Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

тройка лошадей и индийский слон. На создание этих скульп- тур ушло несколько месяцев. Тройку Татьяна сплела в пода- рок на свадьбу дочери. По словам мастера, от всех соломенных работ исходит осо- бая солнечная энергия. Плете- ние очень благотворно действует на психику человека, помогает успокоиться. Активная работа обеих рук развивает мелкую мо- торику и активизирует оба полу- шария головного мозга. Полезно и ношение вещей из соломы. В старину крестьянские девушки надевали на голову оче- лье. Это твердая лобная повяз- ка из различных материалов для поддержания волос. Очелье было не только украшением, но и счи- талось мощным оберегом. Силь- ный языческий символ ассоции- ровался с солнцем. Татьяна очень любит носить этот предмет. Оценили москвичи Работы Татьяны оценили и жители столицы. К сожалению, участие в межрегиональных вы- ставках обходится дорого. Если изделия организаторы охотно берут с собой, то мастеру, как правило, проезд и проживание в других городах оплачивать приходится самостоятельно. Поэтому площадки для выста- вок Татьяна ищет в интернет- пространстве. — Материально мое хобби не окупается, — признается Та- тьяна. — У людей складывается обманчивое впечатление, что солома — непрочный матери- ал. Хотя вещи и скульптурные композиции радуют глаз года- ми. Но и расходов в моем хобби нет, кроме собственного труда. А творчество только прибавляет энер- гии и радости. Фото Сергея Литаврина «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» П опулярное в старину ремесло — плетение из соломы — в наше время почти забыто. Если раньше на Руси им занимались в каждом селе, то сейчас по пальцам мож- но пересчитать людей, владею- щих этой техникой мастерства. Причем учиться им пришлось самостоятельно, по книгам, по- скольку не осталось уже в жи- вых стариков, которые могли бы передать традиции. Три кита творчества Татьяна Хлебникова — лич- ность творческая, многосто- ронняя. По образованию она художник и мастер глиняной игрушки. Ее работы не раз по- лучали награды на областных и межрегиональных выставках и фестивалях. Увидеть их можно в Данковской картинной гале- рее. Татьяна Федоровна охотно делится своими навыками, дает мастер-классы. — Это три кита, на кото- рых держится моя творческая жизнь, — живопись, романов- ская игрушка и плетение из соломки. А объединяет эти направления педагогика. Я очень люблю детей, с радостью общаюсь с ними, — признается мастер. Все творческие наклонности Татьяна Хлебникова получила, можно сказать, с генами. Де- душка по материнской линии Николай Андреевич Рассолов был талантливым художником, писал яркие пейзажи. И хотя ма- ленькая Таня не отвлекала его от работы, вероятно, тяга к рисо- ванию передалась ей именно от Николая Андреевича. Кроме того, бабушка и дедушка по ма- тери были педагогами. А предки по отцовской линии — скорня- ками. Как шутит ее отец, липец- кий травматолог-хирург Федор Иванович Хлебников, поэтому он «шьет» людей, а дочь соломку. В свое время Татьяна окон- чила липецкий худграф. Имен- но там, по словам художницы, преподаватели научили самому важному — непрестанно учить- ся всю жизнь, самостоятельно находить нужную информацию. И, конечно, помогли раскрыть творческие способности. Дети ценят искренность Получив диплом 30 лет на- зад, Татьяна вернулась в родной город. Говорит, только на ма- лой родине ей комфортно жить и работать. Вдохновение дают и красота родных пейзажей, и близкие люди, и любимая про- фессия. Уже более 25 лет Татьяна Федоровна работает педагогом дополнительного образования в данковском детском саду №2 «Ромашка». Профессия в наше время тоже стала редкой, в большинстве дошкольных учре- Шкатулка 25 04 / 08/ 21 УДИВИТЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ ИЗ ПШЕНИЧНОЙ СОЛОМКИ СОЗДАЕТ МАСТЕР ИЗ ДАНКОВА ТАТЬЯНА ХЛЕБНИКОВА. МАТЕРИАЛ ДЛЯ СКУЛЬПТУР, УКРАШЕНИЙ, ИГРУШЕК ДАНКОВЧАНКА ВЫРАЩИВАЕТ НА СВОЕМ ПРИУСАДЕБНОМ УЧАСТКЕ. Марина Полякова «Троянский конь» и его маленький собрат в исполнении данковской мастерицы ЭТО ТРИ КИТА, НА КОТОРЫХ ДЕРЖИТСЯ МОЯ ТВОРЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ, — ЖИВОПИСЬ, РОМАНОВСКАЯ ИГРУШКА И ПЛЕТЕНИЕ ИЗ СОЛОМКИ. А ОБЪЕДИНЯЕТ ЭТИ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИКА. Я ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮДЕТЕЙ, С РАДОСТЬЮОБЩАЮСЬ С НИМИ, ОБУЧАЮПОЛЕЗНЫМ НАВЫКАМ Татьяна Хлебникова МАГИЯ ЗОЛОТОЙ СОЛОМКИ Татьяна Хлебникова плетет жгут для будущего украшения ждений такую ставку сократили. Но для руководства «Ромашки» важно, чтобы к творчеству детей приобщал настоящий мастер. — В работе с маленькими детьми для меня главное — вос- питательная часть. Когда мы ри- суем, лепим из глины или что-то мастерим, то много разговари- ваем, — рассказывает педагог. — Я никогда не навязываю ребятам свое видение, об- щаюсь только в форме диа- лога. Мы не просто с ма- лышами дела- ем куклы, мы обыгрываем их качества. Например, если лепим козу, то рассуждаем, чем отличается упорство от упрямства. А когда создаем куклу Метлушку, то обсуждаем чистоту — тела, оде- жды, своего дома, души. Про- сим Метлушку очистить нас от злобы, если находим в себе такое чувство. Это очень важно — за- ложить в детстве правильные человеческие качества. Для работы с малышами Та- тьяна Федоровна наряжается в традиционную народную одежду Данковского уезда. Так игра ста- новится интереснее. — Обрядовые элементы на занятиях мы не используем. Дети сейчас сильно отличаются от тех, что росли в предыдущие деся- тилетия. Многие традиции уже утеряны, так что упор на обряды получается наигранным. А ребя- та превыше всего ценят искрен- ность, — поясняет мастер. Помимо занятий с дошколь- никами до пандемии Татьяна Федоровна работала и с под- ростками в Данковском центре детского творчества. Мягкая энергия солнца Увлечение соломкой пришло в ее жизнь около 15 лет назад. Стебли пшеницы принес сосед по даче и предложил попробо- вать чего-нибудь смастерить. Даже сам пытался показать, как в старину плели птиц из соломы. Татьяна заинтересовалась. Здесь как раз очень пригодился навык, полученный в институте, — до- бывать информацию самой. Она ездила в другие города, искала нужные книги. По словаммастера, плетение из соломки помогает более ши- роко раскрыться творчески, чем живопись или лепка из глины. Там Татьяна старается не отсту- пать от традиций, сохранять их для потомков — так учили пре- подаватели вуза, а также извест- ный мастер романовской игруш- киИван Гункин, чьи навыки она переняла. А плетение из солом- ки позволяет художнице свобод- но выражать свой внутренний мир, поскольку большинство традиционных элементов этого ремесла уже утеряны. На создание «золотых» по- делок уходит от двух-трех часов до нескольких месяцев. Сначала нужно придумать образ, сюжет. Соломка замачивается, потом из нее делаются «плетушки», жгуты, кото- рые становятся основой буду- щих компози- ций. Нередко сюжеты рожда- ются в голове мастера уже в процессе ра- боты. Так по- рой выходят композиции, совсем не характерные для со- ломы, к примеру, танцевальная пара. Сейчас у Татьяны несколь- ко сотен изделий из соломки. Это сказочные композиции, скульптуры птиц и животных, украшения, елочные игрушки. Различные коробки, куль- ки, туески. Модниц впе- чатлят изящные соломен- ные сумочки и летние шляп- ки. Среди работ вы- деляются сказочная ОТ ВСЕХ СОЛОМЕННЫХ РАБОТ ИСХОДИТ ОСОБАЯ, СОЛНЕЧНАЯ ЭНЕРГИЯ. ПЛЕТЕНИЕ ОЧЕНЬ БЛАГОТВОРНО ДЕЙСТВУЕТ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА, ПОМОГАЕТ УСПОКОИТЬСЯ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz