Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
Профессионалы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 6 № 102 (26386) В 60-х годах прошлого века школьник Гена Янкин пришел в кружок юных киномехаников, который рабо- тал при Дворце культуры «Но- волипецкий». Туда позвал его родной дядя — Федор Василье- вич Парышев, который около 30 лет проработал в ДК НЛМЗ техническим руководителем. Геннадий так увлекся кине- матографом, что уже через три года начал помогать родствен- нику в аппаратной. Кинопока- зы в советское время собира- ли аншлаги, на сеансах редко оставались свободные места, вспоминает Геннадий Ильич. Днем в новолипецком Дворце культуры детям показывали мультфильмы, вечерами для металлургов и жителей района крутили взрослое кино. Юный киномеханик не только заворо- женно наблюдал за чужой жиз- нью на экране, но и вдумчиво осваивал процесс. — Киноаппаратура тогда была пленочной, и обращать- ся с ней нужно внимательно и аккуратно, иначе пленки могли испортиться. Фильмы были за- писаны на десятиминутных бо- бинах. В аппаратной работали два кинопроектора и вплоть до середины семидесятых — два ки- номеханика. Как только на од- ном проекторе пленка заканчи- валась, сотрудники переходили на другой. Со временем процесс упростился, и справлялся уже один киномеханик, — пояснил Геннадий Ильич. Аншлаг в кинозалах Уже в 16 лет Геннадия офи- циально приняли на работу по- мощником киномеханика. Он работал на аппарате «КТП-2», проверял качество пленки, пере- матывал части фильмов, следил за порядком и уже спустя год стал полноправным киномеха- ником в ДК НЛМЗ. Жизнь Дворца культуры была насыщенной, там прохо- дило множество концертов, ме- роприятий, ставились спектак- ли, поэтому под прокат фильмов выделялось четыре дня в неде- лю: вторник, четверг, суббота, воскресенье. Для кинопроката в советское время из столицы присылали строго определен- ное количество копий. Самые кассовые картинышли в области сразу на трехчетырех. В регионе была своя оче- редность показов. В течение недели новые фильмы де- монстрировали в Липецке, в кинотеатре «Октябрь». Далее в других городских кинотеатрах, а потом уже бобины попадали в ДК НЛМЗ, где каждый фильм крутили по два дня. Затем кино- ленты отправлялись в районы области. Янкин поделился, какие фильмы нравились ему в со- ветское время. Мальчишкой, конечно, обожал военные, при- ключенческие. — Очень люблю фильм 1961 года французского режиссера Бернара Бордери «Три мушке- тера». Считаю, это одна из луч- ших экранизаций произведения Дюма. Запомнился полномет- ражный фильм «СССР глазами американцев». А какие аншлаги собирали в Липецке фильмы об Анжелике, которые вышли на экраны в конце 60-х годов! — вспоминает Геннадий Ильич. Стоит отметить, что успех «Анжелики» в СССР действи- тельно был масштабным и яр- ким. Каждый из четырех филь- мов режиссера Бернара Бордери за короткое время увидели от 40 до 50 миллионов советских зрителей. Несмотря на то, что авантюрно-романтические по- становки были сильно пореза- ны партийной цензурой, они все равно вызвали необычайный ажиотаж. Геннадий Ильич отмечает, что тепло зрители принимали фильмы Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», «Лю- бовь и голуби». —Могу сказать, что липчане всегда любили хорошее кино, ходили семьями, с друзьями. Залы никогда не пустовали, — говорит киномеханик. Особой популярностью у ме- таллургов пользовались те филь- мы, что снимались на родном заводе. — Помню, крутил картину «Обретешь в бою» Марка Ор- лова 1975 года выпуска. В Ли- пецке также проходили съемки фильма «От зимы до зимы» ре- жиссера Олега Никитина 1981 года выпуска. На сеансах были аншлаги, — вспоминает Генна- дий Ильич. Помимо основной работы Геннадий Ильич активно со- трудничал с молодежным теа тром, помогал им со звуком и светом. О создании этого кол- лектива режиссер Сергей Тихо- миров снял фильм «Трактора уходят в море». Наш герой много работал с передвижными киноустановка- ми. Выезжал в санатории, дет- ские лагеря, на агитплощадки. «О пленочном кино не забываем» В 90-е годы для российско- го кинопроката, как и для всей страны, настал сложный пери- од. — Народ перестал ходить в кино. В конце 80-х начали по- являться видеомагнитофоны. Зрители хлынули в видеосалоны. Там крутили картины, которых на больших экранах не было — жестокие боевики, откровенную эротику, зловещие триллеры. В нашем Дворце культуры кино- театр закрылся, — сожалеет Ген- надий Ильич. Возрождение киноматогра- фа началось в нулевых. В новом веке в городе появились ком- мерческие кинотеатры. Поток зрителей направился туда. Но государственный кинопрокат продолжил работу. В 1992 году в нашем регионе образовалось государственное предприятие «Липецкоблкино- фонд». Его правопреемником в 2005 году стал Липецкий област- ной киноцентр. А спустя десять лет функции передали Област- ному центру культуры, народно- го творчества и кино. С октября 2016 года кинозал, оборудован- ный современной цифровой аппаратурой, открыт в ОЦКНТ. Еще 14 кинозалов, входящих в структуру Центра, работают в районах области. Несмотря на то, что Генна- дий Ильич уже несколько лет назад заслужил пенсию, с лю- бимой работой он расставаться пока не планирует. — С современной аппарату- рой обращаться проще, звук и качество фильмов стали гораз- до лучше, — рассказал киноме- ханик. — Однако о пленочном кино мы не забываем. Время от времени в ОЦКНТ проводим ностальгические показы. Неко- торые фильмы на пленках крутят и в районах области. В нашей фильмотеке более 1400 таких копий. Главной целью для об- ластного кинопроката стала не конкуренция с коммерческим, а социальная направленность. Фестиваль российских филь- мов «Липецкий выбор», детский кинофестиваль «Радуга», «Ночь российского кино», встречи с артистами и кинолекции, форум уличного кино — вот далеко не полный список мероприятий, которые организует и поддержи- вает ОЦНКТ. До пандемии в Центре ре- гулярно проходили бесплатные сеансы художественных и до- кументальных фильмов. Кроме того, здесь можно посмотреть кино с тифлокомментариями и субтитрами. Социальные пока- зы восстановят после того, как эпидемия отступит. За активную поддержку всех проектов и отличную работу Геннадий Янкин был награжден Почетной грамотой Министер- ства культуры. Есть у Геннадия Ильича и интересная ретроколлекция из четырех кинопроекторов: «Укра- ина-5», «Украина-4», «Русь», «КН-20». А еще множество авто- графов от звезд кинематографа, которые регулярно посещают наш город. Но главную радость в профессии ему приносят хо- рошие фильмы и благодарные глаза зрителей. Фото Сергея Литаврина ЖИЗНЬ МОЯ КИНЕМАТОГРАФ 27 августа отмечается День российского кино. Накануне праздника журналисты «Липецкой газеты» побывали в Областном центре культуры, народного творчества и кино, пообщались с киномехаником Геннадием Янкиным, который демонстрирует зрителям фильмы вот уже более полувека, и узнали, чем сейчас живет скромный служитель самого массового из искусств. Марина Полякова КИНОАППАРАТУРА ТОГДА БЫЛА ПЛЕНОЧНОЙ. ФИЛЬМЫ БЫЛИ ЗАПИСАНЫ НА ДЕСЯТИМИНУТНЫХ БОБИНАХ. В АППАРАТНОЙ РАБОТАЛИ ДВА КИНОПРОЕКТОРА И ДВА КИНОМЕХАНИКА. КАК ТОЛЬКО НА ОДНОМПРОЕКТОРЕ ПЛЕНКА ЗАКАНЧИВАЛАСЬ, СОТРУДНИКИ ПЕРЕХОДИЛИ НА ДРУГОЙ Геннадий Янкин С СОВРЕМЕННОЙАППАРАТУРОЙ ОБРАЩАТЬСЯ ПРОЩЕ, ЗВУК И КАЧЕСТВОФИЛЬМОВ СТАЛИ ГОРАЗДО ЛУЧШЕ. ОДНАКО О ПЛЕНОЧНОМ КИНОМЫ НЕ ЗАБЫВАЕМ. ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ В ОЦКНТ ПРОВОДИМ НОСТАЛЬГИЧЕСКИЕ ПОКАЗЫ Геннадий Янкин Организации областного киновидео проката передали ОЦКНТ Создана областная контора по прокату кинофиль мов 1954 год 1990 год 1992 год 2005 год 2015 год 2021 год Образован «Липецкобл кинофонд» Право преемник «Липецкий областной киноцентр» В Липецкой области 614 кино установок В Липецкой области 99 кино установок
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz