Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
Переключая каналы ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 20 №8 7 (26371) КТО ХОЧЕТ ПОЛЕТЕТЬ НА МАРС? БЫЛА ТАКАЯ ПЕСНЯ, ЗВУЧАВШАЯ КАК ПРИКАЗ: «НАДО МЕЧТАТЬ ДЕТЯМ ОРЛИНОГО ПЛЕМЕНИ!». НЫНЧЕ ЕЕ НЕ ПОЮТ, ДА И НЕ ПОМНЯТ. КТО-ТО ОТ ОРЛИНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯРОСТНО ОТКРЕСТИЛСЯ. КТО-ТО СМИРЕННО ПРИЗНАЕТ: У НЕГО И РАЗМАХ КРЫЛЬЕВ, И ВЫСОТА ПОЛЕТА, И МЕЧТЫ СОВСЕМ НЕ ОРЛИНЫЕ. О том, что страна разучи- лась мечтать, написал в последнем номере «Ли- тературки» профессор Дмитрий Евстафьев. Каждый в отдельно- сти о чем-то, конечно, мечтает. Получить наследство, занять ме- сто начальника, выйти замуж за иностранца, да просто пойти на рыбалку. Но вот общей большой мечты, всех объединяющей и вдохновляющей, нет. Вам еще не наскучили по- литические ток-шоу Соловье- ва, Норкина, Шейнина? Тогда вы обратили внимание на этого эксперта. Евстафьев умеет в сто раз прокомментированных сю- жетах про Украину, европейскую русофобию, бюрократическое бездушие открыть что-то новое, неожиданное. Право на мечту Свой взгляд у политолога и на «Прямую линию» президента. Владимир Путин остро реагиро- вал на обеспокоенность населе- ния тарифами ЖКХ, дорожным строительством, телефонными аферистами, выманивающими у доверчивых пенсионеров по- следнюю заначку, даже проху- дившейся крышей. Слава Богу, людские заботы главе государ- ства не безразличны. Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» О том, что страна разучилась мечтать, написал в последнем номере «Литературки» профессор Дмитрий Евстафьев ДЕВИЗ «Я ХОЧУ ВСЕ!» — ТОТ ЗАПРОС, ТА МЕЧТА, ЧТО КУЛЬТИВИРУЕТСЯ В ТЕЛЕВИЗОРЕ БЕЗ УСТАЛИ. ПРОФЕССОР ЕВСТАФЬЕВ ЧТО-ТО ТАМ ПИШЕТ И ГОВОРИТ ПРО ПОЛЕТ НА МАРС, ПРО БОЛЬШОЙ ПРОЕКТ. А НА ТВ БОЛЬШИМ ПРОЕКТАМ ПРЕДПОЧИТАЮТ БОЛЬШИЕ БУРГЕРЫ. НАСТОЙЧИВОЕ, НАСТЫРНОЕ, НЕУМОЛЧНОЕ «КУПИ, КУПИ, КУПИ» НЕ ТОЛЬКО РАЗДРАЖАЕТ, НО И ОСКОРБЛЯЕТ. РЕКЛАМА УЧИТ: МЫ — ТО, ЧТО МЫ ПОКУПАЕМ. ТВОЯ ЦЕНА РАВНА ЦЕНЕ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ ТЫ МОЖЕШЬ СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ. БЕЗ КРУТОГО АВТО ТЫ НЕ КРУТОЙ БИЗНЕСМЕН. СИЛИКОНОВАЯ ФОТОМОДЕЛЬ НЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНА БЕЗ ДОРОГОГО МАКИЯЖА. ГЛАВНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЛЮБВИ — ПРАВИЛЬНАЯ КОРОБКА КОНФЕТ В ПОДАРОК БАРЫШНЕ. Однако профессора Ев- стафьева огорчило одно обсто- ятельство. Почему-то никто не спросил нашего лидера, когда, к примеру, мы отправимся на Марс? Или это уже никому не интересно? Неужто народ по- головно согласился: пусть Рос- сия будет среднестатистической страной «как все»? Эдакой рас- кинувшейся от моря до моря Да- нией, где ни войн, ни катаклиз- мов, ни бурь, а символ торжества цивилизации — вымытый до блеска шампунем тротуар. Не маловато ли для великой державы с тысячелетней исто- рией и мессианским (от этого никуда не деться) менталитетом? И не слишком ли быстро мно- гие забыли, как однажды мы уже потеряли страну, разменяв ее на двести сортов колбасы, отпуска в Турции и бэушные иномарки? К слову, Владимир Путин наверняка охотно бы поддержал разговор об отечественной кос- мической программе. Как-то, встречаясь с молодежью на Вал- дае, он сам затронул «звездную» тему. И сказал, что его с юности притягивали загадки Вселенной. Но на «Прямой линии» вопро- сов об этом не было. А ведь экономическое и ду- ховное возрождение России без масштабных идей, без большой мечты не достижимо. А молодым такая мечта необходима вдвой- не. Если старшие не придут на помощь своим детям, те найдут, уже находят убогие или опасные эрзацы—от сумасшедших гонок по городским улицам до культа невменяемого Моргенштерна, наркотиков и «групп смерти». Кому повезет без серьезных ду- шевных и физических потерь повзрослеть, пополнит толпу обывателей, которым тачка и смартфон, равный по цене пяти пенсиям, застят весь горизонт. Собственно, диагноз Ев- стафьева не так уж оригинален. Как и недуг общества, отказав- шегося от высоких порывов и прорывов. Неслучайно француз- ский писатель АндреМоруа, чьи бестселлеры в годы книжного дефицита мы обменивали на ки- лограммы макулатуры, преду- преждал: кто в шестнадцать лет не был романтиком и револю- ционером, тому в тридцать не хватит отваги быть начальником пожарной команды. Хочу все и сейчас! Телевидение с каким-то сла- дострастием показывает поте- рянное поколение. Минимум желания противопоставить что-либо этой потерянности и растерянности и максимум эн- тузиазма для извлечения сенса- ции. Камеры жадно снимают скандальных блогеров или юных невежд, путающих Бородинское поле с Прохоровским, а Багра- тиона с Баграмяном. Передача «Умники и умницы» о школь- никах-эрудитах — абсолютное исключение из правил. Да и де- монстрируют ее в не самое смот- рибельное время. Зато публику ежедневно раз- влекают «делами несовершен- нолетних» — инсценировками, в которых на скамье подсудимых бесконечной чередой сменяют друг друга «трудные» подростки. А их нормальных сверстников не замечают. То же, впрочем, и со взрос- лыми персонажами. Ты не алко- голик, не альфонс, не семейный тиран? Значит, тебе не место на телеэкране. Давно ли вы, господа, видели в своем «зом- боящике» рабочего у станка, ме- ханизатора за штурвалом ком- байна? Не напрягайтесь. Вряд ли вспомните. Если это, конеч- но, не старые фильмы «Весна на Заречной улице», «Высота», «Председатель». Когда гегемона лишили этого звания, человек в рабочей спецовке вообще ис- чез из поля зрения киношников и телевизионщиков. То ли дело миллионеры, избивающие жен, или девяностолетний актер, от которого родила его тридцати- летняя пассия. Но это попутная реплика. Я не о том. На молодежную ауди- торию, если она отключает га- джеты и через плечо родителей поглядывает в телек, сильнее всего влияют не гламурные ме- лодрамы и комедии, а реклама. Она — что-то вроде тренинга для потребителя. Ориентир: о чем нужно мечтать. Рекламная идеология исчерпывается за- дорным восклицанием «самой популярной девушки России» (догадайтесь, кто она): «Я хочу все!». В некой экзотической стра- не верят: мы — то, что мы едим. Реклама учит тому же: мы — то, что мы покупаем. Твоя цена равна цене вещей, которые ты можешь себе позволить. Без крутого авто ты не крутой биз- несмен. Силиконовая фотомо- дель не конкурентоспособна без дорогого макияжа. Главное до- казательство любви — правиль- ная коробка конфет в подарок барышне. Без нее современная Джульетта пошлет Ромео куда подальше. Так вышло, что я с опозда- нием получил письмо от чита- теля «Липецкой газеты» Васи- лия Андреевича Грезина. Как раз о рекламе. Он устал от ее напора и отправил в Москву предложение: пожалейте пуб- лику — уберите рекламу хотя бы с первой и второй кнопок. Результат был предсказуем. Ветерану доходчиво сообщи- ли: реклама — двигатель тор- говли. Не будет ее — каналы либо разорятся, либо потре- буют плату у пользователя. Дальше — ссылки на законы и разъяснения, на сколько ми- нут разрешено прервать ваш любимый сериал или концерт клипами про кошачий корм и чудо-очиститель для унитаза. Подозреваю, что Василия Андреевича коробит не только то, что показ прерывается. Вряд ли мы с моим земляком будем возражать против социальной рекламы с просьбой собрать деньги для лечения ребенка или призывом не жечь костры в лесу при тридцатиградусной жаре. Но вот настойчивое, настыр- ное, неумолчное «купи, купи, купи» не только раздражает, но и оскорбляет. Знаете, какое у меня самое сильное и тягостное впечатле- ние от телепередач 22-го июля? Когда на «Вестях24» сразу по- сле черно-белой фотографии военных лет со словами «День памяти и скорби», что называет- ся, «встык», пошел разухабистый клип про котлету в тесте. Ешьте, и будет вам счастье. На канале никто не подумал развести по времени эти две несовместимые картинки. Мы с Василием Андрееви- чем, понятно, ничего не изме- ним. Девиз «Я хочу все!» — тот запрос, та мечта, что культиви- руется в телевизоре без устали. Профессор Евстафьев что-то там пишет и говорит про полет на Марс, про большой проект. А на ТВ большим проектам пред- почитают большие бургеры. Фото с сайта redstar.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz