Липецкая газета. 2021 г. (г. Липецк)
№8 4 (26368) ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 28 Творчество ИСЦЕЛЕНИЕ СИНИМ АКАДЕМИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ СЕРГЕЙ ЛАДОШИН (СЕРГЕЙ ДАС) УЧИТ СИРОТ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЗДОРОВЬЯ ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ С ПОМОЩЬЮ КИСТИ И КРАСОК. ОН ОДИН ИЗ АВТОРОВ ПРОЕКТА «ДЕТИ СОЛНЦА», КОТОРЫЙ ОХВАТИЛ СЕМЬ РЕГИОНОВ. Дарья Шпакова В Липецкой области худож- ник-абстракционист про- вел мастер-классы в пяти коррекционных учебных заведе- ниях. Сейчас в зале областного художественного музея проходит выставка работ детей-участников проекта. Саше 12 лет, и он очень хо- чет встретиться с мамой, кото- рая уже несколько раз отбывала срок в тюрьме. Сейчас она на свободе, но желания увидеть сына нет. А Саша ждет ее в Цен- тре непрерывного образования обучающихся «Траектория». Он говорит, что не обижается на маму, просто хочет обнять и почувствовать, что не одинок. Историю Саши художник слу- шает долго, записывает что-то в блокнот. Ему дорога судьба каж- дого ребенка, которому он помо- жет выплеснуть всю свою боль и поделиться мечтами—красками на холсте. Саша выбирает крас- ный цвет, черный и белый. Тре- вожность и надежда. Хотя рядом стоят банки с необычной кра- ской. На них написано «солнце», «небесный», «вишня». Крупные мазки для фона, цветовые пятна, штрихи, завершающие компо- зицию, и картина почти готова. В абстракции нет предложенных образов — здесь все про чувства. —Уменя есть пример девочки Маши сДЦП, которая прикована к инвалидной коляске. Я ей гово- рю: «Ты умеешь танцевать?». Она засмущалась и сказала: «Нет». «Ну ничего, я тебянаучу, только танце- вать мы будем на холсте кистями и красками». Иребенок раскрыл- ся — мы с ней создали картину, и она призналась, что ей стало легче. Маша в тот момент тяжело переживала смерть друга. Один сеанс «живописи эмоциональ- ного танца» — и дети начинают чувствовать себя счастливыми, — рассказывает Сергей Дас. Аукцион спасения Художник говорит, что со- вместное творчество с детьми — это и его личная психотерапия. Он с ними хулиганит с помощью красок, подключается к детским эмоциям, сам становится боль- шим ребенком. Для его абстрак- ций не нужны каноны и правила. Свои картины, которые хранятся в известных галереях и частных коллекциях во многих странах мира, Дас пишет не больше пят- надцати минут. Главное — пой- мать настроение, выплеснуть экспрессию. Если он будет ду- мать над своей работой, что-то дописывать и подправлять, ма- гия красок исчезнет. Сейчас он «заморозил» все проекты. Дас в путешествии за детской непо- средственностью. —Яписал картину соСлавой: он в шесть лет ничего не говорил. Но проявил уникальные способ- ности. Стал вырывать отовсюду, где видел, английские буквы и складывать в слова. Мама потом их переводила, и они стали так общаться. Мы создали со Славой настоящий шедевр и назвали его «Первая буква», — рассказывает Сергей Дас. Он хочет, чтобы каждый взрослый помог ребенку открыть через живопись себя, заявить этому миру, что он есть и умеет радоваться жизни. Ему важно, чтобы, глядя на эти картины, люди понимали: дети с особен- ностями здоровья мечтают, лю- бят, умеют видеть мир сердцем так же, как их сверстники. Одна из акций благотворительного проекта — профессиональный аукцион детских картин. Он пройдет и в Липецке. — Стартовая цена одной кар- тины — 50 тысяч рублей. Самую дорогуюработумыпродали за 250 тысяч рублей. Перед тем как вы- ставить лот, я рассказываю исто- рию своего маленького соавтора. Потом владельцы картин обяза- тельно навещают их в детских до- мах, становятся друзьями, — рас- сказывает о проекте Сергей Дас. Рисуя джаз Сергей Дас свои абстрактные картины считает посланием. Ув- лекся ими семь лет назад, а шел к этому всю жизнь. Они расска- зывают зрителю чаще всего о нем самом. Кто-то видит в цветовом вихре глаза своей мамы, кто-то просто плачет, глядя на сочета- ние красок. Законы абстрактной живописи часто необъяснимы. Образына холсте пороймистиче- ские—чувства у художника и зри- теля через край. Сергей Дас счи- тает своим образованием жизнь. Профессионального вуза он не закончил, но зато есть точечное погружение в живопись — вокруг него друзья: маститые художники, искусствоведы, владельцы гале- рей, у которых всегда есть чему поучиться. СергейДас долгое вре- мя писал в реалистичной манере. Зарабатывал в реставрационной мастерскойидаже делалпортреты на памятниках. Шутит: «Самая большая коллекция моих работ на кладбище». Но однажды ему приснились шесть абстракций, и в жизнь ворвалась свобода. — Я три раза пытался писать в этой манере, и у меня ничего не получалось. Друзья говорили — мазня, не цепляет. А во сне я чет- ко понимал, что вижу картины и они гармоничны. Попытался сделать наброски, закрыл- ся на полтора ме- сяца в мастерской и написал 28 ра- бот. Когда я рисо- вал реализм, меня часто мучили депрессии, у г н е т а л а невостр е- бованность, а тут я ощу- тил прилив э н е р г и и . Дл я ме н я абстракция — это джаз. Хотя, конеч- но, я приме- няю знания: делаю глуби- ну, выстраи- ваю компози- цию. Но все это рождается в импровиза- ции, — расска- зывает о своей живописи Сергей Дас. Дас значит «слуга» Художник считает, что искус- ство — это то, что делает людей лучше. Он так любит свою жи- вопись, что мечтает поделить- ся ею со всем миром. Для него мало пространства выставок, и Дас стал дизайнером: выпустил серию одежды с принтом из своих картин. Однажды это не- ожиданным образом сыграло на его имидж. Сергей Дас познако- мился в Переделкино, там у него мастерская, с президентом Рос- сийской академии художеств, народным художником СССР и России Зурабом Церетели. Они долго говорили об искусстве и гуляли по дому-музею мастера, где выставлены его работы. И вдруг Церетели говорит: «Какая у тебя красивая майка. Чья это живопись?». Сергей признался, что это одна из его собственных картин. Даже затертый принт маститый художник оценил как стоящую абстракцию. — После этой встречи Зураб Церетели познакомил меня со многими известными мастера- ми. Мои работы оценили. Долгое время они не продавались, и я взял дело в свои руки. Обзвани- вал крупные бизнес-компании с вопросом: «Живописью не инте- ресуетесь?». Привозил им свер- нутые в рулон картиныи так про- дал треть своих работ. Недавно начал писать современные пор- треты в стиле абстракции, одна из них есть в коллекции Зураба Церетели, — рассказывает свою историю успеха Сергей Дас. Дас создал более 600 картин, многие из которых находятся в постоянной экспозиции Музея искусств в Переделкино, в гло- бальном проекте виртуальных музеев Google culture Instituite, на сайте всемирной галереи Saatchi, а также на сайте Меж- дународной галереи совре- менных художников. Сергей Дас говорит, живопись — это его внутренняя потребность. А свой псевдоним он приду- мал, когда стал абстракцио- нистом. В переводе с санскрита «дас» значит «слуга». Он считает себя художником-посредником тонких материй, которые откры- лись для него с момента, когда он начал рисовать «джаз». Фото Сергей Кожевников Сергей Дас хочет, чтобы каждый взрослый помог ребенку открыть через живопись себя Я ВСЕГДА ГОВОРЮ ДЕТЯМ: «КАРТИНА, КОТОРУЮ ВЫ НАПИШЕТЕ, УЖЕ ЕСТЬ В ВАШЕМ СЕРДЦЕ. МЫ ПРОСТО АККУРАТНО ОТПЕЧАТАЕМ ЕЕ НА ХОЛСТЕ». НИКТО НЕ ЗНАЕТ, КАК РАБОТАЕТ АРТ-ТЕРАПИЯ, К КОТОРОЙ Я ОТНОШУ ЛЮБУЮЖИВОПИСЬ. КОГДА СМЕШИВАЮТСЯ КРАСКИ, ЛЮДИ НАЧИНАЮТ ПО-ДРУГОМУ СЕБЯ ОЩУЩАТЬ Сергей Дас
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz