Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)

«ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 28/ 07/ 21 Тенденции 21 Материал подготовлен в рамках совместного проекта «Липецкой газеты» и «Российской газеты» П онятно, что спор, кото- рый изучал Верховный суд, касается конкретной коллизии, но для всех остальных такое разъяснение полезно в первую очередь правовым ана- лизом очень распространенной ситуации. Нет полномочий Наша история началась в Ро- стове-на-Дону с того, что долж- ница, которую довели до белого каления бесконечные звонки и СМС-сообщения коллекторов, пожаловалась на них в Федераль- ную службу судебных приставов. Напомним, что именно эта орга- низация следит, чтобы коллекто- ры не нарушали закон. Приставы жалобу приняли и запросили у мобильного опе- ратора информацию о звонках заявительнице с номера коллек- торского агентства. Пытались узнать, как часто те беспокоили должницу. Но получили неожи- данный ответ — телекоммуника- ционная компания ответила им, что у приставов нет полномочий требовать такую информацию. Сотовый оператор плюс к такому ответу попросил суд признать об- ращение приставов незаконным. А теперь детали этого дела. Должница пожаловалась при- ставам не только на частые звон- ки, но и на угрозы, которые она получает по телефону от мест- ной фирмы из-за долга по ми- крокредиту. Номер, с которого поступали звонки, обслужива- ла крупная сотовая компания. Получив жалобу, приставы за- просили у мобильного оператора детализацию звонков и СМС- сообщений, которые отправля- ли коллекторы должнику, чтобы выяснить — как часто компания беспокоила женщину. Но сотовая компания от- казалась отвечать на запрос пристава и обжаловала их дей- ствия в суде. В общей сложно- сти прошло три местных су- дебных инстанции. И все они приняли решение, что запрос пристава был законным — пристав исполнял свои обя- занности. Сотовая компания с таким решением не согласи- лась и пожаловалась на мест- ные суды в Верховный суд. По мнению оператора, у приставов в подобных случаях есть право получить от них доступ только к персональным данным. А кон- кретно в этом случае пристав хотел получить сведения, кото- рые относятся к тайной связи абонента —юридического лица. И по действующему закону при- ставы не имеют полномочий за- прашивать такую информацию. По мнению оператора, термины «персональные данные» и «све- дения об абоненте» — не одно и то же. Защита информации Верховный суд изучил мате- риалы дела и решил, что прав именно сотовый оператор — приставам нельзя направлять запросы мобильным операто- рам с требованием предоставить детализацию телефонных пере- говоров абонентов — юридиче- ских лиц. Эксперты перечислили, кто может получать информацию об абонентах у оператора связи. Это органы, которые осуще- ствляют оперативно-разыскную деятельность и обеспечивают безопасность РФ, —могут запра- шивать информацию, которая необходима для «выполнения воз- ложенных на эти органы задач». Следом идут приставы, которые могут запрашивать информацию о персональных данных. Если речь идет об абоненте—физлице, то эти сведения могут предоста- вить только по решению суда. И, наконец, самсуд в рамках рассма- триваемых им дел. Да и сами абоненты при желании могут узнать у своего оператора, кто и какую инфор- мацию о них запрашивал. Для этого надо написать запрос в компанию с просьбой сообщить, кто, когда и на каком основании требовал информацию о нем. Правда, может случиться так, что из-за тайны следствия оператор не расскажет своему клиенту о некоторых запросах. Фото Александра Королькова ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ В ДРУГОЙ РЕГИОН МОГУТ ЗАПЛАТИТЬ При переезде в другой регион с целью трудоустройства россиянам могут начать выделять финансо- вую поддержку. С такой инициа- тивой выступил Минтруд России. Проект федерального закона о внесении изменений в закон РФ «О занятости населения в РФ» размещен для общественного об- суждения. В ведомстве отмечают, что поправки в закон позволят рас- ширить круг соискателей вакан- сий, которые смогут получить поддержку от государства при трудоустройстве в другой мест- ности (как в пределах одного региона, так на территории дру- гого региона). «Теперь эту ус- лугу могут получить не только безработные граждане, которые зарегистрированы в центрах за- нятости, но и те, кто ищет ра- боту и готов переехать для вре- менного трудоустройства или на постоянное место жительства в новой местности», — уточняют в Минтруде. Сейчас безработным россия- нам при переезде в другую мест- ность оказывается финансовая поддержка. Эта помощь вклю- чает в себя оплату стоимости проезда и суточные расходы, а также аренду жилья при переезде или провоз имущества и выплату единовременного пособия при переселении. Ее размер устанав- ливают региональные власти. В случае утверждения закона регионами будут выделены до- полнительные средства на выпла- ту суточных, а также единовре- менного пособия тем гражданам, кто не смог найти работу в своем регионе. Проектом закона также изменяется механизм реализации региональных программ повы- шения мобильности трудовых ре- сурсов. Упрощается порядок со- гласования указанных программ. Работодатели могут выступить участниками софинансирования привлечения работников в рам- ках региональных программ. Ольга Игнатова ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СТАВИТ ДИАГНОЗ Росздравнадзор зареги- стрировал два новых сервиса со встроенным искусственным интеллектом, которые будут помогать врачам ставить ди- агнозы. Об этом «Российской газете» сообщили вМинздраве. Это программное обе- спечение «Цельс» компании «Медицинские скрининг- системы». Оно анализиру- ет цифровые медицинские снимки и выявляет на них признаки различных пато- логий, в том числе онколо- гию на ранних стадиях. По словам разработчиков, сер- вис был опробован в поле- вых условиях: так, в течение 2020 года его использовали в реальной клинической практике московские рент- генологи. Применение искусственного интеллекта в диагностике и постановке диагнозов поможет минимизировать риски ошибок, вызванных человеческим фактором. Также регистрацион- ное удостоверение полу- чила нейросетевая система Care Mentor AI от компании «Третье Мнение» для рас- шифровки рентгеновских снимков, флюорографии, компьютерной томографии. Алгоритм обучался на вы- борке из более чем в один миллион исследований, подготовленных в десяти российских клиниках. Ней- росеть распознает более 50 заболеваний, в числе кото- рых — коронавирус. В Центре компетенций цифровой трансформации сферы здравоохранения Минздрава напомнили, что внедрение решений на основе искусственного ин- теллекта — задача, которая учтена в федеральном про- екте «Искусственный интел- лект». «Умные технологии способствуют улучшению качества и доступности медицинской помощи», — подчеркнул руководитель центра Михаил Левин. При этом с 2020 года регистри- ровать изделия на основе искусственного интеллекта стало легче, потому что про- цедуру упростили. ПРОСЬБА НЕ БЕСПОКОИТЬ Получать информацию об абонентах у оператора связи имеют право органы, которые осуществляют оперативно-разыскную деятельность и обеспечивают безопасность РФ, приставы, которые могут запрашивать информацию о персональных данных, суд в рамках рассматриваемых им дел. Очень полезное толкование закона сделал Верховный суд РФ для тех, кто устал от бесконечных звонков коллекторов и решил на них жаловаться. Наталья Козлова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz