Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
Само название Спас указы- вает нам на необходимость веры в Иисуса Христа и упования на Его милость. Спасителем веру- ющие именуют Господа потому, что осознают свое положение как опасное и гибельное без Него. Вспомним, где оказались по своей воле Адам и Ева, вку- сившие запретного плода? Не- вольно вспоминается эта глав- ная вселенская трагедия, когда видишь на Преображение ябло- ки, груши, виноград, внесенные под кров Божий для освящения. Мы приносим Господу эти дары не только потому, что к этому времени созревают фрук- ты, но и потому, что тут есть пря- мая связь с обновлением, преоб- ражением всякой твари. —Церковь приурочила празд- ник Переображения Господня ко времени окончания сбора винограда в регионах Среди- земноморья в миссионерских целях, — говорит отец Алексий. — Необходимо было вытеснить из народного обихода языческие торжества, наполнить народные праздники христианским содер- жанием. Поэтому с праздником Преображения Господня была совмещена молитва на освяще- ние плодов нового урожая. На Руси вместо винограда освяща- ли яблоки. Потому и праздник Преображения Господня назва- ли Яблочным Спасом. К слову, в народе существует традиция не вкушать плодов до освящения. Некоторые ревнители так и по- ступают. Но в Уставе конкретно не указано, что нельзя есть пло- дов. Поэтому каждый здесь дол- жен поступить в согласии со сво- ей христианской совестью. Райское угощение Как же правильно провести этот священный день? Конеч- но, самое лучшее — лично по- участвовать в праздничном Бо- гослужении. Посетить церковь желательно всей семьей, при- частиться Христовых Таин и, по вере нашей, преобразиться вме- сте с Господом. А затем можно освятить приго- товленные пло- ды и сходить к родственникам или д р у з ь ям в гости. Есть такая тр ади- ция — угощать освященными фруктами тех, кого любишь. Сама сла - дость этих пло- дов говорит о той радости и блаженстве, ко- торые ожидают праведных в Царстве Славы. Это напомина- ние о том духовном состоянии, которое пережил апостол Петр с другими учениками на Фаво- ре: «Господи! Хорошо нам здесь быть!» (Мф. 17:4). Ту же сладость пережил Ни- колай Александрович Мотови- лов в беседе с преподобным Се- рафимом Саровским во время преображения святого. Конечно, Царство Божие, как говорил апостол Павел, «не пища и питие, а правда и мир и радость в Духе Святом» (Рим. 14:17), но человек, по своему стремлению к пониманию неви- димых вещей, желает выразить духовные истины внешними, понятными образами. Поэтому Царство Божия мы часто изоб- ражаем в виде сладких плодов. В Священном Писании будущие духовные блага тоже часто пере- водятся на язык вкуса: «Вкуси- те и видите, яко благ Господь» (Пс. 33:9), — говорит царь Да- вид. Поэтому этот псалом мы часто слышим в храме. И Сам Господь говорит: «Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» (Мк. 14:22-25). А самое непостижимое —ко- нечно, таинство Тела и Крови, которые Иисус Христос дал нам под видом хлеба и вина, сказав: «ядите» и «пиите». Святой Ма- карий Египетский говорил, что иногда человек, сподобившийся причастия Святого Духа, чувству- ет себя как бы «пьяный», но, ко- нечно, эти слова нужно понимать в особом, духовном, смысле. Преображение празднуется после созревания большинства плодов, то есть когда у сельских жителей завершается сбор уро- жая. И притом плоды достигают своей спелости и зрелости. Это — символ совершенства, пол- ноты будущего Царства славы, после крестных трудов нашей жизни. Яблочный Спас — летний праздник торжествующей при- роды, земли-кормилицы, ведь Царство Божие немыслимо представить в качестве зимней стужи, холода и голода. Подни- мемся и мы в этот день на свою гору Фавор, чтобы предстоять Христу, Спасителю душ наших. тических Евангелиях (Мф.17:1- 8, Мк. 9:1-8, Лк. 9:28-36). Иисус Христос поднялся с тремя свои- ми учениками на высокую гору, чтобы помолиться и измениться: лицо Его просияло, как солнце, одежды стали белыми, как снег. Это чудо сопровождалось яв- лением вели- ких пророков и самого Бога Отца. Что может быть сильнее по воздействию на человека? Мы знаем, что даже ученики считали Христа прежде всего земным ц а р ем - о с в о - бодителем, а в Преображении Он явил Свою Божественность, как бы заявляя, что крестные страдания будут не поражением, нопобедойнад смертью, увенчан- ной Воскресением. Спас — значит Спаситель На Руси Спасами — сокра- щенно от слова Спаситель — традиционно называют три лет- них праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблоч- ный Спас и Ореховый Спас. 1 9 августа Русская православная церковь отмечает двунадесятый праздник — Преображение Господне, который в народе называют Яблочным Спасом. Однако главный его смысл не сводится только к освящению плодов нового урожая. И х на горе было восемь, но видимы были только шестеро. Петр, Иаков и Иоанн, восшедшие вместе с Иисусом, узрели беседующих с УчителемМоисея и Илию. А где же еще двое? Рядом с Иисусом безусловно пребывал Бог Отец и Бог Дух Святой. Отец гласом Своим свидетельствовал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 17:5), Дух Святой воссиял с Ним в светлом облаке. Тайна Преображения Что же это за таинственное действо, которое православные вспоминают ежегодно в середине августа? Преподобный Ефрем Сирин объясняет, что Иисус, взойдя на гору Фавор помолить- ся, дал своим ученикам уразу- меть, что Он действительно Сын Божий и Бог. Ведь апостолы ви- дели, что их Учитель вкушал и пил с ними, утомлялся и отды- хал, дремал и засыпал, проливал пот и скорбел — все это присуще человеку. Но чтобы не соблаз- нились во время вольного Его страдания на кресте, Господь возвел их на Фавор, где воссиял Нетварным Светом, а Отец про- возгласил Его Сыном Своим. Великое зрелище Света Преображения Господня есть тайна восьмого дня, то есть бу- дущего века, который откроется после погибели сотворенного в течение шести дней мира. Имен- но так трактовал это событие святитель Григорий Палама. — Преображение Господне — это праздник, основанный на евангельской истине, — поясня- ет его суть настоятель храма пре- подобного Сергия Радонежского села Липовка Задонского района священник Алексий Синельни- ков. — Он описан в трех синоп- Вера ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 26 № 99 (26383) Наталья Сизова ВТОРОЙ СПАС ЯБЛОЧКО ПРИПАС НЕОБХОДИМО БЫЛО ВЫТЕСНИТЬ ИЗ НАРОДНОГО ОБИХОДА ЯЗЫЧЕСКИЕ ТОРЖЕСТВА, НАПОЛНИТЬ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ ХРИСТИАНСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ. ПОЭТОМУ С ПРАЗДНИКОМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ БЫЛА СОВМЕЩЕНА МОЛИТВА НА ОСВЯЩЕНИЕ ПЛОДОВ НОВОГО УРОЖАЯ Священник Алексий Синельников ТРОПАРЬ ПРЕОБРАЖЕНИЮ ГОСПОДНЮ Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz