дол- жен уважительно относиться к ученикам. Не повышать голос, а договариваться, считает Илья. — Чаще всего в случае кон- фликта я задаю ученику один вопрос: а ты готов встать на место обиженного? Убежден, что только аргументирован- ный разговор, психологический «разбор полетов» может решить проблему. Никакого давления на учеников. Несмотря на то, что сейчас время индивидуалистов и эгоистов, я стараюсь сплотить класс, — рассуждает учитель. По мнению Ильи, сейчас образование в поиске и предла- гает множество концепций. Например, можно пойти по пути семейного обучения, когда родители выбирают образова- тельную платформу сами, и в результате выпускник поступа- ет в престижный вуз. А может произойти так, что «семейный школьник» окажется не социа- лизирован и не сможет полно- ценно применить свои знания. В будущем — центры притяжения — Должно быть разнооб- разие в образовательных плат- формах. И не только в школе. Увлеченный «технарь» может получать знания еще и в «Кван- ториуме». Интересно участие в суперолимпиадах — пожалуй- ста. Таких «точек роста» долж- но быть много, — уверен Илья. А вот к ди- станционному образованию учитель от- носится кри- тично. — Это обучение для сложив- шейся личности, которая заин- тересована в нем. В школе оно должно быть минимальным, как вынужденная мера, — считает педагог. — Финская школа входит в топ-3 самых лучших образова- тельных систем мира. Такая аль- тернативная версия нужна и для нашего образования, — считает Илья. Школа — не завод, на кото- ром вытачиваются идеальные детали. Педагогика, по мнению Боева, сродни земледелию. Ростки хорошо пробиваются на возделанной почве. И он ста- рается на своих уроках быть хорошим «агрономом». Про- водит с учениками классные часы. Чаще всего их тема — познание самого себя. Без этого не бывает внутренней свободы. Фото Сергея Авилова, из архива Ильи Боева Я СТОРОННИК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ГАДЖЕТОВ КАК ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ. УЧИТЕЛЬ СЕГОДНЯ — ПРОВОДНИК. ЕГО ЗАДАЧА — ДАТЬ НАПРАВЛЕНИЕ ПОИСКА. C УЧЕНИКАМИ Я ЧАСТО ОБЩАЮСЬ ПОWHATSAPP Илья Боев МОЛОДОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СЧИТАЕТ ФИНСКУЮ ШКОЛУ, ГДЕ ДЕТИ УЧАТСЯ БЕЗОЦЕНОЧНО ДО ШЕСТОГО КЛАССА, БЛИЗКОЙ К ИДЕАЛЬНОЙ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РАБОТАЮТ ПО СВОИМ МЕТОДИКАМ АВТОНОМНО. ФИНСКИЕ УЧЕНИКИ ТОЖЕ СДАЮТ ИТОГОВЫЙ ЭКЗАМЕН. НО В ОБУЧАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ ЭТО НЕ ГЛАВНОЕ. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС НА ПРИМЕРЕ АНАНАСА УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ШКОЛЫ № 2 ИЛЬЯ БОЕВ СТОРОННИК ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ — КОГДА УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК СОТРУДНИКИ. ОН УВЕРЕН, ЗА НЕЙ БУДУЩЕЕ. Дарья Шпакова Илья Боев работает в школе, где преподаватели разделяют концепцию личностного развития ребенка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz