Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

П озади была школа поселка Тракторо- строителей, впере- ди— огромное желание по- пасть в воздушно-десантные войска. Но судьба сделала юноше особый подарок. — На комиссии в Липец- ком военкомате выслуша- ли мое пожелание служить в крылатой пехоте и вдруг предложили поступить… в Харьковское летное учили- ще, — рассказывает Алек- сандр Сергеевич. — Что ж, решил съездить, посмотреть город. Уехал налегке, даже не надеясь, что поступлю и останусь вХарьковеначетыре года. Тяжело в ученье В знаменитое на весь Союз Харьковское высшее военно-авиационное учи- лище летчиков-истреби- телей имени дважды Героя Советского Союза Сергея Грицевца был огромный конкурс— 18 человек на ме- сто. Из полутора тысяч аби- туриентов со всех союзных республик лишь 280 человек стали курсантами, а выпу- стилось в два раза меньше. Слабаки уходили один за другим. Замполиты при каждом построении дави- ли на нервы: «Кто хочет уйти, только скажите. На- казания не будет, выпишем проездные, вернетесь к своим родным, к своим де- вушкам». Это был жесткий психологический отбор. —И испытания были не- простые,—продолжаетАлек- сандр Сергеевич. — Пред- ставьте: курсант направляет лазерныйлучправойрукой, а к левой пристегивается брас- лет, подключенный к току. Цель курсанта — не преры- ваясь по синусоиде, вестилуч в то время, как другая рукане- произвольно подкидывается под ударами тока. Наставник — ас Вскоре Шальнев освоил боевые МиГ-17 и МиГ-21. В 1976 году выпустился офи- цером. По направлению приехал в Читу, в штаб 23-й воздушной армии. Оттуда направили на службу в Мон- голию, на границу с Кита- ем. А спустя время Москва предложила ему выбор: по- леты на Ан-12 в Чите или на Ан-30 в Братске. — Ан-30 был мне незна- ком, стало интересно и вы- брал его. Через неделю я дол- жен был прибыть в Братск. Толькопредставьте: аэропорт, а за ним— бескрайняя тайга. У КПП стоят смешные, на первый взгляд, самолеты со стеклянными носами. Это и были Ан-30, — вспоминает летчик. По личным обстоятель- ствам в Братск Александр Шальнев прибыл с опозда- нием. Командир части под- полковник Андреев выно- сит приговор: «Завтра —под трибунал!». Но на следую- щий день меняет решение: «Учи инструкцию к Ан-30, сдашь зачет — будешь моим вторым пилотом». — Вот это удача, — ду- маю. — Попасть в такой ма- терый экипаж! Скажу чест- но, я больше не видел таких асов, как Андреев. Чтобы мобилизовать инженеров, он мог в полете выключить двигатель, и самолет массой в 32 тонны начинал падать. Андреев научил меня и пла- нировать, и сажать самолет с зашторенной кабиной, ори- ентируясь только по прибо- рам, — рассказалШальнев. Зимняя жара Анголы На берегу залива Тарио, что в Иркутской области, стоит стела, там второй по списку выбита и фамилия нашего героя. — Ночью мы развозили командование, —вспомина- ет Александр Сергеевич. — За 55 километров до Братска у нас закончилось топливо и заглохли все двигатели. Падали в тайгу, чудом попа- ли на водохранилище. Се- рьезно пострадал механик и командир роты. Мороз — минус 40. Что- быдожить до утра и дождать- ся помощи, жгли колеса, не давали друг другу уснуть. Утром их забрали. Экипаж отдали под суд военного трибунала. Вины Шальнева не признали, но от полетов отстранили. Без неба Алек- сандрСергеевич уже не пред- ставлял своей жизни и до- бился того, что его дело было рассмотрено командовани- ем. На военном совете за летчика заступился один из генералов —мол, пилот спас жизнь экипажу, увидел зем- лю, рванул штурвал на себя. Вынесли вердикт: пусть лета- ет. И уже через месяцШаль- нева назначили командиром экипажа. Чтобы полностью реабилитироваться, он до- бровольно изъявил желание отправиться в «горячую точ- ку», в Афганистан. Но ко- мандование приняло другое решение — отправить его экипаж в Африку, в Анголу. — Так, в 1987 году я ока- зался за пять государств от Родины в качестве разведчи- ка. Советский Союз и Куба тогда поддерживали афри- канскую Партию труда. За противостоящей ей пар- тией Унита стояли Аме- рика и ЮАР. Фактиче- ски в джунглях Анголы с ее богатыми природ- ными ресурсами про- ходила очередная линия фронта советско-амери- канского проти- востояния. Задача мо- его эки- пажа была в фотографи- ровании стратегических вражеских баз под прикры- тием кубинских истреби- телей. В тропиках Анголы я прослужил пять месяцев, до тех пор, когда после зимней тридцатиградусной жары начался сезон дождей. С генералом Лебедем А впереди его ждали но- вые военные будни. Алек- сандр Сергеевич вспоми- нает службу в Тирасполе. Край этот сначала показался раем. Тепло, перси- ки, виноград вокруг. Но… это был 92-й год — крова- вый конфликт в Приднестровье. Все началось с латиниза- ции. Русский язык признали вражеским, русские люди, которых было почти 70 про- центов, оказались в опале. Город Бендеры обратили в прах, гибли гражданские люди — молдаване, румы- ны, казаки, русские. При- бывший остановить крово- пролитие генерал Александр Лебедь был назначен коман- дующим 14-й воздушной армии. Он понимал, что за- ставить молдавскую сторо- ну сесть за стол переговоров сложно. Противник уважает только силу. Эту силу Лебедь со стратегической виртуоз- ностью и продемонстриро- вал в Молдове. Шальневу неоднократно пришлось возить Лебедя в Москву. Одна такая поездка была приурочена к подпи- санию мирного договора и замораживанию конфлик- та. На борту — президент непризнанной республики Игорь Смирнов, начальник республиканского управле- ния по обороне и безопас- ности Стефан Кицак и сам генерал Лебедь. ВМоскве их ждал Ельцин. На 15 метрах Шальнев развил скорость, чтобы не сбили с земли, а когда борт пролетал над Одессой, его засекли лока- торы. — Украинская сторона запрашивает: «Кто такой и почему без заявки в нашем небе?». Пока мы вели пере- говоры, удалось долететь до Киева. А там уже лететь запретили официально, по- ставили в вираж. Но и гене- рал Лебедь был непрекло- нен: «Надо лететь вМоскву». Тогда нашелся единствен- ный провокационный, но верный выход. «Я могу ска- зать, что вы угрожаете мне оружием: если не полечу в Москву — застрелите?» — обратился я к Лебедю. В ответ генерал подставил к моему виску дуло пистолета и повторил: «На Москву!». Теперь для Киева у меня был четкий ответ: «Между двух зол выбираю путь на Моск- ву». Украинской стороне ничего не оставалось, как оставить нас в покое. Сби- вать не стали. Приземли- лись в Чкаловском, Лебедь лично поблагодарил меня за выполненное задание, — вспоминает Александр Сер- геевич. А на следующий день по центральному телевидению вся страна смотрела, как в Москве президентом Мол- довы Снегуром и президен- том Приднестровья Смир- новым в присутствии Ельцина было под- писано соглашение о мирном урегулирова- нииПриднестровского конфликта. Воспоминаний Алек- сандра Шальнева с лихвой хватило бы на целую книгу. Сейчас героический лет- чик на заслуженном отды- хе. Радует свою семью иг- рой на гитаре и растит сад в селе Средняя Лукавка Гря- зинского района, где жила его мама. Фото автора 12 августа ему исполни- лось 90 лет. А с 1998 года в России это еще и День Воен- но-воздушных сил. Можно сказать, случайность. Но что интересно. Парень с детства мечтал быть летчиком, однако столкнулся с непреодолимы- ми, казалось бы, препятстви- ями.Ивсежемечтаневероят- ным образом исполнилась. А потом еще и день его рожде- ния стал праздником воен- ных авиаторов. Редкая точность В биографии Ивана То- милина много поразитель- ных фактов. К примеру, за 33 года летной работы он взмывал в небо почти де- вять тысяч раз. И пробыл в воздухе в общей сложности 5500 часов. А это ни много ни мало около восьми меся- цев полетов! И каких поле- тов — на пределе нагрузок и ответственности. Он освоил 25 типов само- летов. На сверхзвуковой ско- рости поднимался на высоту, намногопревышающуюофи- циальный «потолок» летаю- щей машины. И демонстри- ровал редкую точность и выдержкуприпилотировании на сверхмалых — до 50 мет- ров—высотах. Для таких полетов — ниже нижнего эшелона, то есть минимального предела высоты—нужны особое ма- стерство и навык. Томилин же показывал класс даже на высоте 25 метров. И учил этому других летчиков. Не у всех получалось. Иван Григорьевич помнит, как один первоклассный пи- лот так и не смог преодолеть психологический барьер и снизиться на тренировках до заданной высоты: дойдя до определенного предела, непроизвольно тянул ручку управления на себя и взмы- вал вверх. Работал с десяти лет Иван Томилин грезил небом с шести лет. Но в 1937 году, его отца, сельского куз- неца, репрессировали и от- правили на Соловки. Мать с тремя детьми перебралась из родного селаМартынвВоро- неж. И в 38-м году Ваня по- шел впервыйкласс городской школы. Скоро пришло осо- знание, что сын врага народа может летать только во сне, ведь летчикиэто всенародные герои, а у него отец в лагере. Война и вовсе поставила крест на всех мечтах. Пеш- ком они с мамой прошли 80 километров до своего села, где жили бабушка с дедушкой и другие родственники. В пути мама простудилась, за- болела — и вскоре ее не ста- ло. Трое сирот перебивались как могли. Старший брат (1929 года рождения) скор- няжничал — шил простец- куюобувь, сбрую. А самВаня с десяти лет брался за вся- кую работу, возил на быках молоко, ходил в подпасках, трудился прицепщиком. Учились во время войны по хатам: школу заняли под госпиталь, дети «поклассно» занимались в домах жителей. Знаний при такой учебе было немного. Парнишка уже начал забывать о мечте. Но однажды в село приехал инструктор из воронежского аэроклуба ДОСААФ агити- ровать ребят учиться летать. Иван тут же записался, ведь тогда открывалась перспек- тива поступить в военное авиационное училище. Хотя он очень сомневался, что его примут. Но вдруг вcе стало складываться к лучшему: в 1947-м парень окончил девять классов, вернулся из лагеря отец — и его как хорошего специалиста при- гласили работать в Воронеж. Там он женился, забрал де- тей. В Воронежском аэро- клубе Иван впервые под- нялся в небо и понял, что не ошибся в своем призвании. Крутой вираж Когда выпускников аэроклуба в 49-м отбирали в Борисоглебское училище летчиков имени Валерия Чкалова, начальник отде- ла кадров спросил его: «Где твоя мать?». Сердце пар- нишки екнуло, он ждал во- проса и об отце. Но его не последовало. И Томилина зачислили в училище. Учился с упоением и за- кончил училище с отличием. Но такое рвение и отлич- ные успехи сыграли с ним злую шутку. В 1952-м вме- сте с дипломом он получил и назначение на должность летчика-инструктора в том же училище. И целых шесть лет учил курсантов летному мастерству. Другой бы удовлетворил- ся этой судьбой и успокоил- ся. Но только не Томилин. Он берег своих «птенцов», учил их уверенно летать и не совершать ошибок в возду- хе. Но он ведь так хотел быть боевым летчиком, пилоти- ровать современные самоле- ты в сложных метеусловиях, а не только днем в ясную по- году, как разрешалось летать с курсантами. Поэтому когда Томилин узнал о комплектующемся в Воронеже исследователь- ском центре, куда набирали летчиков-инструкторов, он решил непременно исполь- зовать эту возможность. Однако брать его в центр не хотели: летного класса не имеет, опыта сложных по- летов нет, высшему пило- тажу не обучен, воздушного боя не знает, к тому же и без среднего школьного образо- вания, а в центре предстояло заниматься научной иссле- довательской работой. Но каким-то чудом То- милину удалось убедить командиров в своем профес- сионализме, и в 1959 году его «со скрипом» зачислили в истребительный исследова- тельский полк Воронежско- го авиацентра. В кратчайший срок ему предстоялонаучиться летать в любую погоду и время суток, стрелять и бомбить, освоить высший пилотаж, вести учебные воздушные бои и выполнять новые воздушные приемы по программе иссле- довательских темимного еще чегонаверстатьивосполнить. Высший класс Началась гонка, как он сам называет то время. Учил, много летал сам, исследовал новые возможности техники в экстремальных ситуациях, осваивая МиГ-21. — Я научился так чув- ствовать самолет, что во время полета, казалось, со- ставляю с ним единое це- лое, — признается Томилин сегодня. А ведь он уже был женат, в семье подрастали две до- чери. Жили сначала в доме отца, потом перебрались на съемную квартиру. А тут но- вый вираж: в 1960-м авиа- центр переводят в Липецк. Здесь Томилин продолжил исследовательские полеты, доказывая, что все трудно- сти преодолимы, если есть желание и упорство. Начав с должности стар- шего летчика, стал команди- ром эскадрильи, а затем был назначен начальником груп- пы истребительной авиации летно-методического отдела авиацентра. При большой работе по организации лет- но-методических учений по темам исследовательских работ, в которых участвова- ли командующие воздуш- ных армий и командиры авиационных дивизий — а вскоре Томилин возглавил и весь отдел Центра, — он умудрялся и сам летать на новых самолетах, изучать их боевые возможности. А потом писать методические пособия для летчиков-ис- требителей. При этом он окончил школу рабочей молодежи, получил аттестат зрелости, а потомивысшее образование. Что касается классности, об отсутствии которой Томи- лина упрекали при приеме в центр, то в 1971 году Ивану Григорьевичу была присвоена высшая степень классности летного состава — «военный летчик-снайпер». Причем произошло это буквально после введения этой квали- фикации в ВВС страны. И первым в авиацентре асом с таким классом стал именно Томилин. За верную службу В 1977 году его направи- ли служить в Германию. По- сле возвращения в Липецк возглавлял учебный отдел Центра боевой подготовки и переучивания личного состава. Под руководством полковника Томилина то- гда проводилось массовое переучивание летчиков строевых частей на авиа- ционные комплексы чет- вертого поколения МиГ-29 и Су-27. Обучались в центре и пилоты из стран Азии, Аф- рики, Ближнего Востока. И даже после увольнения из Вооруженных сил в 1988-м он продолжал работать, про- водил занятия с летчиками на тренажерах. Уже шесть десятков лет Томилин связан с Липецким авиацентром. За это время там прошли обучение свыше 45 тысяч офицеров разных специальностей, в том чис- ле переучивались на новые типы самолетов 11 летчи- ков-космонавтов. Томилину довелось летать в спарке со вторым космонавтом плане- ты Германом Титовым. Впрочем, много было у нашего героя незабываемых встреч, разговоров, трени- ровок с интересными людь- ми, летчиками из разных стран мира. Но самое глав- ное —он летал. И верно слу- жил стране, за что отмечен орденом Красной Звезды и орденом «За службу Роди- не в Вооруженных силах СССР» III степени. Есть у него и награда судьбы: это долголетие. Заслуженная на- града за достойную жизнь. Фото из архива Ивана Томилина День Военно-воздушных сил 5 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 13/ 08/ 21 УДАЛОСЬ ДОЛЕТЕТЬ ДО КИЕВА. А ТАМ УЖЕ ЛЕТЕТЬ ЗАПРЕТИЛИ ОФИЦИАЛЬНО, ПОСТАВИЛИ В ВИРАЖ. НО И ГЕНЕРАЛ ЛЕБЕДЬ БЫЛ НЕПРЕКЛОНЕН: «НАДО ЛЕТЕТЬ В МОСКВУ». ТОГДА НАШЕЛСЯ ЕДИНСТВЕННЫЙ ПРОВОКАЦИОННЫЙ, НО ВЕРНЫЙ ВЫХОД. «Я МОГУ СКАЗАТЬ, ЧТО ВЫ УГРОЖАЕТЕ МНЕ ОРУЖИЕМ: ЕСЛИ НЕ ПОЛЕЧУ В МОСКВУ — ЗАСТРЕЛИТЕ?» — ОБРАТИЛСЯ Я К ЛЕБЕДЮ Александр Шальнев УЧИЛ,МНОГОЛЕТАЛСАМ, ИССЛЕДОВАЛНОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНИКИ ВЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ,ОСВАИВАЯ МИГ-21. ЯНАУЧИЛСЯ ТАК ЧУВСТВОВАТЬСАМОЛЕТ, ЧТОВОВРЕМЯПОЛЕТА, КАЗАЛОСЬ, СОСТАВЛЯЮ СНИМЕДИНОЕЦЕЛОЕ Иван Томилин А 1987 ГОДУ ЕГО НАПРАВИЛИ ЗА ПЯТЬ ГОСУДАРСТВ ОТ РОДИНЫ В КАЧЕСТВЕ РАЗВЕДЧИКА. В ДЖУНГЛЯХ АНГОЛЫ С ЕЕ БОГАТЫМИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ ПРОХОДИЛА ОЧЕРЕДНАЯ ЛИНИЯ ФРОНТА СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ. И ЗАДАЧЕЙ ЕГО ЭКИПАЖА БЫЛО ФОТОГРАФИРОВАТЬ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВРАЖЕСКИЕ БАЗЫ. ЗА 33 ГОДА ЛЕТНОЙ РАБОТЫ ИВАН ТОМИЛИН ВЗМЫВАЛ В НЕБО ПОЧТИ ДЕВЯТЬ ТЫСЯЧ РАЗ. И ПРОБЫЛ В ВОЗДУХЕ В ОБЩЕЙ СЛОЖНОСТИ 5500 ЧАСОВ. А ЭТО НИ МНОГО НИ МАЛО ОКОЛО ВОСЬМИ МЕСЯЦЕВ ПОЛЕТОВ. ПЕРВЫМ ДЕЛОМ САМОЛЕТЫ В ЛЕТНУЮ ПРОФЕССИЮ ПРИХОДЯТ ПО-РАЗНОМУ. БОЛЬШИНСТВО — С ДЕТСТВА МЕЧТАЛИ ПОКОРЯТЬ НЕБЕСНЫЕ ПРОСТОРЫ. А ЛЕТЧИКА ПЕРВОГО КЛАССА, КОМАНДИРА ЗВЕНА ОТДЕЛЬНОЙ ЭСКАДРИЛЬИ АЛЕКСАНДРА ШАЛЬНЕВА В АВИАЦИЮ ПРИВЕЛ СЛУЧАЙ. Ольга Астахова ВОСЕМЬ МЕСЯЦЕВ В ПОЛЕТЕ ВОЕННЫЙ ЛЕТЧИК-ИСТРЕБИТЕЛЬ ИВАН ТОМИЛИН НАЧИНАЛ ПОКОРЯТЬ ВЫСОТУ НА «КУКУРУЗНИКЕ» У-2, А СТАЛ ПРИЗНАННЫМ АСОМ, У КОТОРОГО ПЕРЕУЧИВАЛИСЬ НА НОВЫЕ ТИПЫ САМОЛЕТОВ ДАЖЕ КОСМОНАВТЫ. Эмма Меньшикова Иван Томилин (слева) и командующий 16-й воздушной армией генерал- лейтенант Александр Бабаев на учениях в Германии, конец 70-х гг. В Харьковском летном училище Александр Шальнев освоил истребители Александр Шальнев в кругу семьи и друзей любит играть на гитаре

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz