Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
БОРЦОВСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВАЖНОЗНАТЬМЕРУ. ВНЕ СПОРТАИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВБОРЬБЫ МОЖЕТОБЕРНУТЬСЯ НЕПРИЯТНОСТЯМИ. БРОСОК ПРОТИВНИКАСПИНОЙ НААСФАЛЬТИЛИУДУШАЮЩИЙ ЗАХВАТ ПРИВЕДУТ К ТРАВМАМ. ПОЭТОМУДИСЦИПЛИНА ИУВАЖЕНИЕ КДРУГИМ НЕ ЗРЯПРИВИВАЮТСЯ ВПЕРВУЮОЧЕРЕДЬ Станислав Алексеев Станислав Алексеев учит ребят уважать своих соперников Профессионалы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 4 № 10 (26294) НАСТОЯЩИЙ СПОРТСМЕН НАЧИНАЕТСЯ С ВОСПИТАНИЯ И ДИСЦИПЛИНЫ, А НЕ С ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, УВЕРЕН МАСТЕР СПОРТА СТАНИСЛАВ АЛЕКСЕЕВ. ПОЧТИ ТРИНАДЦАТЬ ЛЕТ ОН ОБУЧАЕТ РЕБЯТ ИСКУССТВУ ДЗЮДО И ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ. Михаил Зарников А лексеев преподает едино- борства в детской спор- тивной школе № 8 на Сырском Руднике. Занимаются у него ребята младшего ишколь- ного возраста, но нередко при- ходят и студенты. Заглядывают и ветераны спорта — на открытые соревнования по воскресеньям, где можно помериться силами, пообщаться с близкими по духу людьми. Путь учителя — К спорту меня приучил отец, — рассказывает Стани- слав. —Он очень любил хоккей, занимался самбо и дзюдо даже в зрелом возрасте. Меня в хок- кейную секцию записать хо- тел, но мы опоздали: прием уже закончился. А на дзюдо ребят в «Динамо» брали по- стоянно— туда-то я и попал. Спортивная карьера Ста- нислава Алексеева останови- лась на звании мастера спорта. Но оказалось, что его призва- ние — не просто участие в со- ревнованиях, а нечто большее. Когда борец начал заниматься с детьми, он понял, что ему ин- тереснее наставлять подраста- ющего человека на истинный путь, а не гнаться за титулами. — Чтобы вырастить хороше- го спортсмена, нужно вначале воспитать в нем достойные че- ловеческие качества, — считает Станислав.— Этому и посвяще- на большая часть моей работы. С чего начинает борец В спортивной школе прини- мают ребят уже в четырехлет- нем возрасте. Конечно, борьбе их сразу ни- кто не учит. Расту- щий организм еще должен окрепнуть для з а х в а тов и СОВЕТ Как найти хорошего тренера? О настоящем мастере своего дела расскажут люди. Если вы хотите записать ребенка на секцию — почитайте отзывы о школе и преподавателях в Интернете, а еще лучше — спросите у знакомых, чьи дети занимались у конкретного педагога. Конечно, не всем может нравиться учитель: одни ребята скажут, что он во всем прав, а другие — что очень строгий. Но если тренер серьезно относится к работе, то хорошего о нем вы услышите больше! бросков. Таким воспитанни- кам для начала прививают лю- бовь к физической культуре: дети учатся правильно делать разминку и растяжки, разви- вают координацию движений и привыкают к простым акро- батическим упражнениям. Но основное внимание — к их по- ведению. — Личность ребенка, его воспитание и характер — пер- вое, на что смотрит опытный тренер, когда родители приво- дят к нему будущего ученика, — объясняет Станислав. — Борьба начинается не со стойки и прие- мов, а с дисциплины. Уважение к учителю, к своей школе и вообще к окружающим людям должно быть неотъем- лемым качеством каждого дзю- доиста. — Если ребенок «на ушах стоит» во время занятий, то он и сам ничего не усвоит, и другим заниматься не даст, — продол- жает мастер. — Такое бывает, справляемся беседами, иногда с помощью родителей. Хороший тандем спортивного тренера и семьи ребенка — лучший вари- ант для воспитания. Пусть ма- лыш все кубки мира не завоюет, но хорошим человеком вырастет! Порой бывает и так, что с приходом в спортивную школу озорник меняется на глазах: вли- вается в коллектив и учится не только у тренера, но и у бо- лее рассудительных сверст- ников. — Приятно слышать от родителей, что их сын рань- ше любил побаловаться, а теперь стал серьезней и вежли- вей, —признается Станислав. — Чувствуешь в этом свою заслу- гу, осознаешь важность работы учителя. Искусство улаживать конфликты После нескольких лет об- щей физической подготовки дети приступают к изучению борьбы, попутно тренируясь в беге, плавании и спортивных играх. — Ударной техники в классическом дзюдо нет, — рассказывает Станислав Алексеев. —Но серьезных при- емов хватает и без того. И я, и мои коллеги по школе учим ребят чувствовать меру. Вне спорта исполь- зование приемов борьбы может обернуться не- приятностями. Бросок противника спиной на асфальт или удушающий захват приведут к трав- мам. Поэтому дисципли- на и уважение к другим не зря прививаются в первую очередь. Владение приемами дзю- до сродни владению оружием. Лучше не использовать его без крайней необходимости. Но если придется защищаться, зна- ние этого вида борьбы окажет немалую помощь. — Боевые искусства учат че- ловека не бояться боли, контакта с противником, —отмечает Ста- нислав. — У борца не затрясутся коленки и не обмякнут руки, если он почувствует, что дело идет к драке. Годы отработки приемов с живым партнером дают и физическую подготов- ку, и уверенность — а ее иног- да достаточно, чтобы уладить конфликт миром. Тренеры бывают разные — Одни приходят в боевые искусства для того, чтобы раз- виваться и уметь постоять за себя, другие — чтобы получить преимущество над слабыми, — говорит Станислав. — Такой человек не будет стремиться побеждать равных себе. Ему во- все не это нужно. Учеников этого типа гра- мотный тренер старается пере- воспитать в первую очередь. Научить приемам проще, а убе- дить, что самоутверждаться за счет слабых бесчестно, — зада- ча непростая. Школ и секций единоборств с каждым годом становится все больше, но вос- питанием духа занимается не каждый преподаватель. Это касается не только дзюдо, но и любого вида боевых искусств. Где-то могут новичка поставить против более опытного и силь- ного соперника, в первый же день отбивая все желание за- ниматься дальше. А где-то из него будут выращивать боевую машину, которая должна рвать- ся к победе и не думать больше ни о чем. Чем гордится мастер — Иногда работать с ребен- ком невозможно: не хочет он слушаться и уговорам не подда- ется, — говорит Станислав. — А вскоре и вовсе бросает школу. Но случалось и так, что ученик с удовольствием занимался лет семь, а потом встречался мне на улице и даже здороваться не хо- тел. Почему такое происходит, сам не понимаю. А бывает и наоборот. Один из воспитанников Станисла- ва Алексеева на занятия ходил недолго, дисциплину не соблю- дал, хотя учился в кадетском классе. —Наверно, расслабиться ре- шил на спортивных занятиях, — вспоминает тренер. — Ушел че- рез несколько лет, надоело ему. Гораздо позже он встретился мне, сам подошел поздоровать- ся, узнать, как у меня дела. Вид у него совсем другой стал — се- рьезный, подтянутый. И заметно было, что парень искренне рад нашей встрече. Значит, не зря прошли мои уроки, что-то важ- ное понял человек! Постигать науку дзюдо при- ходят не только мальчики. В младшие группы записывают и девочек лет пяти — для общего развития. А в 12 – 14 лет неко- торые девчонки сами просятся: мол, увидели борьбу по телеви- зору или были на соревнованиях у знакомых —и тоже захотелось. Отдельных секций для предста- вительниц прекрасного пола нет: их столько не набирается. Но занятия хорошо идут и в сме- шанных группах. —И мальчиков, и девочек из числа новичков мы сначала зна- комим с коллективом, помогаем освоиться и подтянуть физпод- готовку до общего уровня, — от- мечает учитель. — Некоторые сразу смотрят на то, что другие уже могут подтягиваться, ку- вырки хорошо делать, а у самих не выходит. Тогда в маленьком человеке проявляется харак- тер: одни пугаются трудностей или просто не хотят заниматься дальше, а те, кто пришел учиться борьбе, быстро догоняют осталь- ных. ФотоОльги Беляковой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz