Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

«ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 08/ 09/ 21 Вернисаж 29 ДРУГ ЕСЕНИНА Поэт и писатель Алексей Каменский родился 20 февраля 1887 года в Липецке. Его отец — выходец из крестьян, заслужил титул «Личный почетный граж- данин Липецка», занявшись ли- тературной деятельностью, сын взял псевдоним по названию род- ного города. В 1906 году в местной ти- пографии был напечатан его первый сборник стихов «На- чало». В 1909 году Алексей уехал в Петербург, где литера- турная деятельность стала его основным занятием. Перед революцией 1917 года писатель вернулся в Липецк и занялся просветительской работой. В 1924 году Каменский переез- жает в Москву, его принимают в Союз писателей. В это время он пишет не только стихи, но и прозу. Дарование Каменского было столь мощным, что его с удовольствием печатали столичные журналы «Нива», «Родина», «Вестник Европы». Сергей Есенин считал липчани- на своим другом и гордился, что их публикации соседствовали в одних сборниках. Последние годы жизни Алексей Владими- рович занимался живописью. Альбомы его рисунков хранят- ся в областном краеведческом музее. ГРУППА «МУХОМОР» Творческую династиюКамен- ских продолжил племянник Ви- талия Грибкова художник Алек- сей Каменский — член одной из знаменитых арт-групп советско- го андеграунда «Мухомор». Она существовала с 1978 по 1984 год и получила известность благодаря перформансам. На много лет опередили ми- стификации Сергея Курехина акции типа открытого письма Маргарет Тэтчер с требовани- ем освободить Мальдивские («Мухоморские») острова или походе на Ясную Поляну «в об- разах Льва Толстого». Пика известности группа достигла после выпуска в 1982 году магнитоальбома в сти- ле квазирок «Золотой диск» с абсурдными текстами, нало- женными на коллажи из песен западной и советской эстрады, оказавшего позднее влияние на творчество Егора Летова. Алек- сандр Кушнир включил «Золо- той диск» в книгу «100 магнито- альбомов советского рока». Алексей Каменский (первый слева) ХУДОЖНИК ТРЕТЬЕГО НАПРАВЛЕНИЯ В италий Грибков, можно сказать, наш земляк. Хотя художник и родился вМо- скве, детские годы он провел в Липецке. В доме бабушки, на родине матери — родной сестры поэта и прозаика Алексея Ка- менского-Липецкого. Впослед- ствии выпускник Строганов- ского училища и преподаватель МГУ часто бывал в городе метал- лургов. Дружил с липецким жи- вописцем ВикторомСоболевым, восхищался полотнами Виктора Сорокина. Искренне интересо- вался творчеством Ольги Буевой и Сергея Бугровского, которые не раз бывали в его московской квартире. С малой родины при- возили гостинцы — липецкие помидоры. Их Грибков очень любил, называя «райскими ябло- ками». При этом персональная вы- ставка Виталия Грибкова в Ли- пецке открылась после его смер- ти. Инициатором вернисажа памяти живописца «Мы жили в одномвремени» сталамуза ивдова художника, которая привезла для экспонирования больше трех десятков работ супруга. Неклассический «шестидесятник» Грибкова причисляют к чис- лу художников так называемого «третьего направления», балан- сировавшего между официаль- ным искусством и андеграундом. Он «шестидесятник», но дале- кий от классического «шестиде- сятничества». Как и для многих творческих личностей, те годы были для него временем свободы и открытости миру. Но при этом Грибков признавался, что ощу- щение свободы — кажущееся, и идеология, стереотипы, через ко- торые трудно переступить, сохра- нялись. Возможно, это определи- ло творческий путь художника: от известного авангардного интел- лектуала до «чистого» живопис- ца, намеренно отказавшегося от условного языка концептуальных экспериментов. В 1965 году он создал объеди- нение «Фикция», куда вошли мо- лодые художники и музыканты, которым были близки эстетиче- ские воззрения, провозглашенные в начале прошлого века «Груп- пой-13». Условностьизображения, нет задачи объема и ориентация на исключительно творческий акт и поиск связи с жизнью. Спустя десять лет Грибков начинает из- давать журнал «Метка по новой живописи» — единственный ор- ган московского «самиздата», по- священныйживописии ее теории. Здесь получивший фундамен- тальное академическое образо- вание в Строгановском училище и обладающий универсальными знаниями философии художник проявил себя оригинальным тео- ретиком. Киноман и ценитель красоты В собственной, отталкиваю- щейся от Анри Матисса и Миха- ила Ларионова, манере, стараясь из разных цветовых пятен со- здать гармонию, Грибков пишет портреты родных и друзей. Из- вестность же приносит цикл пор- третов кинодив: Элизабет Херли, МерилинМонро, КатринСпаак. — На вопрос: зачем вы пи- шете западных актрис, художник отвечал: «Я киноман, пишу для себя», — говорит заведующая филиалом Липецкого областного краеведче- ского музея — Художе- ственный музей имени Виктора Сорокина — Дом Мастера Надежда Шаршакова. — Художник дей- ствительно был очаро- ван их красотой, ижен- щины на его картинах загадочны и сексуаль- ны. Работал Грибков и в стиле «ню», умея точно и тонко передать «аромат женщины». Серия работ «Актри- сы» стала необычай- но востребованной, и большинство портре- тов осело в частных коллекциях. Еще одним направлением творчества художника, причис- лявшего себя к плеяде вечных экспериментаторов и свое- образному «незамеченному по- колению», стал пейзаж. Запе- чатленные им образы природы замечательно передают красоту и эмоциональную выразитель- ность самого простого, буднич- ного и заставляют вспомнить пейзажи липецкогомастера Вик- тора Сорокина. Кстати, на одной из представленных на выставке в Доме Мастера картин, напи- санной в 1962-м в Липецке, — пейзаж с местной телевизион- ной башней. Виталий Грибков умер в 2019 году на 84-м году жизни. В про- шлом году урну с его прахом за- хоронили на Преображенском кладбище Липецка, рядом с мо- гилой матери. Таким было заве- щание художника: вернуться в город своего детства и юности. Фото автора и из архива ЛОКМ В Доме Мастера открылась персональная выставка художника, представителя неофициального искусства СССР Виталия Грибкова. Александр Гришаев Автопортрет Джильола Чинкветти Выставка памяти живо- писца Виталия Грибкова «Мы жили в одно время» (16+) продлится в Худо- жественном музее имени В.С. Сорокина — Доме Мастера (ул. Ленина, 2) до 14 октября. «Катрин с мишенью»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz