Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
Переключая каналы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 20 № 2 (26286) Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» «ДОМ- 2 » УМЕР? ДА ЗДРАВСТВУЕТ ДОМ- 3 ! Т олько это не «наша взя- ла», господа. Многочис- ленные протесты и даже судебные иски тут не причем. Просто на канале подбили дебет-кредит и поняли: все. Рейтинг сдулся. Шестнадцать лет казавшееся неубиваемым скандальное реалити-шоу надо- ело публике. Поток рекламного бабла иссяк. Трэш-стримы в Ин- тернете куда занятнее. Неджентльменский набор Вообще надобность в отдель- ном, обособленном «Доме-2» отпала по очевидной причине. Российское ТВ процентов на 70 давно превратилось в один огромный Дом-3. В этом небо- скребе тьма помещений. В од- ном разводятся, судятся, выяс- няют, кто кому изменил, с кем переспал, чей ребенок. В со- седнем наоборот: сватают кого угодно за кого попало. Роза Ся- битова так настырно допытыва- ется, сколько квадратных метров у невесты и какие доходы у же- ниха, что о классических свахах из пьес Гоголя и Островского думаешь как об эталонах дели- катности. В Доме-3 допрашивают с пристрастием легкомыслен- ных знаменитостей, допустим, Никаса Сафронова, сколько у них детей на стороне. А они, бедные, и сосчитать не могут. Здесь злобно дерутся за деньги, за наследство — неважно, что на кону: трехэтажный особняк или развалюха на городской окра- ине. Здесь раскидывают карты и исполняют загадочные пассы черные и белые маги, гадалки, экстрасенсы. Петросян расска- зывает доисторические анекдо- ты про тещу и свекровь, кон- курируя с ребятами из «Камеди Клаб». С уст интеллигентного Норкина легко слетают словеч- ки, от которых из последних сил удерживается в эфире лучший мастер матерного жанра Сергей Шнур. Жизнь в Доме-3 шумная, пестрая, веселая. К Новому году на ТНТ сделали народу ценный подарок: прикрыли «Дом-2». Бузова и Бородина трогательно оплакивают в соцсетях свой родимый отчий кров. Защитники нравственности, напротив, ликуют: «Наша взяла!». Джентльменский, а может, и неджентльменский набор фор- матов, тем, персонажей, правда, не самый разнообразный. Днев- ной Малахов, вечерний Ургант, ночной Соловьев. Криминаль- ные сюжеты передаются из про- граммы в программу, с канала на канал, как эстафетные палочки. Вчера убийство аспирантки пи- терским Наполеончиком Соко- ловым обсуждали в «Пусть гово- рят», сегодня тему подхватывает в «Док-ток» озабоченная Ксения Собчак. Константин Эрнст, по- хоже, взял ее на службу, чтобы мы не сомневались: Первый — тоже территория Дома-3. Когда-то черно-белый экран называли голубым. Но, став цветным, он в действительности пожелтел. И все злободневнее звучит печальное признание изобретателя телевидения: мы мечтали о чуде, а получилось чу- довище. Этот желтый «голубой экран» В чем либералы и государ- ственники неожиданно едино- душны, так это в оценках ТВ. Обозреватель суперлибераль- ной «Новой газеты» иронизи- рует над телевизионными не- крофилами. Прах известного режиссера или актера еще не успевают предать земле, а те уже приступают к ревизии не- движимости, банковских счетов покойника, его родных и неза- коннорожденных детей, жен и любовниц. И о том же — в газете «Зав- тра» у непримиримых оппонен- тов «Новой». Прозаик и публи- цист Александр Проханов уже в заголовке формулирует суть: «Расчленение Джигарханяна». Циники паразитируют на чело- веческих слабостях народных любимцев, живых и мертвых. Ничего не свято, никого не жаль. Ни Джигарханяна, ни Баталова, ни Шукшина. Они раздувают скандал вокруг Конкина, ми- моходом обесценивая образы сыгранных им Павла Корчаги- на и Володи Шарапова. Нам-то хочется верить: за такие роли В чем либералы и государственники неожиданно единодушны, так это в оценках ТВ. В один голос они заявляют: телеэкран оккупировали циники, паразитирующие на человеческих слабостях. актер берется не ради славы и денег. Тут нужно не ремесло, а душевное родство. А как оно на деле? «После этих передач, — пи- шет главный редактор «Зав- тра», — профессии актера, режиссера кажутся самыми лжи- выми, бесстыдными, бессовест- ными. Это маскарад, праздник личин. Когда на этом маскараде гаснут свечи, смываются белила с лица, то открываются страш- ные, уродливые черепа с глаз- ницами, полными червей». Чего ради внушают стране, что те, кто ее просвещает, информирует, да пусть и просто развлекает, обя- зательно неискренни и нечест- ны? Ничего странного, что это вполне устраивает питомцев того же «Дома-2» и «Фабрики звезд». Они охотно развешивают по всем экранам свое исподнее. Что еще они могут показать? Пе- чальнее, когда те, кому есть что предъявить, тоже соглашаются вытаскивать на свет Божий свои «секреты на миллион», прино- равливаются к формату. Вы обратили внимание, господа? В этой компании фак- тически нет литераторов. Как говорится, писательство — дело одинокое, писателям не нужны звездные тусовки. Ни на Пер- вом, ни на НТВ, ни на ТВЦ никогда не звучат, например, стихи. Разве что в рекламе: «В животе шум и гам — принимай эспумизан». Какой поэт захочет появиться в кадре между шут- ками Петросяна и разборками у Андрея Малахова? Лауреата премии «Большая книга» Евгения Попова спро- сили, что бы он взялся вести на ТВ. Он ответил: «Вы знаете, по- следний раз телевизор я включал лет пять назад. Как ни включу — вижу мерзкие рожи…Наше теле- видение давно утратило автори- тет. Как-то даже неприлично иметь к нему отношение, мель- кать на каналах». Вряд ли что-то похожее осме- лятся произнести хоть Кирко- ров, хоть Нагиев, хоть Любовь Успенская. Господа Эрнсты не простят. Доходнее и удобнее по- слушно участвовать в этих играх. Прощай, волшебство Телевидение специализирует- ся на разрушениипозитивных об- разов, если угодно, мифов. Но без них искусство уже не искусство. Отвергается позитивная мифо- логия, значит, будет негативная. Скандальных «новых рус- ских сенсаций» телевизионщи- кам уже не хватает. Они то и дело обращаются в прошлое. Вот перед Новым годом показали передачу о «Голубом огоньке». Вернее, о войнах за кулисами «Голубых огоньков». У кого-то в памяти живет уютное, доброже- лательное праздничное зрелище, где хорошие люди встречаются с хорошими людьми: космонавты, шахтеры, актеры, певцы, музы- канты? Ну и оставьте нам этот миф, это воспоминание, эту ма- гию без последующего ее разоб- лачения, как сказал бы Булгаков. Но нет. Шиш вам. Весь смак как раз в разоблачении. Добро бы досталось по заслу- гам тогдашним самодурам при власти, что держали и не пу- щали. Скажем, они зарубили на корню великолепную идею, чтобы «Голубой огонек» вели Владимир Высоцкий и Марина Влади. Но дуболомством верхов вовсю пользовались наши лю- бимцы. За место под солнцем сражались Ротару и Пугачева. Оказывается, милые, добрые песни исполняли леди с остры- ми зубами, коготками, локтями. Теперь вам трудно будет вернуть изначальное свое восприятие этих мелодий и стихов, которые вам так нравились в детстве, юности. Прощай, волшебство. Такова обычная тактика на- шего ТВ: плевок в прошлое, пле- вок в настоящее, а в конечном счете — в будущее. Минувшей осенью известная актриса Мария Шукшина обра- тилась к руководству страны: надо остановить беспредел. ТВ заражено вирусом бескультурья. Оно становится все более ци- ничным и антигуманным. Будет ли услышана дочь Василия Ма- каровича Шукшина? К слову, не рановато ли мы обрадовались закрытию «Дома-2»? Бродят упорные слу- хи, что с февраля его начнут ре- петировать, правда, на другом канале. Ну как же потерять такое «сокровище»? Фото с сайта tvkultura.ru Таким запомнился «Голубой огонек» нашим зрителям Телевизионщики пытаются разрушить даже доброе воспоминание о «Голубом огоньке».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz