Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Балансмежду спортом и творчеством Мама будущей художницы удивлялась, как непоседливая дочь, серьезно занимавшаяся лыжными гонками, могла на долгое время углубляться в рисо- вание. — В старших классах я ко- лебалась, какую профессию выбрать. Занимаясь лыжными гонками, я стала кандидатом в мастера спорта. Но душа стреми- лась к творчеству. Поэтому по- сле школы поступила на курсы художников-оформителей, а со временем с отличием окончила и художественно-графический факультет ЛГПУ. При этом спорт никогда не бросала, мы с мужем любим волейбол, настольный теннис, бегаем на лыжах. Дет- ское объединение я назвала «Гар- монией», потому что считаю, в личности должны быть сбалан- сированы физическое, духовно- нравственное и эстетическое состояние, —поясняет педагог. Перед тем как начать препо- давать, Татьяна несколько лет за- нималась росписью дымковской игрушки, а затем и лаковой ми- ниатюрной живописью, писа- ла иконы. Мастер рассказыва- ет, что в 2000-е эту продукцию охотно покупали иностранцы. — Многие тогда делали эти вещи на поток, порой настоящие народные мастера даже обижа- лись на ремесленников. Но я в каждую свою вещь вкладывала душу, корпела над ней, все мои работы были авторскими. Это- му теперь учу и ребят: изучать материал, соблюдать традиции, — поясняет педагог. В учебном комбинате Татья- на освоила также иконопись. Это художественное направле- ние подтолкнуло к вере. —Я росла в православной се- мье, в доме всегда висели иконы. Мои бабушки и дедушки были людьми воцерковленными. Даже в советское время носили кре- стики. А когда я начала изучать иконопись, то сама прониклась верой и тоже пришла в храм. Чтобы по-настоящему писать иконы, нужно и пост соблюдать, и к Богу обращаться за помо- щью. С молитвой любая работа ладится, всегда приходит вдохно- вение, —поясняет мастер. Благодаря вере началась и педагогическая практика Татья- ны Алексеевны. Она привела в воскресную школу своих детей, а затем и сама стала там препо- давать, обучать ребят мастерству. Как рождаются сюжеты Татьяна Соколова — человек разносторонний, помимо творче- ства и занятий спортом она увле- кается разведением растений. Долгие годы занималась цветоч- ным бизнесом. Но эти интересы затмило увлечение берестой. —Однажды в гостях у сестры я увидела картину, созданную Еленой Бородиной. На бересте был нарисован храм. У меня просто дух захватило от такой красоты, будто молнией удари- ло. Это была любовь с первого взгляда! Я попросила сестру по- знакомить с художницей, взяла мастер-класс. Дальше уже стала развиваться в этом направлении, изучать, читать, знакомиться с другими мастерами. Постоянно участвую в различных ярмарках, выставках, фестивалях, — пояс- няет Татьяна. В отличие от лаковой ми- ниатюры работа с берестой это не очень затратный процесс, да еще и экологически чистый, по- лезный для здоровья. Здесь не требуется дорогих материалов, достаточно подручных средств, а выходят настоящие шедевры, которые волнуют душу. —Материал собираю с упав- ших берез в лесах и парках. Ни одно растущее дерево при созда- нии моих картин не пострадало! Мы с ребятами даем березкам вторую жизнь, — отмечает Та- тьяна. Собирать бересту можно с ранней весны до первых замо- розков. Но есть и особенности в сборе материала. Только что упавшие деревья не годятся, срезать с них кору очень сложно. Для сбора бересты подходит де- рево, которое полежало год-два. — Кора как будто дышит и легко отходит. Ножом я вырезаю полотна разных размеров и сни- маю их. Далее нужно очистить их от грязи и пыли, лучше прямо на месте. Когда береста готова к работе, для жесткости закреп- ляю ее на картоне. Желательно сразу вставить в рамку, так легче выстроить композицию рисун- ка, — раскрывает она секреты мастерства. Художница поясняет, что сюжеты рождаются уже в про- цессе работы в зависимости от фактуры бересты. Березка сама подсказывает их. — Рисую то, что ассоцииру- ется с моей малой родиной — пейзажи, православные храмы, животных и птиц: лошадей, оле- ней, сов, соколов, —рассказыва- ет Татьяна. Главное — спокойствие По словам педагога, рисовать на бересте несложно. Если есть навыки изобразительного искус- ства, то получится с первого раза. Так, на мастер-классах участники сразу могут создать картину. По фактуре материала бере- ста напоминает картон. Сначала делается набросок карандашом, потом добавляются краски— ак- варель, гуашь, темпера. —Главное, впериодработы— внутреннее спокойствие. Бере- ста нервных не любит! Счита- ется, что береза вбирает в себя отрицательную энергетику, — отмечает художница. Несмотря на то, что детям она преподает и другие направ- ления изобразительного искус- ства, большинство ребят тянутся именно к бересте. —Видят результат и вдохнов- ляются. Летом я работала в лаге- ре «Елочка» с детьми-сиротами с ограниченными возможностями здоровья. Многие отказываются заниматься чем-то другим, кро- ме бересты, есть в ней какая-то особая притягательность, успо- каивающая и вдохновляющая ребят, — отмечает педагог. Большую роль играет и под- держка семьи. Супруг Сергей — инженер, но у него отличный художественный вкус. Он часто подсказывает жене, как развить сюжеты, помогает добывать бе- ресту. Хорошо рисуют и дети Та- тьяны. Фото Ольги Беляковой Увлечение росписью на бересте для липчанки Татьяны Соколовой как любовь с первого взгляда. Долгие годы художница занималась лаковой миниатюрой, а теперь создает атмосферные картины на основе природного материала. МАТЕРИАЛ СОБИРАЮ С УПАВШИХ БЕРЕЗ В ЛЕСАХ И ПАРКАХ. НИ ОДНО РАСТУЩЕЕ ДЕРЕВО ПРИ СОЗДАНИИМОИХ КАРТИН НЕ ПОСТРАДАЛО! МЫ С РЕБЯТАМИ ДАЕМ БЕРЕЗКАМ ВТОРУЮЖИЗНЬ Татьяна Соколова № 111 (26395) Шкатулка ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 24 К аждая ее работа напол- нена любовью к малой родине. Произведения липецкого мастера есть в част- ных коллекциях по всему миру. Особенно картины с видами рус- ской глубинки любят эмигранты. Береза на Руси во все време- на считалась деревом особен- ным: символом нашей Родины, семейной берегиней. Ее ценили не только за красоту, считалось, что дерево обладает большой це- лебной силой. Из верхнего слоя корыделали предметыдомашней утвари, обувь, украшения (обод- ки, пояски, браслеты, обереги). Она утепляла дома, лечила, по- рой даже кормила. А еще была письменнымматериаломна Руси в XI—XV веках. Берестяные гра- моты стали бесценными истори- ческими документами. Сберезой связано множество славянских обрядов и традиций. Вероятно, именно поэтому мощная энерге- тика дерева так притягивает на- родных мастеров и художников. Зов предков Татьяна Соколова не только сама создает фактурные карти- ны на бересте, но и обучает это- му детей. Сейчас она руководит объединением «Гармония», ко- торое относится к Дому детского творчества «Городской» имени С.А. Шмакова. У педагога более 40 воспитанников, которые по примеру мастера вкладывают в свои работы частичку души. Татьяна выросла в селе Ни- кольское Липецкого района, на земле своих предков, и с детства не расставалась с карандашом и кистью. Художественный вкус они с сестройНиной, которая так же преподает детямизобразитель- ное искусство, впитали от отца АлексеяСеменовичаКоролькова. Инженер по профессии, в часы досуга он пишет картины и стихи для семейной аудитории. — Тяга к творчеству нам, ви- димо, передалась от предков по отцу. Прадедыи прабабушкиКо- рольковы занимались гончарным ремеслом. Мужчины лепили ке- рамические изделия, а женщины их расписывали. Бывало, работа- ем с семьей в огороде, а я отпро- шусь ненадолго и убегаю делать сельские зарисовки. Неподалеку паслись лошади, очень любила их рисовать. Идо сих пор мои люби- мые сюжеты — это виды родной природы, православные храмы, кони, —рассказывает Татьяна. Марина Полякова КАРТИНЫ НА БЕРЕСТЕ Татьяна Соколова уверяет, что работа с берестой улучшает настроение

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz