Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Трудный путь мастера Он полностью погружается в искусство, каждый день делает для себя открытия. Ездит осмат- ривать отреставрированные или вновь обнаруженные русские святыни. Правда, чуть смущен- но улыбается сегодня Анатолий Леонидович, из-за хронического безденежья он с друзьями ездил «зайцем». Ну а на старших кур- сах уже подрабатывал маляром. РаспределилиЖданова в Ли- пецк. Но его тянуло вМоскву. Не к шумной столичной жизни, а в строгие залы музеев с иконами. Устроившись работать в столице бетонщиком, через некоторое время он из-за отсутствия про- писки все-таки вернулся в наши края. Полтора года заведовал де- коративным цехом в Липецком областном драмтеатре. Но эта работа ему не понравилась. «Не было творческого начала, — го- ворил художник позднее, —при- ходилось исполнять декорации по чужим эскизам». 25 / 08 / 21 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» Творчество 29 2 8 августа одному из самых известных липецких художников — Анатолию Леонидовичу Жданову — исполняется 8 0 лет. Он долго искал свой авторский стиль, успешно пробовал себя в разных жанрах. Инга Перова К РАБОТАМ ОТНОШУСЬ, КАК К ДЕТЯМ ЗАКОНЧИЛ РАБОТУ — И УПАДОК СИЛ, ТОСКА, ВСЕ КАЖЕТСЯ ПЛОХИМ. ПРИХОДИТСЯ НЕ РАЗ ВОЗВРАЩАТЬСЯ К ВЕЩИ, ВНОВЬ ПЕРЕЖИВАТЬ ОЗАРЕНИЯ, РАЗОЧАРОВАНИЯ. ВСЕ ПОВТОРЯЕТСЯ КАК ЗАКОЛДОВАННЫЙ КРУГ. МОЖЕТ, ТАК ПРИХОДИТ ПРЕОДОЛЕНИЕ И ПОЯВЛЯЕТСЯ ЧТО-ТО ХОРОШЕЕ Анатолий Жданов Р одился художник в 1941 году на станции Казинка Грязинского района. Его отец до войны был учителем. Он пропал на фронте без вести в 1942 году. Мать поднимала шестерых детей одна. Она пере- бралась с детьми в Липецк и всю жизнь проработала на трактор- ном заводе. Все-таки поступил Большое влияние на ста- новление будущего художника оказал дедушка по отцовской линии, священник из села За- мартынье Добровского района. Иконы завладели вниманием маленького мальчика и запали в сердце навсегда. По призна- нию самого Анатолия Жданова, он рано начал читать, поэтому проводил за этим делом много времени. Ему довелось учиться в школах №25 и №10. Одновре- менно с учебой посещал изо- кружок: гипсовые слепки, чу- чела птиц и животных, муляжи фруктов заворожили ребенка военной поры. По окончании семи классов Анатолий знал, чем будет заниматься. Подал документы в Елецкое художе- ственное училище, но прова- лился. После десятого класса Ана- толий пробует поступить в Московское областное художе- ственное училище памяти 1905 года. Но всякий раз недобира- ет то одного, то даже полбалла. И все-таки с третьей попытки его берут в училище на вновь открывшуюся специальность художника-оформителя. Из театра Жданов ушел в ЖКО «Промстрой», слесарни- чал. Его устраивало, что в тре- сте ему дали помещение под художественную мастерскую и все свободное время теперь можно было посвящать искус- ству. Вскоре на новой рабочей должности познакомился с Ве- рой Зубковой, которая работа- ла секретарем комсомольской организации треста. В 1969 году молодые люди поженились. Признание таланта В 1970 году Анатолий в оче- редной раз сменил место работы, поступив в Липецкие художе- ственно-производственные ма- стерские. Впервые после учили- ща он почувствовал себя среди своих соратников, в настоящей творческой атмосфере и ока- зался востребован. В 1976 году его приняли в Союз художников России. Теперь путь на регио- нальные, республиканские, все- союзные и зарубежные выстав- ки для него был открыт. В 1980-х годах дважды избирался пред- седателем Липецкого отделения Союза художников СССР. В 80-еЖданову, уже как про- фессиональному художнику, до- велось побывать на Северном Кавказе, Урале, в городах и се- лах Черноземья. Он принимал участие в ежегодных выставках в Москве, других городах России. А уж в родных местах художник «Чаплыгин», 2006 г. «Прогулка в горах». Цв. литография, 1985 г. «Утро в Переславле-Залесском», 1985 г. Большое влияние на становление будущего художника оказал дедушка, священник из села Замартынье Добровского района. Иконы завладели вниманиеммаленького мальчика и запали в сердце навсегда. объездил с этюдником все угол- ки — Елец, Задонск, Лебедянь, Данков, Усмань, Замартынье. Из этих впечатлений и рождались его произведения. В начале 90-х годов Анатолий Жданов вместе со своими друзьями — художни- ками Владимиром Вяльцевым и Николаем Угловым создали об- щую мастерскую. В 1998 году он вышел на пенсию, но искусство, как известно, не знает, что такое покой. Мастер продолжает зани- маться творчеством. В 2002 году его избирают председателем ре- визионной комиссии Липецкой областной организации Союза художников России. Старый Липецк на гравюрах Как считают искусствоведы, творческий диапазон худож- ника отличается многоплано- востью. Анатолий Леонидович профессионально владеет тех- никами офорта, линогравюры, литографии, которые требуют высокого мастерства как на ста- дии подготовки, так и в процес- се получения оттисков. Язык его произведений обусловлен сугубо личным, индивидуаль- ным восприятием жизни. Темы графических работ художника разнообразны: это и красота родной земли, и героика труда, и панорамы любимого Липецка. В своих произведениях Жданов большое внимание уделяет де- талям, добиваясь необходимых эффектов глубины и широты пространства. Сам мастер не раз говорил о том, что не только та- лант, но и большое усердие необ- ходимы художнику для создания картин «с помощью штрихов разной длины и толщины, пя- тен и точек на металле и лино- леуме». В живописи им созда- ны серии пейзажей о липецком крае, а также серия портретов современников. Да, сейчас город изменился до неузнаваемости. Но в памяти художника старый Липецк жив. Тот, каким он его когда-то увидел и полюбил. Тех- ника офорта сама по себе крайне необычна — это разновидность гравюры, которая делается на металле. Работа чем-то напоми- нает графику или карандашный рисунок, но обладает большей глубиной и пространством. Эта техника известна с XVI века, в ней работали Рембрандт и Аль- брехт Дюрер. И по сей день офорт вызывает интерес у совре- менных художников. К их числу принадлежит и липецкий мастер Анатолий Леонидович Жданов. — Самому себя трудно оце- нивать, — рассказывает худож- ник о своем творчестве. — К своим работам отношусь, как к детям, — все дороги. Но прихожу к выводу, что лучше удались те из них, которые делал с легким сердцем—окрыленно, радостно. Знаю одно, что работу никогда не смогу бросить. С искусством мастера мож- но познакомиться в Липецком и Елецком краеведческих музеях, в нашей областной и Шушенской картинных галереях, Дирекции выставок России. Его работы находятся в частных собраниях Германии, Дании, Италии, Юго- славии. Фото Николая Черкасова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz