Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Профессионалы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 6 № 102 (26386) В 60-х годах прошлого века школьник Гена Янкин пришел в кружок юных киномехаников, который рабо- тал при Дворце культуры «Но- волипецкий». Туда позвал его родной дядя — Федор Василье- вич Парышев, который около 30 лет проработал в ДК НЛМЗ техническим руководителем. Геннадий так увлекся кине- матографом, что уже через три года начал помогать родствен- нику в аппаратной. Кинопока- зы в советское время собира- ли аншлаги, на сеансах редко оставались свободные места, вспоминает Геннадий Ильич. Днем в новолипецком Дворце культуры детям показывали мультфильмы, вечерами для металлургов и жителей района крутили взрослое кино. Юный киномеханик не только заворо- женно наблюдал за чужой жиз- нью на экране, но и вдумчиво осваивал процесс. — Киноаппаратура тогда была пленочной, и обращать- ся с ней нужно внимательно и аккуратно, иначе пленки могли испортиться. Фильмы были за- писаны на десятиминутных бо- бинах. В аппаратной работали два кинопроектора и вплоть до середины семидесятых — два ки- номеханика. Как только на од- ном проекторе пленка заканчи- валась, сотрудники переходили на другой. Со временем процесс упростился, и справлялся уже один киномеханик, — пояснил Геннадий Ильич. Аншлаг в кинозалах Уже в 16 лет Геннадия офи- циально приняли на работу по- мощником киномеханика. Он работал на аппарате «КТП-2», проверял качество пленки, пере- матывал части фильмов, следил за порядком и уже спустя год стал полноправным киномеха- ником в ДК НЛМЗ. Жизнь Дворца культуры была насыщенной, там прохо- дило множество концертов, ме- роприятий, ставились спектак- ли, поэтому под прокат фильмов выделялось четыре дня в неде- лю: вторник, четверг, суббота, воскресенье. Для кинопроката в советское время из столицы присылали строго определен- ное количество копий. Самые кассовые картинышли в области сразу на трехчетырех. В регионе была своя оче- редность показов. В течение недели новые фильмы де- монстрировали в Липецке, в кинотеатре «Октябрь». Далее в других городских кинотеатрах, а потом уже бобины попадали в ДК НЛМЗ, где каждый фильм крутили по два дня. Затем кино- ленты отправлялись в районы области. Янкин поделился, какие фильмы нравились ему в со- ветское время. Мальчишкой, конечно, обожал военные, при- ключенческие. — Очень люблю фильм 1961 года французского режиссера Бернара Бордери «Три мушке- тера». Считаю, это одна из луч- ших экранизаций произведения Дюма. Запомнился полномет- ражный фильм «СССР глазами американцев». А какие аншлаги собирали в Липецке фильмы об Анжелике, которые вышли на экраны в конце 60-х годов! — вспоминает Геннадий Ильич. Стоит отметить, что успех «Анжелики» в СССР действи- тельно был масштабным и яр- ким. Каждый из четырех филь- мов режиссера Бернара Бордери за короткое время увидели от 40 до 50 миллионов советских зрителей. Несмотря на то, что авантюрно-романтические по- становки были сильно пореза- ны партийной цензурой, они все равно вызвали необычайный ажиотаж. Геннадий Ильич отмечает, что тепло зрители принимали фильмы Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», «Лю- бовь и голуби». —Могу сказать, что липчане всегда любили хорошее кино, ходили семьями, с друзьями. Залы никогда не пустовали, — говорит киномеханик. Особой популярностью у ме- таллургов пользовались те филь- мы, что снимались на родном заводе. — Помню, крутил картину «Обретешь в бою» Марка Ор- лова 1975 года выпуска. В Ли- пецке также проходили съемки фильма «От зимы до зимы» ре- жиссера Олега Никитина 1981 года выпуска. На сеансах были аншлаги, — вспоминает Генна- дий Ильич. Помимо основной работы Геннадий Ильич активно со- трудничал с молодежным теа­ тром, помогал им со звуком и светом. О создании этого кол- лектива режиссер Сергей Тихо- миров снял фильм «Трактора уходят в море». Наш герой много работал с передвижными киноустановка- ми. Выезжал в санатории, дет- ские лагеря, на агитплощадки. «О пленочном кино не забываем» В 90-е годы для российско- го кинопроката, как и для всей страны, настал сложный пери- од. — Народ перестал ходить в кино. В конце 80-х начали по- являться видеомагнитофоны. Зрители хлынули в видеосалоны. Там крутили картины, которых на больших экранах не было — жестокие боевики, откровенную эротику, зловещие триллеры. В нашем Дворце культуры кино- театр закрылся, — сожалеет Ген- надий Ильич. Возрождение киноматогра- фа началось в нулевых. В новом веке в городе появились ком- мерческие кинотеатры. Поток зрителей направился туда. Но государственный кинопрокат продолжил работу. В 1992 году в нашем регионе образовалось государственное предприятие «Липецкоблкино- фонд». Его правопреемником в 2005 году стал Липецкий област- ной киноцентр. А спустя десять лет функции передали Област- ному центру культуры, народно- го творчества и кино. С октября 2016 года кинозал, оборудован- ный современной цифровой аппаратурой, открыт в ОЦКНТ. Еще 14 кинозалов, входящих в структуру Центра, работают в районах области. Несмотря на то, что Генна- дий Ильич уже несколько лет назад заслужил пенсию, с лю- бимой работой он расставаться пока не планирует. — С современной аппарату- рой обращаться проще, звук и качество фильмов стали гораз- до лучше, — рассказал киноме- ханик. — Однако о пленочном кино мы не забываем. Время от времени в ОЦКНТ проводим ностальгические показы. Неко- торые фильмы на пленках крутят и в районах области. В нашей фильмотеке более 1400 таких копий. Главной целью для об- ластного кинопроката стала не конкуренция с коммерческим, а социальная направленность. Фестиваль российских филь- мов «Липецкий выбор», детский кинофестиваль «Радуга», «Ночь российского кино», встречи с артистами и кинолекции, форум уличного кино — вот далеко не полный список мероприятий, которые организует и поддержи- вает ОЦНКТ. До пандемии в Центре ре- гулярно проходили бесплатные сеансы художественных и до- кументальных фильмов. Кроме того, здесь можно посмотреть кино с тифлокомментариями и субтитрами. Социальные пока- зы восстановят после того, как эпидемия отступит. За активную поддержку всех проектов и отличную работу Геннадий Янкин был награжден Почетной грамотой Министер- ства культуры. Есть у Геннадия Ильича и интересная ретроколлекция из четырех кинопроекторов: «Укра- ина-5», «Украина-4», «Русь», «КН-20». А еще множество авто- графов от звезд кинематографа, которые регулярно посещают наш город. Но главную радость в профессии ему приносят хо- рошие фильмы и благодарные глаза зрителей. Фото Сергея Литаврина ЖИЗНЬ МОЯ  КИНЕМАТОГРАФ 27 августа отмечается День российского кино. Накануне праздника журналисты «Липецкой газеты» побывали в Областном центре культуры, народного творчества и кино, пообщались с киномехаником Геннадием Янкиным, который демонстрирует зрителям фильмы вот уже более полувека, и узнали, чем сейчас живет скромный служитель самого массового из искусств. Марина Полякова КИНОАППАРАТУРА ТОГДА БЫЛА ПЛЕНОЧНОЙ. ФИЛЬМЫ БЫЛИ ЗАПИСАНЫ НА ДЕСЯТИМИНУТНЫХ БОБИНАХ. В АППАРАТНОЙ РАБОТАЛИ ДВА КИНОПРОЕКТОРА И ДВА КИНОМЕХАНИКА. КАК ТОЛЬКО НА ОДНОМПРОЕКТОРЕ ПЛЕНКА ЗАКАНЧИВАЛАСЬ, СОТРУДНИКИ ПЕРЕХОДИЛИ НА ДРУГОЙ Геннадий Янкин С СОВРЕМЕННОЙАППАРАТУРОЙ ОБРАЩАТЬСЯ ПРОЩЕ, ЗВУК И КАЧЕСТВОФИЛЬМОВ СТАЛИ ГОРАЗДО ЛУЧШЕ. ОДНАКО О ПЛЕНОЧНОМ КИНОМЫ НЕ ЗАБЫВАЕМ. ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ В ОЦКНТ ПРОВОДИМ НОСТАЛЬГИЧЕСКИЕ ПОКАЗЫ Геннадий Янкин Организации областного киновидео­ проката передали ОЦКНТ Создана областная контора по прокату кинофиль­ мов 1954 год 1990 год 1992 год 2005 год 2015 год 2021 год Образован «Липецкобл­ кинофонд» Право­ преемник «Липецкий областной киноцентр» В Липецкой области 614 кино­ установок В Липецкой области 99 кино­ установок

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz