Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Образование 7 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 01 / 09 / 21 В ПЕРВЫЕ ДНИ МЫ ПРИГЛЯДЫВАЕМСЯ ДРУГ К ДРУГУ, СТАРАЕМСЯ ПОДРУЖИТЬСЯ. Я ИЗУЧАЮ ХАРАКТЕРЫ РЕБЯТ, ДАЮИМ ИГРОВЫЕ ТЕСТЫ, ПРОШУ НАРИСОВАТЬ СВОЮСЕМЬЮ, ЛЮБИМЫЕ ЗАНЯТИЯ Елена Гагарина ПЕРВОКЛАССНОЕ НАСТРОЕНИЕ Как помочь ребенку адаптироваться к школьной жизни? Какие трудности возникают у детей и их наставников на первом году обучения и как с ними справляться? Марина Полякова О б этом рассказала учитель начальных классов ли- пецкой гимназии №64, педагог с 41-летним стажем Еле- на Гагарина. День знаний для первокла- шек и их родителей—особенное и очень волнительное событие. 1 сентября — это точка отсчета долгого и непростого учебного пути. Во многом именно от роди- телей и учителей зависит, будет ли ребенок с радостью ходить в школу или станет через силу усваивать новые знания. Не важно, научился ли он к перво- му классу читать или считать, главное — это настроение, с ко- торым ученик приходит на заня- тия, считает Елена Евгеньевна. В этом году она взяла под свое крыло сразу два класса — пер- вый и третий. Знакомство с но- вичками всегда волнительно и для самого учителя. — В первые дни мы пригля- дываемся друг к другу, стараемся подружиться. Яизучаюхарактеры ребят, даюимигровые тесты, про- шу нарисовать своюсемью, люби- мые занятия.Потомразбираюсь в их рисунках с помощью психоло- га. Ребята все разные, если кто-то плачет в первые дни — успока- иваю. Кто-то пока не настроен на учебу, любит поболтать. Это тоже хорошо.Поначалу главное— влиться в коллектив, приобрести друзей, —уверена педагог. Соблюдать режим Чтобы не было проблем с настроением, важно соблюдать режим дня. И это главный совет родителям. — Дети должны ложиться спать не позднее 21.00 – 21.30. Если ребенок не выспался, то дремлет за партой, ему не до уче- бы. Когда у него не получаются задания, он может неожиданно заплакать. Нельзя опаздывать, нужно приходить минут за 10 до начала урока. Ребенку нужно познакомиться с одноклассни- ками, пообщаться, подружить- ся. Если он хорошо чувствует себя в коллективе, то и учиться легче, — поясняет Елена Евге- ньевна. Нельзя забывать про пита- ние. Если малыш привык пере- кусывать чипсами и шоколад- ками, то вероятно обострение панкреатита, а, соответственно, пропущенные дни и отставание в учебе. В целом режим дня должен быть простым, но стабильным— пришел из школы, пообедал, поспал, почитал, погулял. Мно- гие дети посещают кружки или секции, но это не должно быть в тягость. — Бывает, записали пер- воклашку в музыкальнуюшколу, но не пошло — его это тяготит. Нельзя наказывать уроками! Каникулы даются, чтобы ребенок отдыхал, укреплял здоровье, помогал по дому и читал, но не через силу, а с целью познания. Не стоит насильно заставлять заниматься тем, что не нравится. Пусть пробует разное, ищет то, что по душе, — считает учитель. Проблемы в семье становят- ся и проблемами учителя, и пе- дагог не забывает напоминать об этом родителям. Ведь ребенок как зеркало отражает семейные неурядицы. Если дома спокой- ная атмосфера, то и в школе не будет нервозности. Для того чтобы дети подру- жились с одноклассниками, в школе вместе отмечают дни ро- ждения, водят хороводы. Еле- на Евгеньевна охотно ходит со своими учениками в кино, му- зеи, ездит на экскурсии. Гово- рит, что именно в неформальном общении дети по-настоящему раскрываются и начинают до- верять учителю и друг другу. А доверие — это самое важное в работе с детьми. Знания важнее отметок Как видим, на первом месте для опытного педагога — добро- желательная атмосфера в классе. А как же хорошая учеба? — Важно настроить на нее ребенка. Способности у всех разные, успеваемость тоже. Возможно, из школьных серед- нячков вырастут знаменитые ученые, писатели, спортсмены. Нужно поддержать в ребенке уверенность в своих силах и не заниматься критиканством—ни учителям, ни родителям. А если в классе дружная атмосфера, то сами дети начинают помогать друг другу, — поясняет Елена Евгеньевна. В прошлом году класс Гага- риной стал одним из первых, кто поддержал инициативу по отме- не отметок и домашних заданий. Сейчас такие классы появились и в районах области. Елена Евгеньевна говорит, что отметки— далеко не главное в учебном процессе. — От двоек-троек у детей только руки опускаются. Успехи своего ученика любой педагог может оценить и без них. У нас привыкли получать оценки для кого-то, к примеру, чтобы ро- дителей порадовать, добиться от них поощрения. А мне важно дать знания и проводить работу над ошибками до тех пор, пока ребенок не улучшит результа- ты. Дети уже не дразнят друг друга из-за двоек, а, наоборот, помогают одноклассникам ис- правлять ошибки. Ученик видит свои достижения, мы хвалим его за успехи, появляется сти- мул. Это более сложная работа, чем просто выставить тройку или пятерку, — говорит педагог- новатор. Чтобы родителям было про- ще разобраться в успеваемости своего ребенка и видеть реаль- ную картину, учитель ввела по- нятную для мам и пап 100-балль- ную систему оценивания. Баллы ставятся в электронном журна- ле, но сами дети их не видят. От них требуется только исправить недоработки. Домашние задания в классах Гагариной носят рекомендатель- ный характер. Учитель просит родителей не заставлять ребят их выполнять. Однако школьни- ки все равно приходят с готовой работой, чтобы не отставать от других. Также Елена Евгеньев- на убеждает мам и пап не делать уроки за ребят. Пусть ученик ошибется, что-то не решит, но выполнит сам. «Буквы разные писать» Очень важно работать в на- чальной школе над почерком, от этого зависит общая гра- мотность. Умение писать раз- борчиво помогает и учителю, и самому ребенку видеть свои ошибки. Каллиграфия также вырабатывает усидчивость, ак- куратность, внимание. Еще один важный совет ро- дителям — ни в коем случае не превращать учебу или чтение в наказание. Это прямой способ отбить жажду к получению но- вых знаний. Нужно обсуждать книги в семье, делиться мнени- ями, тогда и ребенок заинтере- суется. — Как-то одна мама пожа- ловалась мне, что очень любит читать, а ее дочка вообще не берется за книги. Я спросила у девочки, почему так? Та говорит, что не видела, чтобы мама увле- калась чтением. Оказывается, та читала ночами, ребенок даже не знал о любви мамы к литерату- ре, — вспоминает Елена Евге- ньевна. Был еще случай на кани- кулах, когда мама на пляже за- ставляла ребенка учить таблицу умножения. Педагог считает, что это недопустимо. — Нельзя наказывать уро- ками! Каникулы даются, чтобы ребенок отдыхал, укреплял здо- ровье, помогал по дому и читал, но не через силу, а с целью по- знания. Если не читается, пусть посмотрит хороший фильм, по- наблюдает за природой, съездит на экскурсию. А таблицу умно- жения вообще не нужно зубрить, ее надо просто понять, — отме- чает учитель. В ускоренном темпе Среди проблем современной школы Гагарина называет отсут- ствие взаимодействия с детски- ми садами. До сих пор нет преем- ственности, учителя не знают программ дошкольных учрежде- ний, из которых пришли их вос- питанники. У первоклассников разный уровень подготовки. Но и эта проблема реша- ется. Так, в ноябре 2020 года гимназия №64 и детский сад № 122 объединились и стали комплексным учебным заведе- нием. Кроме того, в минувшем году гимназия присоединилась к программе «Эффективная на- чальная школа». Теперь дети с высоким уровнем подготовки могут обучаться в первом классе «У». За год они осваивают уско- ренную программу: в первом полугодии — первого класса, а в следующем — второго. На следующий год ребята пере- ходят в третий и далее учатся, как остальные. Таким образом, школьную программу они прой- дут не за 11, а за десять лет. Фото Сергея Литаврина и из архива Елены Гагариной В прошлом году класс Гагариной стал одним из первых, кто поддержал инициативу по отмене отметок и домашних заданий

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz