Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
Вера ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 26 № 11 7 (26401) 2 7 сентября православный мир почтил Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Этот праздник установлен в память обретения Креста Спасителя, которое, согласно церковному преданию, произошло в 3 2 6 году в Иерусалиме возле горы Голгофы. Наталья Сизова П осле Евангельских собы- тий римские императо- ры-язычники старались полностью уничтожить все, что напоминало о священных ме- стах, где пострадал за людей и воскрес Господь Иисус Христос. Император Адриан приказал за- сыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище боги- ни Венеры и статую Юпитера. Язычники, собираясь на это ме- сто, совершали жертвоприно- шения. Триста лет забвения Однако через 300 лет ве- ликие христианские святы- ни — Гроб Господень и Жи- вотворящий Крест — были Тропарь Воздвижения Креста Господня Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. КРЕСТ — НАШЕ СПАСЕНИЕ ОСНОВА ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ Александр Дорофеев, духовный попечитель Елецкой православной гимназии, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы: — Почему праздник Воздви- жения Креста Господня так почи- тают христиане?Потому чтоКрест Христов — это наше спасение, величайшая духовная святыня. Церковь учит, что ипередВторым Пришествием Спасителя Крест будет сиять на небе, видимый со всех сторон. Крест — основа на- шей веры. Крестом Господь спас род человеческий от гибели, от дьявола. Кто верит в это — спаса- ется, ктоне верит—осужденбудет. Апостол Павел святое Евангелие называет «словом о Кресте», ко- торое «для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, —сила Божия». (1Кор. 1:18) Но почему все же Крест оста- ется главным символом христи- анства? Кто-то видит в нем лишь страшное орудие убийства. На Востоке крестная казнь всегда считалась одной из самых тяж- ких, страшных видов казни. Че- ловек, приговоренный к кресту, мучительно умирает от удушья. Преодолевая вес собственного тела, раздираемого гвоздями, он должен приподниматься на этих гвоздях, чтобы вдохнуть немного воздуха. Выбор не велик: либо ты задыхаешься, либо испытываешь страшную боль от ран. Но по Своему смирениюГосподь пошел на такую жертву ради всех нас! Можете себе представить силу этой любви к людям? Святые отцыговорят, что в тот момент, когда Иисус распростер рукинаКресте,ОнудерживалАн- гелов от того, чтобы они не разо- рвалина частивсехЕго гонителей. В любом случае если бы после Распятияне былобыВоскресения Христа, вера наша была бы тщет- на. В этомодна из тайнБожиих. Когда Понтий Пилат предла- гал народу сделать выбор: Хри- ста отпустить или Варавву, кого выбрали люди? Разбойника и убийцу Варавву. Он оказался нам ближе. Поэтому зачастую мы сами живем как разбойники. Но есть разбойник благоразум- ный, который на кресте раскаял- ся: «Достойное по делам своим приемлю, помяни мя, Господи, воЦарствии Твоем», и заслужив- ший Рай по милости Спасителя. А есть разбойник, распятый на кресте ропота, отчаяния, уныния, богохульства, который погиб и для этойжизни, и дляВечной. На кого будем равняться мы? Не зря мученики Христовы свидетельствовали, что они не испытывают той боли, которую испытывают неверующие. Их боль уже взял на себя Христос. Когда у человека живая вера, то даже в скорбных и страшных об- стоятельствах своейжизни он ви- дитПромысел Божий, буквально чувствует Бога рядом, понимает, что эта скорбь нужна для спасе- ния души. Вспомните маленьких мучениц Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию, как могли они вытерпеть такие муки? Казалось бы, это не возможно. Но они были со Христом, и это объяс- няет все! Объясняет то, чего не могли понять их мучители. Вместе с тем не стоит самому нарываться на мучения и гоне- ния — это гордыня и безрассуд- ство. Но если Господь попустил страдание, с Ним и нужно оста- ваться до конца. По учению Церкви, никакое страдание на земле не сравнится с вечными муками в аду. Если человек при жизни терпит скорби со смире- нием, с осознанием собственной греховности, с надеждой и теплой молитвой к Богу, то страдания тут же уменьшаются, Господь сразу отнимает боль. И напротив, если человек живет благополучно, не испытывает страданий, но при этом тяжко грешит, мучает дру- гих, о таком говорят, что Господь отвернулся от него. Обо всем этом полезно по- рассуждать в великий праздник Воздвижения Честного и Жи- вотворящего Креста Господня. Праздник этот постный, строгий, но мера поста у каждого своя. Главное, что нужно помнить — не стоит развлекаться в этот серьезный день, петь, плясать, гулять. Если мы ограничим себя в чем-то Христа ради, это будет полезно для нашего спасения. вновь обретены верующими и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостоль- ном императоре Константине Великом, первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. В 313 году он издал Миланский эдикт, по которому христианская рели- гия была узаконена. Одержав- ший в трех войнах победу над врагами, равноапостольный Константин видел на небе Бо- жие знамение — Крест с над- писью: «Сим победиши». Пра- витель всей душой пожелал отыскать Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Он направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену, с письмом к патриарху Иерусалимскому Макарию, а тот благословил отыскать свя- тыню. Покойник ожил Долгое время поиски были безуспешны. Царица Елена, попутно уничтожая языческие капища, повсюду расспраши- вала о Спасителе христиан и иудеев. Наконец, старый еврей Иуда сообщил, что Крест зарыт под капищем Венеры. Разрушив его, начали копать землю и об- наружили вначале Гроб Госпо- день, а неподалеку от него— три креста, дощечку с надписью, сделанную по приказу Пилата, и четыре гвоздя, пронзавшие тело Господа. Чтобы узнать Христов Крест, патриарх Макарий по- очередно возложил кресты на покойника. От прикосновения Креста Господня умерший ожил, а потрясенный народ благого- вейно воскликнул: «Господи, помилуй!», кланяясь Честному Древу. Случилось в это время и дру- гое чудо: исцелилась от Креста тяжелобольная женщина. А ста- рец Иуда, показавший место, и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Кре- щение. Иуда стал Кириаком, в последствии был рукоположен в сан епископа Иерусалимского и принял смерть за Христа в цар- ствование Юлиана Отступника. А святая царица Елена по- сле обретения Креста Господ- ня основала 80 храмов в местах, связанных с жизнью Спасителя. Но самым главным сооружением стал всемирно известный храм Воскресения Христова, вклю- чавший в себя Гроб Господень и Голгофу, строившийся десять лет по повелению императора Константина в Иерусалиме. Величественный храм был освящен 13 сентября 335 года, а на следующий день было уста- новлено празднование Воздви- жения Честного и Животворя- щего Креста Господня. В этот же день христиане также отмечают чудесное воз- вращение Креста из Персии в Иерусалим, после 14-летнего пленения персидским царем Хозроем. Но греческий импе- ратор Ираклий победил Хоз- роя. Когда в царском венце и порфире он нес Крест в храм Воскресения, путь ему прегра- дил Ангел, и император не мог сдвинуться с места. Тогда Ира- клий снял порфиру и венец и в простой одежде, в уничижен- ном виде, беспрепятственно внес Крест Христов в иеруса- лимский храм. Крест по жизни несет каждый человек. Только что он выберет в конечном итоге? Можно страдать бесплодно, проклиная все и всех. Но когда мы страдаем ради Христа, то крест становится легким, потому что Сам Господь в Евангелие сказал: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz