Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
Образование 11 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 27 / 01 / 21 ИЗОБРЕТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ВНЕДРЯЮТСЯ НА ЗАВОДАХ НАКАНУНЕ ГОДА НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ УЧЕНИКИ ПРОФЕССОРА ЛГПУ ИМЕНИ П.П. СЕМЕНОВА- ТЯН-ШАНСКОГО ВЯЧЕСЛАВА ТИГРОВА ПОЛУЧИЛИ ПАТЕНТЫ НА ИЗОБРЕТЕНИЯ. Ольга Шкатова О диннадцатиклассница Анна Хомутинникова и пятиклассница Валерия Солопова, занимающиеся в цен- тре молодежного инновационно- го творчества «Перспектива» в педагогическом университете, получили свои первые авторские права на разработки, которые необходимы в нашей повседнев- нойжизни. По такому случаюВя- чеславПетрович, возглавляющий Липецкое отделение Всероссий- ского общества изобретателей и рационализаторов вручилшколь- ницам грамоты за активную ра- боту и творческий подход к делу. В тандеме интересней Аня нацелена на поступле- ние в вуз и вовсю готовится к ЕГЭ. В приоритете у нее точные науки. Девушка сосредоточе- на на учебе. Ей пришлось даже оставить любимое плавание. Но от занятий научным творче- ством она не отказалась, потому что, по ее мнению, они помо- гают подготовке к обучению в высшей школе. Лера тоже любит точные науки, хотя успевает на отлич- но по всем предметам. Помимо изобретательства пятиклассница занимается хореографией, худо- жественным творчеством, пла- ванием, большим теннисом. Пока она не может о п р е д е л и т ь , какое из этих у в л е ч е н и й важнее других. Надеется, что это покажет время. ЧАСТО СПРАШИВАЮТ, МОГУТ ЛИ ДЕВЧОНКИ БЫТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЯМИ? ДЕВОЧКИ — САМЫЕ ЛУЧШИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛИ. ДЕЛО В ТОМ, ЧТО ПОПРИРОДЕ СВОЕЙОНИ ИНТЕРЕСУЮТСЯ СОВСЕМДРУГИМИ ВЕЩАМИ, А НЕ ТЕМ, КАК УСТРОЕН ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, НАПРИМЕР, ИЛИ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ. ПОЭТОМУ ИХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НАМЕТОДИКЕ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ, БЫВАЮТ ОЧЕНЬ ОРИГИНАЛЬНЫМИ И НЕОЖИДАННЫМИ Вячеслав Тигров Пятиклассница Валерия Солопова получила свой первый патент, работая в тандеме с аспирантом Александром Лычагиным Работали Аня и Лера в танде- ме с наставниками — учебными мастерами Андреем Лыковым и Александром Лычагиным. Андрей учился в Липецком колледже строительства, архи- тектуры и отраслевых техно- логий, а затем в ЛГТУ по тому же профилю. А в магистрату- ру поступил в Липецкий пед- университет, выбрав направле- ние «Организация и управление инновационной деятельностью учащейся молодежи». — Уже в техникуме начал понимать, что точные науки и строительство достаточно ин- тересные мне направления, но не удовлетворяют до конца мое желание конструировать что- то новое, а не стандартное, уже кем-то придуманное, — делится молодой человек. — Поэтому я стал искать возможность расши- рить свои компетенции. Пришел к Вячеславу Петровичу, с кото- рым мы были знакомы ранее. У Александра Лычагина и без того большая нагрузка: преподает студентам основы гидравлики, теоретическую и прикладную механику, основы конструиро- вания. Свой нынешний опыт он получил на кафедре дизайна в ЛГТУ и в магистратуре педуни- верситета. Обучение в аспиран- туре — логичное продолжение его пути в науку. — Я уже довольно уверенно чувствую себя в качестве пре- подавателя и наставника, — го- ворит Александр. — Помогают этому и наши занятия с Лерой. В хозяйстве пригодится Александр Лычагин и Вале- рия Солопова получили патент на пандус. —Он предназначен для того, чтобы на лестничных пролетах многоквартирных домов дать возможность инвалидам и ма- мам с колясками перемещаться без особых усилий, — рассказы- вает наставник. — Преимуще- ством нашего пандуса являются его компактность и конфигура- ция, которая позволяет непроч- ную на первый взгляд конструк- цию сделать прочной при помощи ребер жесткости. Они образуются в процессе сборки. Пандус в разобранном виде рас- полагается вдоль стены, не зани- мая лишнего пространства. По- сле того, как он перемещается на лестничный пролет, срабатывает специальный механизм. Он стя- гивает всю конструкцию, благо- даря чему определенные участки пандуса складываются домиком, образуя ребра жесткости. Они служат рельсами для колес. Андрей Лыков и Анна Хому- тинникова работали почти год над гидравлическим генерато- ром, обеспечивающим освеще- ние здесь и сейчас. Создали в итоге экспериментальную мо- дель небольших размеров. — Наше изобретение по- могает получать энергию. По сути, это карманный генератор, хотя его можно масштабировать практически до любых разме- ров, —объясняет Андрей. —Его можно сделать и переносным, и стационарным в зависимости от потребляемых мощностей. Это устройство предназначено для временного электроснабжения — от 15 минут до часа — напри- мер, когда вдруг погас свет. Но ничто не мешает перезарядить установку, чтобы она работала дольше. Связь с производством Заведующий кафедрой тех- нологии и технического твор- чества Института естественных, математических и технических наук ЛГПУ Вячеслав Тигров в центре «Перспектива» обучает будущих руководителей детских инновационных объединений не только изобретательству, но и поиску решений творческих задач в комплексе. — Остается лишь соединить технологическое образование и производство, — убежден Ти- гров. —Для того чтобы предпри- ятия развивались, необходимо внедрять инновации, запатен- тованные разработки. На это из государственных стимулиру- ющих фондов можно получить внушительные средства. Сего- дня на производствах нет спе- циалистов-изобретателей. Их с успехом заменяют школьники и студенты, получающие патенты. По словам Вячеслава Ти- грова, в этом учебном году его подопечные наладили сотруд- ничество с 14 предприятиями региона и реализовали шесть заявок. Например, в рамках про- граммы импортозамещения для производственно-монтажной фирмы «Южный портал» ребята из «Перспективы» разработали печь, которая по теплоотдаче на порядок выше в сравнении с иностранными аналогами. Заводу светодиодной продук- ции «ИнтерЭкотехнологии» они предложили свой вариант защи- ты от попадания влаги для улич- ного светильника. На внедрение этого изобретения предприятие получило 18 миллионов рублей. В рекордно короткие сро- ки, за два месяца, студенты получили патент на авторскую разработку в области металло- обработки. По запросу завода «Профоборудование-Л» они усовершенствовали разматыва- тель рулонной стали. В результа- те на развитие производства предприятию выделили субси- дию в 20 миллионов рублей. — Это новый путь, по кото- рому мы идем благодаря взаимо- действию руководства региона, предприятий и системы образо- вания, — говорит Вячеслав Тиг- ров. — Меняется и мир вокруг нас, и технологии. Наша главная задача — обучать изобретатель- ству, учитывая запросывременни. Фото Павла Острякова Вячеслав Тигров и его воспитанники сотрудничают с 14 предприятиями
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz