Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
«ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 01/ 09/ 21 Вернисаж 29 Е й интересно жить. Инте- ресно странствовать по белу свету, удивляясь и радуясь разнообразию, много- ликости мира, где сосуществу- ют улочки и дворики детства в родном Ельце и экзотические, прокаленные солнцем страны с их потемневшими камнями, храмами, статуями богов, чьи имена так непривычны для рус- ского уха. Из реальности в фантазию Да, художницу манят про- странства и земли, далекие от ее, уроженки средней полосы России, города. Но что в кон- це концов для нас расстояния в эпоху скоростных поездов, автомобилей, самолетов? Од- нако речь в первую очередь не о географической удаленности, а о другой истории, другой ре- альности, других представлени- ях о прекрасном, воплощенных в архитектуре мечетей и пагод, растворенных в зелени, синеве неба, запах и звуках. ЕленаНенастина подтвержда- ет правоту классика: русская душа на редкость отзывчива и способна пусть не обязательно полюбить, но принять все, что кардинально не совпадает с верой, традиция- ми, пристрастиями ее предков. Художница привозит из путеше- ствий пейзажи, перемешивая в них реальное и воображаемое. Она работает словно бы по памя- ти, обобщая, не размениваясь на мелочные подробности, не забо- тясь о формальной «похожести». Но вот произведения, пропи- танные ностальгией по елецким детству и юности, все-таки по- хожи, достоверны в обыденном толковании этого слова. Они как бы выплывают из минувшего времени, осененные сдержан- ной нежностью, отмеченные мягкостью и теплотой цветовых переходов. Автору, по-моему, хочется прежде всего сохранить и передать дальше то, что живет в сердце, с чего все начиналось. Палитра цвета Зато, допустим, изображая Бухару, Ненастина отпускает на волю фантазию. И превраща- ет открывшееся ей почти в аб- страктные композиции. Пейзаж сближается с узором прослав- ленных бухарских ковров. До- тошно следовать велениям на- туры как творческая задача ее не увлекает. Она разгадывает тайны Бухары или Сербии, Марокко или Парижа, прислушиваясь к зазвучавшей лишь для нее од- ной мелодии, чтобы перевести музыку в цветовую палитру. И палитра эта гибко, послушно каждый раз меняется, а пейзажи противостоят туристскому вер- хоглядству, глянцу рекламных буклетов, да и эстетическим под- сказкам порой самых талантли- вых предшественников. Голубое Марокко. Суровая тяжесть культовых сооружений Камбоджи. Мастер передает ее с максимальной убедительно- стью. Время обтекает эти стро- ения. Они принадлежат вечно- сти и безразличны к его бегу, к любым переменам вокруг. А Париж лишен хрестоматийной яркости, праздничности. Нена- стина не спешила запечатлеть растиражированные площади, бульвары, памятники. Ее силь- нее притягивает какой-нибудь старый мост, по самой своей природе чуждый импрессио- нисткой трепетности. Париж Ненастиной будничный, по- вседневный, не сумрачный, но не праздный и не праздничный. Вообще работы художни- цы приводят на память строчку Мандельштама: «Сестры тяжесть и нежность…». А по соседству с Парижем, Египтом, Лаосом, так сказать, сразу за поворотом небольшо- го зала Галереи Назарова, где открыта экспозиция Ненасти- ной, — белые ночи Петербур- га. Город в молочном мареве, город-видение, город-сон. В славной компании знамени- тых литераторов и товарищей по ремеслу автор воспринима- ет его именно так. Державная питерская поэзия на грани и за гранью иллюзии. Вероятно, искусствоведы су- меют рассказать, какими сред- ствами достигает художница реализации задуманного. Она использует сложную авторскую технику, до которой, признать- ся, мне, обычному зрителю, нет дела. Я просто иду, смотрю и отдаюсь обаянию одаренного мастера. Я путешествую с ним по городам и весям, а заодно и по заповедным, быть может, до того неизвестным мне самому уголкам собственной души. И эти открытия стоят не меньше, чем неисчислимые чудеса и ди- ковинки всего земного шара. Фото Николая Черкасова ОБАЯНИЕ МИРА Свою жизнь заслуженный художник России Елена Ненастина сравнивает с путешествием. И вкладывает в это сравнение не прямой и не банальный смысл. Исаак Розенфельд Голубой город. Прохожие идут мимо оливы. 2017. Новгород Великий. Кремль. 2009 Ей интересно жить. Интересно странствовать по белу свету, удивляясь и радуясь разнообразию, многоликости мира, где сосуществуют улочки и дворики детства в родном Ельце и экзотические, прокаленные солнцем страны Шотландия. Солнечный денек. 2019 Елец. Синий вечер. 2017
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz