Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

холсте Серафим Тихомиров за- печатлел пейзаж с одной из са- мых известных достопримеча- тельностей Липецка — храмом Преображения Господня. Пейзаж с секретом Эту церковь в начале ны- нешней улицы Папина по- строили в 1824 году, и она оставалась единственным дей- ствующим храмом в этой ча- сти города до 1937 года, когда властям все же удалось закрыть кладбищенский храм и репрес- сировать многих из служивших в ней священников. Некоторое время в его стенах размещалась бондарная мастерская Липец- кого промкомбината. Но уже в 1943 году прихожане обра- тились в горсовет с просьбой о возвращении церкви верую- щим. — Хотя картина не дати- рована, можно предположить, что дед написал ее сразу после возвращения храма в лоно пра- вославной церкви, примерно в 1946–47 году, — говорит Сер- гей Тихомиров. — Серафим Андреевич тогда занял пост главного архитектора Липец- ка. Этот храм — особенный для нескольких поколений липчан. Вновь открывшаяся сразу после войныПреображенская церковь более сорока лет была одним из двух действующих в Липецке, и именно в ней многие горожане когда-то приняли святое креще- ние. Как у любого старого произ- ведения искусства есть свой секрет и у найденного полот- на Тихомирова. Председатель областного краеведческого общества Александр Клоков обратил внимание на ряд несо- ответствий архитектурных осо- бенностей изображенного на картине храма с его реальным прототипом. — Прежде всего бросается в глаза, что колокольня храма на полотне гораздо выше, чем она есть на самом деле, — гово- рит Александр Клоков. — Также слишком низко расположен на картине восьмерик храмовой части церкви. Есть и другие отличия, которые заметны на фотографиях, сделанных в то же время, когда, как предполага- ется, создавалась картина. Воз- можно, что Серафим Андреевич делал ее не с натуры, а по памя- ти. Но, скорее всего, живопи- сец Тихомиров взял верх над на Тихомировым-архитектором, и церковь предстала на полотне такой, какой ее увидел именно художник. Строил город-сад В любом случае, найденное полотно представляет несо- мненную историческую и кра- еведческую ценность, являясь и документом времени, и худо- жественным высказыванием. При непосредственном участии автора картины началось преоб- ражение Липецка из провинци- ального города в крупный об- ластной центр, каким мы видим его сегодня. Серафим Тихомиров родился 9 июля 1911 года в Усмани, в се- мье священника. Заочно учился в Московском институте инже- неров коммунального строитель- ства, закончив его в 1939 году по специальности «промышленное и гражданское строительство». Работать начал чертежником- конструктором в Липецком отделении Воронежского треста «Облпроект». В октябре 1941года Тихомирова призвали в ряды Красной Армии. Служил в инженерных войсках. В составе инженерно-минного батальона прошел от Саратова до Праги. Был награжден боевыми ордена- ми и медалями. —Вкачестве трофея сфронта капитан Тихомиров привез пачку открыток с видами Праги, Бу- дапешта, Вены и других городов Европы, — рассказывает Сергей Тихомиров. — Здания, площади, улицы. Людей почти не видно, только архитектура. Что еще важнее для настоящего инжене- ра-строителя, архитектора! По- мню, как бабушка попрекала эти- ми открытками дедушку: «Кто-то материю, ковры, шубы, золото привез, наконец! А ты что?» С февраля 1946 по 10 ноября 1957 года Серафим Тихомиров был главным архитектором Ли- пецка, потом еще 14 лет работал старшим архитектором в управ- лении главного архитектора. Под его руководством в Липецке по- строена административная пло- щадь со зданием Дома Советов и памятником Ленину, террасы со стороны Соборного спуска к Комсомольскому пруду, новое здание драматического театра. А также Коммунальная площадь со стадионом, ансамбль застройки улиц Ленина, Зегеля, Советской, Первомайской и других. Появи- лись Дома культуры строителей, Тракторного завода, клубы заво- дов «Свободный сокол» и Студе- новского рудоуправления; дам- ба и мост через реку Воронеж, комплекс зданий институтов стали и сплавов и педагогиче- ского. Десятки других городских построек и общественных про- странств. — Годы с 1946 по 1971 были для дедушки временем обновле- ния и преображения Липецка, — говорит Сергей Тихомиров. — Он, архитектор-фронтовик, мечтал создать город-сад, новый Липецк. И воплощал эту мечту в реальность. Все эти годы он не расставался с фотоаппаратом и фотографировал обустраива- ющийся под его руководством город. Сделанные им снимки стали раритетом и хранятся в областном архиве. А многое из когда-то спланированного Се- рафимом Тихомировым стало настоящим города Липецка. Фото Павла Острякова и из архива Сергея Тихомирова И мя автора пейзажа хо- рошо знакомо старожи- лам, историкам-краеве- дам и специалистам в вопросах градостроительства. С 1946 года Серафим Тихомиров более чет- верти века создавал привычный нам облик центральной части Липецка в должности сначала главного, а затем старшего архи- тектора города. Раритет из подвала Помимо основной работы, Серафим Андреевич увлекался фотографией и живописью. —Все стены его дома на ули- це Первомайской были завеше- ны картинами, — вспоминает внук архитектора, известный ре- жиссер документального кино Сергей Тихомиров. — В конце 60-х годов прошлого века деду выделили квартиру в доме на улице Пушкина. При переезде коллекция работ значитель- но сократилась. После смерти Серафима Андреевича в 1977 году, картины разошлись по родственникам, многие из ко- торых не видели в них никакой ценности. Некоторые полотна увезли в другие города, и даль- нейшая их судьба неизвестна. Большинство работ, по всей видимости, безвозвратно поте- ряны. Пожалуй, единственную на сегодняшний день в Липецке картину прославленного липец- кого градостроителя его внук обнаружил совершенно случай- но, оказавшись в подвале того самого дома на Пушкина. По- следующие владельцы квартиры подсобным помещением поль- зовались не слишком активно, и среди скопившегося за несколь- ко десятилетий хлама Сергей отыскал с детства знакомое ему полотно. Несмотря на то, что в под- вале картина пролежала более сорока лет, она оказалась в от- личном состоянии. Маслом на Ретроспектива ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 27 27 / 01 /21 ЧУДЕСНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ СЧИТАВШЕГОСЯ БЕЗВОЗВРАТНО УТРАЧЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА В НАШИ ДНИ НЕ ЧАСТО, НО ВСЕ ЖЕ СЛУЧАЕТСЯ. В НАЧАЛЕ ГОДА ТАКОЕ СОБЫТИЕ ПРОИЗОШЛО И В ЛИПЕЦКЕ, ГДЕ НАШЛИ КАРТИНУ КИСТИ СЕРАФИМА ТИХОМИРОВА. Александр Гришаев КАРТИНА ЭПОХИ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ХОТЯ КАРТИНА НЕ ДАТИРОВАНА, МОЖНОПРЕДПОЛОЖИТЬ, ЧТОДЕД НАПИСАЛ ЕЕ СРАЗУ ПОСЛЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ ХРАМА В ЛОНОПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, ПРИМЕРНО В 1946-47 ГОДУ. ВНОВЬ ОТКРЫВШАЯСЯ СРАЗУ ПОСЛЕ ВОЙНЫПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ БОЛЕЕ СОРОКА ЛЕТ БЫЛА ОДНОЙ ИЗ ДВУХ ДЕЙСТВУЮЩИХ В ЛИПЕЦКЕ, И ИМЕННО В НЕЙМНОГИЕ ГОРОЖАНЕ КОГДА-ТОПРИНЯЛИ СВЯТОЕ КРЕЩЕНИЕ Сергей Тихомиров Серафим Андреевич Тихомиров Картину своего знаменитого деда Сергей Тихомиров представил в одной из художественных галерей Липецка

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz