Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Переключая каналы 20 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА № 10 5 (26389) Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» Я занервничал. Кто же он такой, Олег с фамилией целого американского го- рода? То ли блогер, то ли рэпер. В общем, выдающаяся личность. Что у них не заладилось с Айзой, бог весть. Но дело се- рьезное. Я не об Олеге Майами, а о переизбытке пустой инфор- мации, в которой тонет дей- ствительно важное и насущное. На сей счет давным-давно бил тревогу Умберто Эко, философ, культуролог, автор знаменитого романа «Имя розы». Мы, со- крушался он, разучились жить в тишине, без двух одновременно работающих телевизоров и про- водков айпада в ушах. Мы не вы- держиваем и минуты молчания. Нам все равно, о чем сообщают без умолку в эфире — о насто- ящих трагедиях или альковных похождениях поп-звезд. Особо писал Эко о странно- стях рекламы. В ней сведений о товарах и услугах практически ноль. Сплошь картинки и бес- смысленные слоганы. Произ- водится шумовой эффект, бью- щий по мозгам и заставляющий запоминать названия фирм. И ничего о реальных достоинствах продукта. Нужно загнать в под- сознание потребителей бренды. А для этого все средства хороши. Шумим, братцы, шумим Когда человек сочиняет что- нибудь в рифму, а его не хотят ни печатать, ни читать, да и к тому же обзывают графоманом, вот как бедолаге быть? Я нашел ответ: наниматься в пиар-агент- ства. Так, по-моему, многие и поступают. Иначе откуда бы вырывались с телеэкранов и неслись по всей стране от Калининграда до Кам- чатки незабываемые шедевры типа: «Если скручен индивид, спина, ноги, шея…». Конечно, обидно, что подобные плоды вдохновения уходят в народ без имени их создателей. Зато ни Пушкину, ни Маяковскому, ни Бродскому и не снилась много- миллионная аудитория, какую приобретают авторы гимнов «Эспумизану» и мази от радику- лита. Классикам остается лишь завидовать сочинителям фарма- кологического опуса: Дима пополнил запас: Гели, суспензии, мазь, Капли, таблетки, драже, Что-то из БАДов дажЕ. Смиритесь, господа, это «дажЕ» будет теперь преследо- вать вас пожизненно. Любая дурь на баннере, в телеке, в соц- сетях прилипает к нам, словно ее клеем «Момент» намазали. Не то что гладкие фразы грамотеев. А что еще рекламодателю надо? Пожаловал однажды к нам в редакцию посетитель и потре- бовал: поместите мою рекламу вверх ногами. Так ее сразу все за- метят. Ему отказали. Он обещал пожаловаться «наверх». Дескать, я плачу, мое желание — закон. На федеральных каналах, в отличие от нас, простоватых провинциальных газетчиков, с клиентами не спорят. Вверх тор- машками так вверх тормашками. «ДажЕ» так «дажЕ». Пусть будет и скрюченный индивид, и «все- могущий Теле-2 абонент, ему полностью доступен гигабайтов пакет…». Я не сомневаюсь в достоинствах рекламируемой компании. Я не о качестве услуг, я о качестве стишков. Кстати, Маяковский ведь от- нюдь не чурался придумывать рекламные слоганы. «Мы остав- ляем от старого мира только па- пиросы «Ира»». «Нигде кроме, как в «Моссельпроме». Но у не- го-то получалось звонко, неожи- данно, остроумно. Ну, ребята, раз уж вы так не умеете, изъясняйтесь презрен- ной прозой. Не насаждайте без- грамотность и дурной вкус. Их на белом свете и без вас хватает. Ах, обмануть меня не трудно… В пиар-бизнесе подвизаются не только поэты, но и филосо- фы. На днях я восхитился попав- шей мне на глаза философской максимой: «Я рекламируюсь, значит, я существую». Надо же —где-то в уголке офиса в хайтэковском стиле примостил- ся скромно новый Рене Декарт. Прежнему Декарту, математику и философу из XVII века, это в голову не приходило. Он огра- ничился признанием: «Мыслю, значит, существую». Но что ты там мыслишь, известно лишь тебе одному. А рекламный ролик возвещает о твоем существова- нии всем городам и весям. Клипы свидетельствуют не столько о безупречности гигие- нических прокладок, о чудодей- ственных свечах от геморроя, о холодильниках, где старая говя- дина превращается в молодую телятину, сколько о том, что ты и твой бизнес есть. Ты рекла- мируешь свое дело, потому как процветаешь. Тебе не проблема выбросить несколько миллио- нов, чтобы лицом фирмы стали Галкин, Киркоров, Пореченков. Вы не согласны с Умберто Эко, что «основная функция рекламы, чтобы вам запомнил- ся скетч, а не продукт»? Тогда предлагаю простенький экспе- римент. Кто жил в 90-е, до сих пор не забыл реплику из клипа про Екатерину Великую и пол- ководца Суворова: «До первой звезды нельзя». А вот что рекламировал этот са- мый анекдот? Подозре- ваю, вы напряглись. Вроде речь была о каком-то банке. Как его там? Подсказываю: «Империал». Будущий постановщик «Ночного до- зора» Бекмам- бетов насни- мал в ту пору целый сериал с Тамерланом, Чингисханом, А л е к с а н д р ом Македонским, тем же Алексан- дром Васильеви- чем Суворовым. Эти псевдои- сторические с юже т ы к банковской теме ни малейшего касательства не имели. Тем не менее «Империал» ассоцииро- вался с чем-то значительным, с легендарными персонажами. «Империал» благополучно лопнул. А бекмамбетовские ро- лики спустя годы все равно удо- стоились награды на фестивале, посвященном двадцатилетию российской рекламы. Может, в честь приближающегося ее тридцатилетнего юбилея чем- нибудь наградят и другую на- шумевшую эпопею— про Леню Голубкова и «МММ»? Чем она хуже «всемирной истории» Бек- мамбетова? Сейчас ее смотришь как трогательную повесть о до- верчивом маленьком человеке. На Леню Голубкова словно бы во сне пролился золотой дождь. Все, о чем он и мечтать не смел, само шло ему в руки. Жалко, что сны кончаются. И вместе с Голубковым в кошмарной яви проснулись тысячи подобных ему обманутых Акакиев Акаки- евичей нового времени. Таковы законы жанра. Аме- риканцы не зря говорят: «Рекла- ма — это искусство делать из полуправды целую ложь». Пиар циничен. Ведущий специалист по маркетингу, консультант «Кока-кола», «Моторола», «Эппл компьютерс» и прочих Дан Герман с гордостью делил- ся секретами своего ремесла. В чем их суть? Чтобы понять, достаточно просто просмотреть заголовки его переведенного на русский труда «Рождение брен- да». «Деньги из воздуха? Да!». «Человек слаб, и это хорошо». «Тщеславие, которое мы выби- раем». «На чем основан процесс обольщения?». «Цель, оправды- вающая средства». Уловили? Человек слаб и не слишком умен. Как же этим ни воспользоваться для манипуля- ций? Не заставить его ничего не обдумывать, не взвешивать, а импульсивно хватать все, что ему подсунут. Приобретают не товары, самодовольно объяс- няет мистер Герман, покупают бренды. Надо играть на желании людей выглядеть значительнее, успешнее, замечать на себе чьи- то почтительные или завист- ливые взгляды. Чем, к слову, сегодня вовсю промышляют блогеры, демонстрируя, до чего они крутые. У них нет реального продукта кроме собственного имиджа. Им они и торгуют. Мораль? Порядочность? Уважение к ближнему? Госпо- да, потребителей уважать не за что. С потребителями не цере- монятся. Им предлагают при- зрачное счастье оптом, в розни- цу и в придачу к планшету, джинсам или ресто- ранному блюду. А уж удовольствуемся ли мы призраками и иллюзиями, заглу- шит ли рекламный шум голос здравого смысла, зависит от нас. Ни от новых Мавроди, ни от усердных учеников Дана Германа мило- сти и пощады ждать не стоит. Фото с сайта ru.wikipedia.org КУПИТЕ СЧАСТЬЕ. ОПТОМ И В РОЗНИЦУ МЫ РАЗУЧИЛИСЬ ЖИТЬ В ТИШИНЕ, БЕЗ ДВУХ ОДНОВРЕМЕННО РАБОТАЮЩИХ ТЕЛЕВИЗОРОВ И ПРОВОДКОВ АЙПАДА В УШАХ. МЫ НЕ ВЫДЕРЖИВАЕМ ИМИНУТЫМОЛЧАНИЯ. НАМ ВСЕ РАВНО, О ЧЕМСООБЩАЮТ БЕЗ УМОЛКУ В ЭФИРЕ — О НАСТОЯЩИХ ТРАГЕДИЯХ ИЛИ АЛЬКОВНЫХ ПОХОЖДЕНИЯХ ПОП-ЗВЕЗД Умберто Эко МОРАЛЬ? ПОРЯДОЧНОСТЬ? УВАЖЕНИЕ К БЛИЖНЕМУ? ГОСПОДА, ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УВАЖАТЬ НЕ ЗА ЧТО. С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ НЕ ЦЕРЕМОНЯТСЯ. ИМ ПРЕДЛАГАЮТ ПРИЗРАЧНОЕ СЧАСТЬЕ ОПТОМ, В РОЗНИЦУ И В ПРИДАЧУ К ПЛАНШЕТУ, ДЖИНСАМ ИЛИ РЕСТОРАННОМУ БЛЮДУ. ЭТУ НОВОСТЬ НА «ПЯТНИЦЕ» АНОНСИРОВАЛИ ТАК, КАК БУДТО ПРЕДЛАГАЛИ РЕПОРТАЖ С МАРСА. ОЛЕГ МАЙАМИ ПОРВАЛ С АЙЗОЙ ДОЛМАТОВОЙ. ВЕСЬ ВЕЧЕР ПУБЛИКУ ПРЕДУПРЕЖДАЛИ: СЕНСАЦИОННЫЕ ПОДРОБНОСТИ — В ЧАС НОЧИ. НЕ ВЗДУМАЙТЕ ВЫРУБИТЬ ТЕЛЕВИЗОР И УСНУТЬ! Писатель Умберто Эко: Основная функция рекламы в том, чтобы вам запомнился скетч, а не продукт

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz